4 мин.

Толстых vs Капелло. Почему РФС пора копить деньги на неустойку

Вам не наскучило противостояние РФС и Фабио Капелло? Вам не надоело, что зарплату главного тренера сборной обсуждают больше, чем саму игру? Вы не устали от того, что каждый раз, услышав о порядке цифр в контракте итальянца, глаза лезут на лоб, и первый вопрос, приходящий на ум, – за что?

Потому что к этому сложно привыкнуть. Ведь ни один здравомыслящий человек не будет платить за советскую «Волгу» десять миллионов рублей. Есть, конечно, сумасшедшие, готовые столько отвалить только за то, что сиденье этой «Волги» протирала чья-то знаменитая задница. То ли коллекционеры, то ли фетишисты. Сейчас, впрочем, ни о тех, ни о других.

Речь о том, что эта «Санта-Барбара» неприлично затянулась. Надоела она и Толстых, судя по тому, как он сорвался, зачем-то привязал праздник 9 мая, сравнил с зарплатами простых граждан… В сугубо бытовом контексте Толстых абсолютно прав, попробуйте доказать обратное. Но его деятельность выходит далеко за рамки бытовой – тут уж надо вести себя соответствующе, достойно и профессионально. А вообще тот факт, что президент РФС, всегда разговаривающий на канцелярском языке, вдруг заговорил эмоциями, очень показателен. Довели.

У группы «Сектор Газа» есть такая замечательная песня «Все за…бло». Можно себе представить, как по вечерам Толстых закрывается в своем кабинете, срывает с себя удушливый галстук, заливает внутрь стопку-другую, следом пятую-шестую армянского коньяка, закуривает сигару (не от Евгения Ленноровича), врубает музон на весь этаж – и постепенно погружается в нирвану.

Ну, вот представьте: впервые о проблемах с зарплатой Капелло мы узнали в августе прошлого года. То есть скоро нашей «Санта-Барбаре» исполнится год. Каждое интервью Толстых, каждый брифинг, каждый телефонный звонок – везде фигурирует этот вопрос. Президент РФС живет с этим каждый день, просыпается с ним и с ним же закрывает глаза. И не просто живет, а пытается найти пути решения проблемы. В условиях финансовой блокады, так старательно организованной противоборствующим лагерем.

При этом Толстых понимает, что в этой истории его подставили – за новый контракт ответственен лично Виталий Мутко. Как вы думаете, каково это, каждый день жить с чувством, что тебя оставили в дураках? Понимает Толстых и то, что РФС объективно не в состоянии оплачивать этот контракт. А значит – кабальное существование всей организации. Это какой же стержень надо иметь, чтобы не послать все и всех к дьяволу, хлопнуть дверью и раствориться в свободном мире, без интриг, не всегда чистоплотных оппонентов и пожирающих изнутри хлопот.

Но вот сорвался. Бывает. Бывает, потому что видит, в какой футбол играет сборная России, и какой результат она показывает в отборочном цикле. По сути, все эти миллионы евро выбрасываются на ветер. А еще больше злит, что выхода из этих кабальных отношений пока не видно. Уйти самому – значит, проиграть. Но эта партия не доиграна, до эндшпиля еще далеко.

А вот Капелло мог бы и промолчать. Но видно обрусел наш итальянец. У нас уже давно не стесняются выпячивать свою наглость и некомпетентность напоказ. Раньше хотя бы стеснялись, побаивались общественного порицания. Впрочем, раньше и воровать в открытую боялись. Ну, да-да, имеет право, все по контракту, ничего лишнего, согласен – до чего ж скучен мир формализма. В нем нет души.

Дон Фабио удивительным образом нашел кормушку на старости лет. И коль голова на плечах есть, должен отдавать себе отчет в том, что не отрабатывает и мизерную часть своей зарплаты. Оказался в нужное время в нужном месте. И министр спорта такой бодрый, открытый, с юмором; жаль, с остальным все куда плачевнее. И российский футбол сотрясают междоусобные войны. И Капелло в них – лишь инструмент. Один из якорей, призванных потопить руководство РФС.

Если Толстых планирует продержаться у руля еще какое-то время, то, наверное, правильным было бы начать копить деньги не на зарплату, а на неустойку Фабио. Можно запросто смастерить электронный счет – специально для благодарных болельщиков. Они, думаю, помогут. Футбол сборной смотрят. Хотя многие наверняка уже перестали.

День, когда итальянец покинет нашу страну, можно будет обвести красным в футбольном календаре. Он ознаменует окончание смуты. Сейчас ведь как получается: все (или еще не все?) понимают, что тренер – «ниачом», но он все равно работает, потому что денег на расторжение с ним контракта нет. Большего абсурда, чем этот, наш футбол еще не видывал.

Михаил Борзыкин