С Днем Победы!
Ровно 70 лет назад из всех радиоточек страны зазвучал голос Юрия Левитана: «Внимание, говорит Москва! 8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена. Германия полностью разгромлена. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!»
Война, длившаяся почти четыре года, война, унесшая миллионы жизней, война, стоившая столь многого, — была окончена.
Четырьмя годами ранее, 22 июня 1941-го, на стадионе имени Ленина в Ленинграде должен был состояться матч чемпионата СССР по футболу между московскими спартаковцами и их одноклубниками из Северной столицы. Но утром того дня страну черной тучей накрыла война…
Общая беда не оставила равнодушным никого. Одними из первых уходили защищать страну спортсмены, не остались в стороне и спартаковцы. Добровольцами отправились на фронт и дошли до Берлина начальник «Спартака» и его бывший голкипер Иван Филиппов, тренер Пётр Попов, голкипер Владислав Жмельков, прошли всю войну нападающий Александр Рысцов, форвард Николай Нилов, игравший еще за «Пищевики»… Воевали за пределами СССР в рядах армии, сформированной в Советском Союзе председателем правительства Польши в изгнании Владиславом Сикорским, спартаковские форварды-поляки Болеслав Габовский и Адам Волянин.
Спартаковская база в Тарасовке в военные годы сменила профиль: там был обустроен учебный пункт, где молодых бойцов обучали штыковому бою и метанию гранат, а также готовили снайперов.
До своего ареста в 1942 году посильный вклад в будущую победу 1945-го внесли и братья Старостины. Александр Петрович был арестован в звании командира Красной Армии на курсах «Выстрел», где готовился к выпуску и отправке на фронт. Андрей Петрович до трагических событий был директором фабрики «Спорт и туризм», на которой изготавливались противогазы и армейские вещмешки. Хотел отправиться на фронт добровольцем Пётр Петрович, но ему отказали без объяснения причин. Николай Петрович помогал футболистам, не ушедшим летом на фронт, устраиваться на оборонные заводы.Но даже войне оказалось не под силу уничтожить в людях желание жить. Несмотря на то что союзные турниры были прерваны, спортивная жизнь продолжалась: уже в конце июля стартовал розыгрыш Кубка Москвы, в котором приняли участие и красно-белые. Затем прошло и осеннее первенство Москвы, но его последний тур не был сыгран: к стенам столицы подошел враг. И все же оба турнира продолжали проводиться в течение всех военных лет, помогая людям хотя бы ненадолго отвлечься от творившегося вокруг.
В 1943-м спартаковцы приняли участие в важнейшем событии. 2 мая, спустя всего три месяца после Сталинградской битвы, отвоевав у войны кусочек жизни, красно-белые и сборная Сталинграда, выступившая под именем «Динамо», встретились в матче, вошедшем в историю под названием «На руинах Сталинграда» и показавшем всему миру, что город жив ― несмотря ни на что.
Путешествие «Спартака» в Сталинград было небезопасным: лететь предстояло через линию фронта, команду сопровождал эскорт из двух истребителей. Сыграли на стадионе «Азот» в поселке Бекетовка: сталинградские «Трактор» и «Динамо» были полностью разрушены. Вместе с саперами сталинградские футболисты разминировали подходы к стадиону, закапывали ямы в центре поля…
Матч, победу в котором с минимальным счетом победу одержали хозяева поля, собрал около десяти тысяч зрителей, добиравшихся до места всеми возможными способами, и по радио транслировался на фронт.«Мы узнали из наших газет о матче московского «Спартака» со сталинградской командой, — передавал позднее из Лондона английский журналист Брюс Харрис. ― Мы в Англии переживали волнующую радость… Можно ли было подумать, что Сталинград после таких переживаний, какие не выпадали ни одному городу, сумел выставить на футбольное поле команду? Не есть ли это одно из проявлений того сталинградского духа, который свойствен русским воинам, такого несокрушимого, который никто не может сломить?!»
В дальнейшем, в 1943–1944 годах, выезды московских команд на товарищеские матчи в другие города практиковались регулярно; вырученные с них деньги шли на нужды фронта. Например, на средства, заработанные «Спартаком» во время турне по Узбекистану, был построен самолет.
А 9 мая 1945-го из всех радиоточек страны зазвучал голос Юрия Левитана: «Внимание, говорит Москва! 8 мая 1945 года в Берлине…».
Война была окончена.
Спустя четыре дня, 13 мая, стартовал первый послевоенный чемпионат СССР, ставший еще одним знаком того, что жизнь победила, жизнь продолжается!
Сегодня, в день 70-летия Великой Победы, мы преклоняем колени перед всеми, кто сделал ее возможной, чтим память отдавших ради нее свои жизни и поздравляем ветеранов, которые сегодня с нами. Мы помним ваш Подвиг и гордимся им! Сквозь десятилетия и века мы пронесем память о нем, никогда не забудем вашего героизма и самоотверженности, будем бережно хранить ваши бессмертные имена. Мы перед вами в неоплатном долгу.Низкий поклон каждому из вас — и солдатам, смотревшим смерти в глаза на передовой, и тем, кто ковал Победу в тылу, и тем, кто залечивал раны, оставленные войной, возрождал страну в послевоенные годы.
Вечная память павшим. Счастья, здоровья и долгих лет живущим!