Симонян: «Блокадные матчи говорили немцам – город жив»
Когда началась война, старейшине отечественного футбола Никите Павловичу Симоняну было 14 лет. В интервью «Чемпионату» он рассказывает, как пережил то время.
— В период войны жил вместе с семьёй в Сухуми, хотя родился в Краснодарском крае, — говорит Симонян. — Моим родителям пришлось бежать от турецкого геноцида. Мы переехали в Сухуми, когда мне исполнилось четыре года. Моё детство прошло именно в этом городе.
В 1941 году немцы уже подступали к Туапсе, поэтому наш город подвергался бомбёжке. В пределах двух кварталов от нашего дома находилось здание Абхазского обкома партии. После масштабной бомбардировки я увидел там убитую женщину. Таким было моё первое впечатление о войне.
— Что делала в военное время ваша семья?
— Мой отец работал кассиром недалеко от железной дороги, которая находилась рядом со сквером, где был установлен памятник Иосифу Сталину. Когда прозвучала военная тревога в 1942-м, все ринулись в этот сквер. И тут разорвался снаряд. После взрыва отец лежал под деревьями. Два осколка попали в спину, также этой волной ему начисто срезало ягодицы и пятки. Он очень долго лечился. Но монумент Сталина устоял.
— Как проходило детство у сухумских мальчишек?
— Немецкие подводные лодки не раз атаковали наши транспортные корабли. В один из дней вражеские субмарины выпустили три торпеды по танкеру, который шёл к порту Сухуми. Одна торпеда угодила в носовую часть корабля, но судно всё равно вошло в пристань. Тогда убило около семи человек. Две других торпеды не разорвались и выскочили на берег на расстоянии примерно в трёх километрах друг от друга. На одну из них мы ходили смотреть и даже садились на неё. Родители об этом не знали.
Самый ужасный момент войны для меня лично? Он случился тогда, когда шёл корабль из Новороссийска. На судне вывозили женщин, детей, стариков. Немецкий бомбардировщик выпустил три бомбы, которые угодили в карму, центр и нос. Шансов выжить у людей не оставалось. Торчали трубы взорвавшегося корабля, это было страшно.
— Какими видами спорта занимались в те трудные годы?
— В сухумских школах во время войны занятия не прекращались. После уроков мы играли во все командные виды спорта: футбол, волейбол, баскетбол. Кроме того, мы жили у моря, где находился водный стадион «Динамо». В летнее время мы там купались и в его окрестностях играли в салочки. Сначала мы пробегали водный стадион, а потом ныряли. А вышка была с тремя уровнями высоты: 3,5 и 10 метров. Мы с неё прыгали головой в воду или двумя ногами. Более того, недалеко от моря находился дом администрации города. Он был выше даже 10-метровой вышки. Но с этого дома мы тоже сигали в воду. Тогда я научился плавать кролем и брасом. В этом отношении меня война закалила.
— Играли ли вы в дворовый футбол во время войны? Много ли мальчишек собиралось погонять мяч в тот тяжёлый для всех период?
— Конечно. Все те, кто выиграл Кубок Грузии c сухумским «Динамо» в 1945 году, выросли в Сухуми или неподалёку от города. Местный клуб не прекращал своё существование и в военное время. Во дворе в футбол играл с нами обладатель Кубка Грузии 1945 года вратарь Владимир Маргания. Геннадий Бондаренко, Георгий Грамматикопуло, Павел Сичинава, Александр Седов и многие другие тоже выходили погонять мяч во время войны. Дворовый футбол сильно повлиял на моё будущее. Мы гоняли мяч до изнеможения. Вместо ворот ставили кирпичи, рюкзаки, всё, что попадало под руку, и играли в футбол.
Мы как-то услышали, что в 12 километрах от Сухуми есть посёлок Гулрыпше, где на тот момент было поле с неплохим травяным покрытием. Тогда электрички не ходили, поэтому мы садились на поезда, которые следовали, скажем, по маршруту Сухуми – Тбилиси, и выходили на остановке в Гулрыпше. На этом поле мы бегали и играли в футбол, пока у нас сил хватало. А обратно шли домой пешком 12 километров, так как поезда ходили с большими интервалами. Противником того, чтобы я играл в футбол, был мой отец. В то время у нас отсутствовал инвентарь, а мы рвали ботинки. Но мяч оказался сильнее порок. Тогда футбол называли хулиганской игрой.
— После войны отец принял ваше увлечение?
— Да. Отец вместе с зятем ходил на матч «Спартака» и сборной Чехословакии. Мы выиграли со счётом 2:0, а я оформил дубль. Публика начала кричать: «Никита, давай!». Папа озирается и спрашивает: «Толя, а кому кричат?». Зять отвечает: «Твоему сыну». Тогда он сказал: «Извинись за меня перед матерью, не знал, что такое футбол».
— Какие мифы нужно развеять о киевском «матче смерти»?
— О мифах не хочу говорить. Я считаю, что футболистов команды «Старт» расстреляли за то, что они обыграли немцев.
— 31 мая 1942 года в блокадном Ленинграде прошёл матч между местным «Динамо» и «Зенитом». Что Вам известно об этой игре?
— Этот матч был проведён для того, чтобы показать немцам – город жив. Блокадные матчи – победа духа. 31 мая 2012 года в честь 70-летия со дня проведения блокадного матча в Санкт-Петербурге открыли памятник участникам той игры. Тогда мы вспомнили об этом матче. «Динамо» в этой игре победило со счётом 6:0. К слову, я бы хотел ещё вспомнить о встрече сталинградского «Динамо» и «Спартака». 2 мая 1943 года московский клуб приехал играть в разрушенном Сталинграде товарищескую встречу с местным «Динамо». Хозяева победили со счётом 1:0. Такими играми воспитывался патриотизм.
— Какие матчи между профессиональными командами проходили в Сухуми в это тяжёлое время?
— Ещё в 1944 году шла война, а в Сухуми всё равно приезжали команды. Одна из больших заслуг руководства страны состоит в том, что во время войны удалось их сохранить. Игроков же не отправляли на фронт. ЦДКА, «Динамо», например, приезжали играть товарищеские матчи в Сухуми во время войны, и мы, мальчишки, многое у них почерпнули. Команды играли между собой, проводили товарищеские матчи с сухумским «Динамо». Футбольная жизнь не замирала.
— Какие фильмы о войне вы бы посоветовали посмотреть молодому поколению?
— «В шесть часов вечера после войны». Когда выходили любые картины в военное время, мы сразу бежали в кинотеатр. Фильмы, которые выходили до, во время и после войны несли в себе воспитательное значение. Вспоминается ещё «Небесный тихоход».
— Чему научило вас военное время?
— Военное время подняло дух патриотизма. Мы понимали, что мы обязательно должны победить врага, который посягнул на нашу страну. Это главное. Война закаляла не только характер, но и заставляла гордиться нашей страной.
братьев, памяти вечно молодых
солдат и офицеров Советской
Армии, павших на фронтах
Великой Отечественной войны
Вечная
слава
героям!
Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная
слава
героям!
Слава героям!
Слава!!
...Но зачем она им,
эта слава,—
мертвым?
Для чего она им,
эта слава,—
павшим?
Все живое —
спасшим.
Себя —
не спасшим.
Для чего она им,
эта слава,—
мертвым?..
Пусть
не все герои,—
те,
кто погибли,—
павшим
вечная слава!
Вечная
слава!!
Вспомним всех поименно,
горем
вспомним
своим...
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!..
Роберт Рождественский
Германия, май 1945 года. Советский солдат около дорожного указателя