4 мин.

Зона отчуждения. Как поднять «Спартак» из ада

Почему самый популярный клуб страны должен стать самым закрытым.

После матча с «Зенитом» московские журналисты не провоцировали Андре Виллаш-Боаша: всем хотелось поскорее увидеть Мурата Якина. Швейцарец не получил ни одного острого вопроса по одной причине: трехматчевая победная серия прервалась не разгромом от будущего чемпиона, а обидной потерей двух очков. «Спартак» наконец-то играет в свой футбол», – рассуждал удовлетворенный Игорь Рабинер. Поводов сильно радоваться у красно-белых нет почти 12 лет.

Когда «Спартак» раскатывал «Терек» в первом тайме, твиттер был похож на заросли сахарного тростника. Рай перфекциониста в голевой атаке (задействованы три русских игрока, замыкание молодого Кротова), комбинации низом, высокий прессинг: статус соперника вообще не влиял на настроение тех, кто уже больше десяти лет мечтает о стеночках, забеганиях и других атрибутах 90-х.

Распространение идеи о стеночках напоминает действие радиации. Отцы на трибунах «Открытие Арены» рассказывают сыновьям про чемпионскую эпоху: дети увидят только нарезки на YouTube, но на всю жизнь запомнят, что Тихонов, Аленичев, Титов и Цымбаларь – короли, а нынешний «Спартак» – шайка миллионеров без культуры паса.

Рабинер обожает вставлять в тексты (и книги) зарисовку про Бескова (разгромил раздевалку после победы 4:0, причина – экономия сил во втором тайме, неуважение к зрителям), делая вывод: нынешнему тренеру «Спартака» и унылые 1:0 – счастье.

На главной странице «Спорт-Экспресса» регулярно выходит программа «Спартак» по Романцеву». Естественно, там вспоминают не про Мукунку и Грановского, а про ажурный футбол, скончавшийся в конце прошлого века.

В конце апреля в твиттере появилась эта история:

Дмитрий Жичкин

Реакция все та же: болельщики красно-белых не осуждали Широкова, который влез не к месту, а сравнивали положение Романа и Якина. Игрок рвется с «Краснодаром» в Лигу чемпионов, тренер – барахтается под зоной Лиги Европы: следовательно, Широков прав, ведь он хотел играть в красивый футбол с короткими передачами.

Аура забеганий и стеночек не влияла бы на результаты, если бы главным модератором этих дискуссий не был владелец «Спартака». Леонид Федун – сумасшедший фанат клуба, несмотря на древние фотографии с динамовским флагом. Пару раз в месяц президент выходит к людям и говорит все, что они хотят услышать: «Давыдов – Месси», «Купим двух Промесов», «Якина посоветовал Моуринью», «Аленичева – в будущем позовем». Еще владелец отвечает почти на все звонки журналистов: он эмоционален, доступен и откровенен.

Федун – медиаперсона, генерирующая инфоповоды вокруг «Спартака». В Петербурге клубом правит такой же фанат, но у него другой подход: «Выигрывайте чемпионство, пока я буду кататься в зенитовском «Хаммере». Публичные заявления Миллера вылизаны спичрайтерами, реплики Федуна – импровизация. Он обещает зрелищный футбол, но приглашает Якина, хвалит Широкова, а через полгода называет его дураком, шесть лет подбадривает Карпина, а позже вешает на него ярлык сбитого летчика.

Федуну уже давно никто не верит: все, на что он сейчас способен, – раздувание скандалов вокруг «Спартака». Сменить формат высказываний невозможно – рано или поздно Леонид сорвется и выдаст что-то фанатское. Единственный выход – замолчать, причем всему клубу сразу. Идеальный сюжет: интервью игроков – только в программках, мнение тренера – на пресс-конференциях, номер Федуна – недоступен, выход из VIP-ложи – сразу к авто с водителем.

Мораторий на общение с журналистами и болельщиками сделает «Спартак» самой скучной командой Премьер-лиги. Сначала такое решение спровоцирует дикий всплеск негатива, а через месяц московский клуб перестанут обсуждать даже в «90 минут Плюс»: Георгию Черданцеву (промоутер идеи «Аленичева – в «Спартак») нужна ответная реакция.

ЦСКА, «Зенит», «Краснодар», «Локомотив» и «Динамо» вытеснят красно-белых из топа главных трендов. Спартаковские инсайды повиснут в воздухе – их никто не прокомментирует. Фанаты перестанут быть заказчиками красивой игры и двух Промесов: они превратятся в зрителей, которые ни на что не влияют (так и должно быть).

Держать язык за молнией придется до первого титула. После фразы «Мы – чемпионы, вы – лучшие, «Спартак» – великий» команде простят даже отсутствие стеночек и забеганий: увидев свежий трофей, люди осознают, что в мире есть вещи ценнее эстетичного футбола.

 

Источник