«Это оскорбление демократии». Скандал с забастовкой в чемпионате Испании
Владислав Воронин рассказывает, почему обсуждение закона о продаже телеправ может приостановить чемпионат Испании.
С чего все началось?
Причина забастовки – новый закон о продаже телеправ, поддержанный советом министров Испании, но еще не утвержденный парламентом. Согласно закону, телеправа в примере и сегунде теперь будут продаваться централизованно, а не индивидуально, что сейчас позволяет «Барселоне» и «Реалу» получать от телекомпаний в разы больше остальных клубов. Проект такой: 90 процентов от общей суммы сделки идут клубам примеры, 10 – сегунде. В примере половина суммы сразу делится между всеми 20 командами, еще 50 процентов доходов распределяются в зависимости от результатов и других критериев. Особенно важно, что при новой системе ни один клуб не может получить более 20 процентов от общей суммы контракта. В сегунде схема чуть проще: 70 процентов доходов сразу делят между всеми командами, 30 – в зависимости от результатов.
Кто недоволен?
Спустя две недели после публикации закона Федерация футбола Испании объявила о приостановлении всех домашних турниров начиная с 16 мая. Два последних тура примеры, в которых определится чемпион, и финал Кубка Испании переносятся на неопределенный срок, так как забастовка бессрочная. Ее главная цель – компромисс с правительством и испанской футбольной лигой. Федерацию в первую очередь не устраивает процент, который она будет получать от общего дохода (4,55%). В своем заявлении федерация отметила, что это решение поддерживают все: и клубы, и тренеры, и топ-менеджеры, и игроки, и судьи, и даже региональные отделения федерации.
Следом в дело включилась Ассоциация футболистов Испании, у которой тоже появился целый пакет претензий. Первая – правительство никак не учитывало мнение ассоциации и игроков при подготовке документа («В некоторых странах профсоюзы могут влиять на решения, а нам для начала хотелось бы быть услышанными», – сказал глава ассоциации Луис Рубиалес).
Вторая – в законе уделяется мало внимания социальным проектам (помощь футболистам из низших лиг, помощь в смене профессии по окончании карьеры, страховые выплаты и так далее). «Проблема в том, что игрокам напрямую не поступает никаких средств, а на эти цели нужно 1-1,5 процента в год. В Англии на подобные проекты перечисляют 1,5 процента от суммы ТВ-контракта, во Франции – 1,09», – отметил Рубиалес.
Третья претензия ассоциации игроков – новый закон якобы может подорвать всю систему испанского футбола. Во-первых, ассоциация опасается, что разрыв в доходах клубов примеры и сегунды будет так велик, что через несколько лет и без того маленькие клубы станут нищими и ужасно слабыми. «Мы хотим, чтобы разрыв между доходами клубов из первого и второго дивизионов был как в Европе. У нас соотношение 90-10, в Германии – 79-21, во Франции – 81-19. Мы не против коллективного соглашения, но нужно исправить ошибки, которые есть сейчас». Кроме того, ассоциация обеспокоена тем, что не уделяется внимание женскому и любительскому футболу, а также третьему дивизиону.
Кто из игроков поддержал забастовку?
Громких публичных заявлений пока не было, но некоторым было достаточно просто появиться на заседании Ассоциации игроков, чтобы все стало ясно. Там засветились Икер Касильяс, Жерар Пике, Хави и Андрес Иньеста. Всего было около 50 игроков. «Забастовка – это не нападение на испанскую лигу, а способ защитить наши права, которые были нарушены», – сказал руководитель ассоциации Луис Рубиалес.
Что говорят испанская лига и правительство, которые поддерживают закон?
Лига (LFP) уже подала на Федерацию футбола Испании в суд за незаконную приостановку чемпионата: «Забастовка – это прямое нарушение коллективного соглашения лиги с ассоциацией игроков, а у Федерации нет права таким образом вмешиваться в календарь турнира. Мы попросим суд в срочном порядке рассмотреть нашу жалобу», – отмечается в заявлении лиги. Кроме того, LFP пригрозила клубам, что будет требовать возмещения убытков в том случае, если забастовка все-таки состоится.
Президент испанской лиги Хавьер Тебас не верит, что истинная причина забастовки – какие-то экономические требования. Во всем шуме он обвинил президента Федерации футбола Анхеля Марию Вильяра.
«То, что творит Федерация и ее президент Вильяр – это просто безумство, наглость, дерзость, безответственность. Ущерб от таких действий может быть очень тяжелым. С нами связывались даже из Китая по поводу возможных последствий забастовки для наших спонсоров. Вильяр уже доказал, что он плохой президент. Он использует футбол как собственный дом. Он приглашает туда только тех, кого захочет, и так продолжается 27 лет. Он хочет держать все в своих руках, но надо понимать, что для успешного ведения дел надо общаться со всеми сторонами – нравится тебе это или нет. Нельзя поддаваться на шантаж Федерации футбола Испании, в законе не надо менять ничего, ни одну запятую».
«Действия испанской федерации просто непостижимы. Это оскорбление испанской демократии. Мне хотелось бы знать, что именно не нравится федерации в королевском декрете. Не нравится, что в сегунде будет больше денег? Что любительский футбол будет получать 30 миллионов евро? Что испанская лига будет конкурировать в такими лигами, как английская?», – сказал президент Верховного совета по вопросам спорта в Испании Мигель Карденаль.
Что будет с игроками, которые обязаны ехать на Кубок Америки?
Бразилия, Уругвай и другие сборные могут не переживать: Неймар, Суарес и все остальные звезды спокойно смогут сыграть на Кубке Америки. Даже если забастовка вынудит испанские команды доигрывать чемпионат в июне, сборные смогут через ФИФА потребовать, чтобы футболисты прибыли в их расположение за 10 дней до начала турнира. Исключение будет сделано только для финала Лиги чемпионов 6 июня – УЕФА и КОМНЕБОЛ давно договорились, что все главные звезды смогут сыграть в Берлине.
Фото: Global Look Press/Daisuke Nakashima/AFLO; EPA/Vostock-photo/VICTOR LERENA; twitter.com/Tebasjavier
Клубы сегунды получают крохи, ниже - не получают ничего. Кипиш из-за того, что деньги идут в подавляющей массе своей только на примеру.