9 мин.

Барса. Послесловие

В удивительно насыщенной и разноцветной биографии Роналдо есть немало темных облачков – мест отсутствия нужного количество фактов, порождающих самые невероятные спекуляции. Опасность таких «зон» ещё и в том, что заинтересованные стороны немедленно и неумолимо интерпретируют события в свою сторону – там где палка гнется, гнут ее на себя. Одним из наиболее показательных случаев в этом смысле является история ухода Роналдо из «Барселоны». И хотя она была досконально проверена Fifa, до сих пор у многих осталось сильное ощущение – Роналдо «бросил» клуб и болельщиков, «ушёл» в решающий момент, поступил предательски и.тд. Разобраться в деталях не так уж и сложно при наличии информации, но для многих это дело пока еще не столь важно, чтобы заниматься её поиском. И в то же время они с удовольствием бы прочитали готовенькую, слепленную подборку. Ровно с этой целью я её и подготовил.

Для начала стоит отметить, что география значимых для этой истории факторов широка. Здесь нельзя взять на рассмотрение пару недель трансферного окна и сразу же определить корень проблем. Сезон 1996/1997 для Роналдо по мнению абсолютного большинства – лучший в карьере в плане игры. Не все однако помнят, что этот же сезон – абсолютный чемпион по количесту бессонных ночей, утомительных перелётов, бесконечных съёмок, гневных перепалок на пресс-конференциях и волнительных переговоров. Всё вместе это создало определенную ситуацию, которую просто нужно было хоть как-то, но поменять. Это – внутренняя, но менее значимая причина, а внешняя, определяющая – это ДЕНЬГИ. Денежные знаки. Средства личного обогащения.

Вторая заметка, которую необходимо сделать – это определение значения понятия «Роналдо» в контексте рассматриваемой материи и промежутка времени. Собственно, Роналдо он был и оставался на футбольном поле и в личных отношениях. Всем остальным занимались его агенты без малейшей возможности самого Роналдо как-то повлиять на эти процессы. Влияние Алешандре Мартинса и Рейналдо Питты, впоследствии окончательно заигравшихся и осужденных на долголетние сроки, на Роналдо было похоже на влияние Распутина на царскую семью. Ровно с этой позиции и стоит понимать всё, происходившее в те лихие годы – с позиции осознающего агрессивность менеджмента собственников предприятия под названием Луис Назарио Де Лима.

Часть первая, La exposisión *

...А внешне это действительно напоминало сказку. Газеты, телевизионные станции, обозреватели были озабочены сравнениями. Они пересматривали хронику с Пеле. Они вновь запускали старые кассеты с Диего Марадоной. Они в смущении кидались от Круиффа к Ромарио. И с каждым новым матчем «Барсы» продолжали убеждаться – такого футболиста ни они сами, ни объективы камер доселе не видели на футбольных полях. Был Пеле, но Пеле не умел стартовать с такой скоростью. Был Марадона, но Марадона никогда не лупил по углам с таким хладнокровием. Был Круифф, но даже Круифф не мог в каждом матче выдавать ювелирные финты на крейсерской скорости.

Первое убойное впечатление и хаотичный поиск закончились ближе к зиме. До этого целью всей пишущей и транслирующей прессы было как бы показать и рассказать всему миру, что нельзя упустить столь хрупкое счастье. Что такого явления точно не было уже очень давно в футболе ... Но к концу года им можно было снизить обороты - «Роналдомания» преодолела границы мира футбольного быстрее, чем можно было ожидать, и теперь им самим рассказывали о Роналдо все вокруг. А когда после вот этого матча

ни у кого уже не осталось сомнений по поводу судьбы приза лучшему футболисту года по версии Fifa, то акулы пера с чувством выполненного долга отчасти переключились на другую сторону жизни Роналдо, не обратить внимание на которую было попросту невозможно...

 

Часть вторая, El desarrollo

Я говорил о насыщенности. Лучше всего здесь обратиться к цифрам. С июня 1996 по июнь 1997 года Роналдо сыграл 76 официальных и товарищеских матчей, в которых забил 68 мячей ( вы видели где-нибудь что-нибудь подобное? ). И в дальнейшей карьеры ему будет свойственно ставить самые удивительные футбольные рекорды. Однако в этот гад пали и совсем далёкие от футбольного поля. Первое – это количество рекламных контрактов ( начиная Nike и заканчивая местным энергетическим напитком в родной Бразилии ), второе – количество интервью и журналистов, преследовавших его всегда и везде, третье – количество звонков на мобильные телефоны, которых пришлось для более эффективной сегментации носить с собой аж три штуки. И конечно же самое главное – это количество перелётов из Европы в Бразилию.

За один сезон он совершил около 40 перелётов из Старого Света в Новый. Особенно рекордным выдался период с начала января по конец декабря – 9 перелётов, 106 часов чистого лёта. В Бразилии он улаживал самые разные дела – снимался в рекламе, покупал недвижимость себе и родным ( особняк в престижном районе Рио вдали от фавелл, квартиру в пентхаузе на Avenida Sernambertiba, дом для матери за 500 тысяч долларов, островок для новой подружки недалеко от курорта Angra Goareif севернее Рио и.т.д. ), улаживал семейные вопросы ( его отца задержали по подозрению в хранении наркотиков ), просто отдыхал и катался на яхте, активно занимался культурными и социальными мероприятиями ( посещение детских приютов, больниц, клиник и.т.д. ), активно ухаживал за Сузаной Вернер. Всё это очень быстро сказалось на его отношениях с Бобби Робсоном. Английский тренер навсегда останется в памяти Роналдо как один из самых мудрых и справедливых, но в то время он был часто справедливо же строг к Роналдо. Какому тренеру понравится постоянное опаздывание на тренировки и невозможность отыскать своего футболиста?

Ещё одно следствие чрезвычайной насыщенности, а также популярности Роналдо – это пошатнувшиеся внутрикомандные отношения. Стоичков полыхал черной завистью к Роналдо исключительно из-за его выдающейся игры, а остальные – из-за рекордной зарплаты. Чем дальше развивался сезон, тем более ясно становилось, что по сути у Роналдо в «Барсе» есть только два настоящих друга – это Джованни и Фигу. Все остальные делились на просто приятелей и одноклубников, повязанных командым интересом...

Часть третья, La reexposición

На как уже было сказано – это была лишь внутренняя сторона медали. Внешняя заключалась в той жар-птице, которую поймали за хвост Алешандре Мартинс и Рейналдо Питта. Когда-то начинающие банкиры использовали выгоды своего положения на все сто. Весь сезон, начиная с самого первого месяца они вели постоянные переговоры с руководством «Барселоны» о повышении зарплаты Роналдо. Ему было всего 20, и его часто бросало из крайности в крайность – при всей этой беготне он часто воспринимал разные уколы в свой адрес крайне болезненно. Стоило Робсону наказать его двойной тренировкой и резкими замечаниями, как Роналдо немедленно принимался звонить агентам и просить их расторгнуть контракт с «Барсой». На следующий день команда выигрывала, болельщики были в восторге, и Роналдо совершенно искренне заявлял, что этот клуб и этот город – то, что он искал всю жизнь и планирует остаться здесь навсегда. В такой ситуации ни о какой адекватной оценке не могло идти и речи. Зато его банкиры оценивали её превосходно – в цифрах. С весны 1997 ситуация начала обостряться. В результате тяжелых переговоров стороны вроде бы смогли прийти к соглашению и договориться о сумме и условиях контракта Роналдо с «Барсой» до 2006 года. Но после перевода средств агенты заявили о неком дополнении, согласно которому зарплата Роналдо должна была составить около 5 миллионов долларов в год + все издержки и налоги платит клуб. После этого начался сверхскоростной карнавал с заявлениями, обвинениями, вбросами, переговорами, комментариями и пресс-конференциями. Цели были предельно ясны – для агентов Роналдо – заработать как можно больше и заключить наиболее выгодные контракты на будущее. Для клуба – удержать в команде лучшего футболиста мира с минимально возможными затратами. Ну или как минимум с приемлимыми. Количество провокационных трюков в исполнении Мартинса и Питты близилось к абсолюту – по их инициативе в них включались пресса ( бесконечно распространявшая слухи об интенсивно идущих переговорах о переходе Роналдо то в Англию, то в Италию ), компания Nike, другие спонсоры.

Контратака «Барсы» тоже была не из разряда чистых – через своих людей они вышли на мать Роналдо Сонью и попытались убедить её поговорить с Роналдо и сказать ему, чтобы он остался. Узнав об этом, Роналдо не на шутку разозлился. 26 мая 1997 года стороны вновь сели за стол переговоров. Вечером Нуньес объявил, что всё в порядке и Роналдо остаётся. На следующий день им вновь не удалось согласовать условия контракта. Роналдо, находящийся со сборной в Осло на товарищеском матче успел обрадоваться и в очередной раз признаться в любви к «Барсе». Всё это отслеживалось поминутно испанскими журналистами и всей футбольной общественностью. После серии обвинений, стороны окончательно разругались – Мартинс и Питта обвинили руководство «Барсы» в неумении договариваться, Нуньес в свою очередь обвинил их в алчности. Находясь в Боливии, Роналдо подписал контракт с «Интером», с которым имел давние договорённости, еще со времен выступлений в Голландии. Единственное, что удалось вытянуть «Барсе» из этой истории – это откупные, хотя ответом агентов Роналдо стали заявления о странных схемах налоговой оптимизации, использованных Нуньесом при выплачивании зарплат футболистам. Последний контрудар каталонского клуба заключался в юридическом обвинении невозможности трансфера в «Интер». Всё это кончилось срочным вмешательством Фифа и урегулированием конфликта с помощью нескольких специально созданных независимых комиссий.

Итог

Роналдо фактически стал жертвой обстоятельств, поскольку никоим образом не мог управлять процессом. Я лично уверен, что возможно это одна из самых больших ошибок в его карьере. Испанский футбол и испанский климат – идеальное место для бразильцев, только один Бог знает, чего бы он смог добиться в Испании, играй он в «Барсе» и дальше. Испанские журналисты в большинстве своём, в частности уже в последующие годы сильно горевали по поводу его ухода. Они были также убеждены, что итальянский футбол оказался слишком жесток для него и подкосил физически. Возможно – с уверенностью рассказывали они – новый тренер «Барсы» дал бы ему большую свободу действий в новом сезоне, и он еще в большой мере раскрылся бы как универсальный игрок атаки, в большей нежели в Италии. Пусть и за цену снижения личной результативности. Ведь оно того стоит. А тогда...Тогда испанские журналисты просто восхищались им. Как и все мы.

*- Сонатная форма состоит из трех основных разделов – экспозиции ( La exposisión ), разработки ( El desarrollo ) и репризы ( La reexposición ). Основная идея сонатной формы – конфликтность и динамика развития