16 мин.

Второй круг КАДа: стадион «Петровский» и матч «Зенит» - «Севилья»

Первый круг КАДа: приезд в Питер, снег и Исаакий

А вот второй круг моего путешествия будет целиком и полностью касаться футбола – в особенности матча «Зенита» с «Севильей». И начинается он аккурат с того момента, когда я увидел «Петровский». Мы с Янкой тут же двинулись к Тучкову мосту («я Тучков, Тучков, Тучков, я вовсе не медведь!»), к которому как раз шли молодые люди в символике хоккейного СКА. Утверждать не берусь, но, кажется, это была молодёжка СКА – СКА-1946. У них как раз в этот вечер был матч против нижегородской «Чайки», и ребята, судя по всему, топали к «Юбилейному».

Затесавшись в толпу, я попробовал было втихаря сфотографировать идущих парней. Потом плюнул на это дело – ну идут и идут! Зато не плюнула Янка. Ещё пока её окружали молодые хоккеисты, она громко сказала:

- Сфотографируй меня на мосту, Волк!

Я навёл фотоаппарат, прицелился, и тут Янка полушёпотом продолжила:

- Да ты не меня, их фотографируй! Я это специально сказала, чтобы ты мог их сфоткать.

Я аж рассмеялся. Фотографировать молодёжку я уже перехотел, зато кадр с Янкой на мосту вышел великолепным. А вот меня Тучков мост не очень принял. Ветер изо всех сил старался вырвать флаг… ах, да, флаг! Я ведь решил сделать фотографию с испанским флагом на фоне стадиона.

Возможно, именно поэтому суровый питерский ветер восстал против меня. Из семи фотографий с флагом получилось ровно ноль. К тому же, флаг несколько раз серьёзно порывался вырваться из лап и улететь в Неву. Что ж, надеюсь, хотя бы кадр плывущего по Неве испанского флага у меня бы получился.

Смирившись с невозможностью пафосного кадра, мы отправились ближе к стадиону. Но непосредственно к стадиону подойти не сумели. Я увидел магазин с атрибутикой «Зенита» и начал дёргать Янку за рукав: пойдём, пойдём! Ну как тут не пойти?

шарфорай!

А внутри был мой персональный шарфорай. Я уже потом по фотографии насчитал 26 разных клубных шарфов только на одной стене. И в два раза больше – на другой. Но торговали здесь не шарфами «Монако», «Ливерпуля» и «Байера» - только символикой «Зенита» и немного - СКА. Я поинтересовался, нет ли матчевого шарфа к сегодняшнему противостоянию. Оказалось, что пока ещё не завезли, но обязательно будут. За тысячу рублей. Дешевле пока ещё не было ни разу.

Может, это и наглая ложь (матчевый шарфик я потом видел за 900 р.), но меня впечатлило. Правда, перспектива покупать самый дорогой шарф в моей коллекции, откровенно говоря, не очень грела. Кстати, стоило мне уехать из Питера, и матчевый шарф «Зенит» - «Севилья» тут же начали продавать за 450 рублей. Вот я неудачник-то, а?

В общем, я решил купить матчевую программку за 200 рублей. Как узнал потом, меня нагрели аж на целый стольник – ни перед матчем, ни после программка не стоила дороже ста рублей. Вот я дважды неудачник-то, а? Сотню не жалко, но как-то… обидно, что ли.

А программка, кстати, прекрасна. Полная статистика каждого действия каждого игрока «Зенита» и каждого игрока «Зенита-2», календарь всех матчей, заявка «Севильи» с краткой характеристикой игрока, интервью с Хави Гарсией и ещё множество интересностей – да это, пожалуй, лучшая программка, которую я вообще когда-либо видел! Сравнивать могу с программками мадридского «Реала», «Шальке», донецкого «Шахтёра» и БАТЭ.

Из магазинчика я вышел с массой впечатлений. И от стоимости, и от обилия ассортимента, да и вообще, Питер же, круто же! До матча оставалось примерно два часа, так что мы решили вернуться обратно в хостел. Янка предложила поехать тем путём, каким мне предстоит добираться после матча. Ах, если бы она знала, как ошибалась!

Зато я познакомился с питерским метро. Что-то подобное я уже видел в Киеве. Питерское метро учит терпению и смирению. Опаздываешь? Что поделаешь, ты не приедешь быстрее, если побежишь по эскалатору – в этом нет смысла. Хотя бегущими по эскалатору людьми можно даже немного восхищаться.

Кстати, Янка подсчитала, что времени спуска на эскалаторе хватает как раз для того, чтобы скушать сэндвич из «Subway».

Двухуровневая «Спортивная» тоже впечатлила. Вообще, метро островного Питера и немного Киева в своё время очень удивили меня как минчанина, да и то понаехавшего. В Минске все станции одинаковы в плане планировки. Единственная выбивающаяся из ряда станция является чуть ли не местной достопримечательностью. Поэтому меня очень удивила самая глубокая в мире станция метро «Арсенальная» в Киеве с её глубиной заложения в 105 метров. Или, например, наземная станция «Гидропарк» в том же Киеве. Вот и «Спортивная» тоже поразила своими двумя уровнями.

Что ещё удивило в метро, так это… пустые вагоны! Нет, я прекрасно понимаю, что метро заполняется (17-й показатель по загруженности в мире), но за все мои поездки я ни разу не наткнулся на полностью забитый вагон. Повезло, надо полагать. Впрочем, справедливости ради, в час пик мы и не ездили.

В хостеле Янка споткнулась, случайно упала на кровать и реализовала этот момент не хуже Бензема, тут же уснув. Неудивительно. Как позже мы подсчитали, только за первый день мы протопали больше 12 километров. А я… а я подкрепился перед матчем и принялся собираться на футбол. Ключи? Оставить! Кошелёк? Оставить! Паспорт? Пожалуй, лучше оставить. Распихал деньги по разным карманам, распихал по разным карманам и билеты на матч (покупал электронный билет), поглядел на Янку, осознал, что что-то забыл, но будить её не хотелось.

Уже на входе в метро я вспомнил, что забыл грелку. Маленькая такая саморазогревающаяся солевая грелка – очень удобная штука в условиях прохладного климата. На стадионе я сорок четыре раза успел пожалеть о том, что не вернулся за ней. А не вернулся я потому, что боялся опоздать, ведь я уже и без того вышел впритык.

Однако перед стадионом людей было немного. Я вышел из метро и отправился в сторону стадиона. Мимо меня проехал автобус с игроками «Зенита» - я беззаботно помахал ему и лишь потом подумал о том, что можно и фотоаппарат достать. Впрочем, фото всё равно не получилось. Зато я встретил этот же автобус уже возле стадиона.

автобус

Пройдя кольцо ОМОНа, мне ещё пришлось предоставить свои карманы для прощупывания господам полицейским – только после этой процедуры я вышел на стадион. Прекрасный вид открылся мне.

 

Прекрасен.

До начала матча оставалось пять минут, а болельщики и команды как-то не торопились. Я начал подозревать неладное. И не зря – я перепутал время начало матча и пришёл за час до свистка. Кипятить твоё молоко!

Сидеть на трибуне целый час под дождём и ветром было не самой заманчивой идеей. Так что, неловко пряча билет в нагрудный карман и стараясь его не замочить, я спустился вниз и отправился гулять по острову вокруг стадиона. Что непривычного я отметил в первую очередь, так это огромное количество полиции вокруг. Но! При всём при этом осмотр на белорусских стадионах гораздо жёстче. Это открытие неприятно кольнуло.

Какие ещё отличия между белорусскими стадионами и «Петровским»? На «Петровском» продают жареные каштаны и безалкогольный глинтвейн, а в Беларуси – нет. В этом списке могла быть ещё и горячая кукуруза (обожаю кукурузу!), но в Солигорске ею всё же торгуют с недавних пор.

 Хотелось немного согреться, и в поисках тепла и уюта я отправился в фан-шоп «Зенита». В магазине царил ажиотаж. Люди разбирали открытки и вымпелы, многие брали значки, некоторые заказывали именные футболки. Зато как воробьи после удара Бензема разлетались матчевые шарфы.

шарф

Стоили они 900 рублей, и этого вполне хватало для того, чтобы стать самым дорогим шарфом в моей коллекции. На раздумья я себе отвёл тот час, что оставался до начала матча. Ещё большим спросом пользовались мягкие сиденья – очень нужная вещь на древнем стадионе с мокрыми и грязными от дождя креслами.

У кассы какой-то парень спрашивал:

- А дождевики есть? – Девушка-продавец молча покачала головой и грустно улыбнулась. Парень продолжил: - Печально. А раньше были.

Предматчевая атмосфера радовала тихой уверенностью в позитивном исходе. Действительно, «Зенит» в гостях хоть и проиграл, но проиграл всего в один мяч, да и игру продемонстрировал прекрасную. Многие проводили параллели с «Марселем» - в победной кампании Дика Адвокаата «Зенит» проиграл на выезде 1:3, но победил дома 2:0 и выиграл впоследствии турнир. Какие-то парни заказали футболку с именем на спине (видимо, своим) и снимали этот процесс на камеру. Заодно приставали к посетителям фан-шопа:

- Как думаете, с каким счётом сегодня завершится игра?

Конечно же, отвечали в основном 1:0 и 2:0. Меня тоже спросили. Отвечать, что матч закончится вничью, как казалось лично мне, как-то было неловко. Попробовал схитрить:

- «Зенит» выиграет со счётом 2:1, - не уточняя, что в таком случае будет серия пенальти.

- А по пенальти «Зенит» выиграет? – кажется, от меня добивались правильного ответа на этот вопрос.

- Лотерея же. Выиграет, наверное, - вяло ответил я.

Я хотел что-то ещё добавить о «Севилье», но тут меня потеснила куча болельщиков, которые в камеру начали кричать о грядущей победе «Зенита». Такие болельщики явно устраивали парней с камерой, в отличие от пассивного лосося типа меня.

Я отошёл от этих парней и вернулся к кассе. Уточнил у девушек-продавцов, когда закрывается магазин, и, выяснив, что он работает ещё полчаса после окончания матча, решил заглянуть после. А ещё выйдя из магазина и чуть пройдя вдоль стадиона можно встретить вот такой вид.

вид

Отправившись гулять вокруг стадиона, я встретил небольшой аттракцион: забей два пенальти кружащему в воротах манекену и выиграй плюшевый мяч. Отец оплатил это удовольствие себе и сыну. Мальчуган пробил первый раз, но плохая копия Малафеева вытащила мяч. А вот второй удар пришёлся точно в ворота, но не судьба.

Отец усмехнулся и попросил мяч. Первый удар – точно в девятку. Второй удар – туда же! Вратарь бессилен. Паренёк, работавший с этим аттракционом, уважительно посмотрел на мужчину и молча протянул ему мячик.

- Держи, - ласково сказал отец, протягивая игрушку. В глазах мальчишки читался восторг, гордость за своего отца и просто радость от маленькой, но такой приятно безделушки. Кажется, у кого-то появился ещё один аргумент в пользу «мой папа самый классный!».

Пробовать свои силы в исполнении пенальти я не стал. Двинулся дальше, встретил парня в белой футболке с изображением Кержакова и надписью «Слава русскому бомбардиру». Через пятнадцать шагов встретил такую же футболку. Хоть я и не знал заранее об этой акции, но догадаться было нетрудно – ага, Вираж проводит очередной перфоманс в поддержку легенды «Зенита».

Встретил я и испанцев. Кажется, это была семья. Серьёзно! Они увлечённо о чём-то спорили, а десятилетний мальчик грыз кукурузу. Я думал было подойти к ним, но испанским я владею пока ещё не так хорошо, да и диалог дальше «здрасте, как вам погодка?» как-то в голове не придумывался. Ладно, увидимся на секторе. Точнее, возле сектора.

Отведённый на раздумья час постепенно заканчивался. Я с лёгкой грустью прошёл мимо лотка с кукурузой (на сектор с ней не пускали) и утешил себя мыслью о том, что в номере у меня лежит две таких. Я в очередной раз поднялся на сектор. В этот раз трибуны уже заполнились.

И вот тут-то меня и ждало главное разочарование. Свой билет я покупал специально рядом с гостевой трибуной – как дополнительный колорит к матчу. Почему-то и мысли такой я не допускал, что горячие севильские парни испугаются питерских дождей и не приедут. А зря. Гостевой сектор был целиком и полностью заполнен фанатами «Зенита».

До выхода игроков оставалось всего ничего, и на экранах пустили традиционный ролик от УЕФА против расизма. Парни за мной старательно пытались узнавать футболистов на экране.

- О, Месси! Хе, Кристинка! А, не, этого не знаю, - и больше никого господа за моей спиной так и не узнали.

- Ты кого-нибудь знаешь у «Севильи»?

- Не, не знаю.

- А я…

Но узнать, что знает другой болельщик, мне так и не довелось – на поле вышли футболисты и трибуны взревели. Гимн Лиги Европы, обнимашки игроков друг с другом, свисток…

обнимаааашки!

Культурный шок номер дофигадцать: Вираж затянул «Город над вольной Невой». И практически весь стадион поддержал.

Нет, я прекрасно знал, что фанаты исполняют эту песню. И даже пару строчек в самом начале помню. Но одно дело просто быть в курсе, и другое дело, увидеть, КАК это поют. Впечатляет.

С неба шёл мелкий дождь, на стадионе было довольно холодно, и я старательно согревал себя. Пока было возможно – просто сидел на месте чуть ли не в позе эмбриона, после начала матча – прыгал. Думаю, многие прыгали по той же причине.

Где-то на шестой минуте Нету привёз пенальти, и трибуны начали скандировать. «Юра Лодыгин! Юра Лодыгин!». Но Бакка пенальти хладнокровно реализовал и спокойно убежал праздновать под всеобщее молчание.

Но довольно скоро молчание прекратилось, Вираж принялся вновь заводить, а остальные трибуны – подпевать или скандировать. Прекращалось это разве что ради выдоха разочарования после очередного промаха Рондона. И не сосчитать, сколько раз его фамилию рифмовали на нашем секторе. Да и Халк, откровенно говоря, тоже много интересного о себе узнал бы.

Лодыгин

Вот кого фанаты точно любили, так это Лодыгина. И эта любовь, судя по всему, была взаимной. Юра носился по штрафной, взывал к фанатам, размахивал руками – словом, всячески обращал на себя внимание в хорошем смысле. Во втором тайме он разок ошибся и это едва не привело к голу, но даже тогда я не услышал ни одного плохого слова в адрес россиянина.

Я всегда считал, что в Питере обожают Данни. Скажем так, ярких подтверждений этому тезису я не увидел, но и опровержения – тоже. Скорее всего просто португалец постепенно сдаёт, его игра становится не такой яркой, и поводов для восхищения каждые тридцать секунд уже нет.

Первый тайм так и закончился в пользу «Севильи». Мой сектор почти в полном составе остался на месте. Я попробовал было пробиться к выходу, но затем решил, что это не имеет смысла, и остался на месте. Благо, дождь уже прошёл, и можно было не обращать внимания на эту морскую пыль.

счёт

Второй тайм начался с довольно быстрого гола Рондона. Было не очень понятно, как и почему этот гол организовался. Это потом уже я поглядел обзор и понял, что ошибся Бету, но тогда это было неизвестно.

Если первый гол «Зенита» внушил затаённый оптимизм, то после второго фанаты ревели так, словно исход матча был уже решён.

- Если забьют третий – раздеваемся! – закричал какой-то болельщик на соседнем секторе. Я внутренне содрогнулся. Нет, я, конечно, всякого повидал – и киевских фанатов с голым торсом в начале декабря в минус пятнадцать в том числе. И тем страшнее было это осознание, учитывая, что я всегда считал себя гораздо более морозоустойчивым человеком, нежели окружающие (лёгкая осенняя ветровка зимой как нормальное явление тому подтверждение).

И «Зенит» имел все шансы раздеть своих фанатов. Но уж в этот раз Бету не подводил. Матч потиху клонился к окончанию, до свистка оставалось меньше пятнадцати минут, и я с ужасом подумал: «Блин, забивайте уже хоть кто-нибудь, совсем грустно будет ещё полчаса при такой погоде стоять».

И Гамейро меня услышал. Контратака «Севильи», которая не особо вытекала из логики второго тайма, завершилась взятием ворот Лодыгина. По-моему, испанцы этот гол отмечали вдвое сильнее по той же причине: слава севильским богам, не будет дополнительного времени, не будем ещё полчаса мёрзнуть!

Пяти секунд не прошло после гола Гамейро, как центральные трибуны начали пустеть. Типичная история – центральные трибуны всегда уходят первыми. В проход «Зенита» не верил уже никто кроме, пожалуй, Лодыгина – он один подгонял защитников и как можно быстрее вводил мяч в игру.

И именно Лодыгин без сил рухнул на газон, когда Риццоли просвистел в последний раз. Остальные были явно подавлены, шокированы и убиты, но по Лодыгину это читалось ярче всего. Зато испанцы праздновали. У них второй полуфинал подряд, испытание суровым нордическим Петербургом пройдено, впереди только тёплые города.

Болельщики сокрушённо шли к выходу, на эмоциях стараясь найти виноватого.

- Да как же так?!

- Рондон, падла!

- Халк, твою мать!

Я ещё заглянул в фан-шоп «Зенита», как и собирался. Но шарфиков не оказалось – все разобрали. Блин!

- А вымпелы?

- И вымпелы, и значки. Карточки с игроками остались, - кажется, девушка-продавец слегка надо мной издевалась.

Ну и ладно, не очень-то и хотелось. Я влился обратно в толпу. В целом, настроения разбились на две части: «Обидно проиграли» и «Быстрее бы до метро дойти». Улицу возле стадиона сделали пешеходной, так что фанаты спокойно перелазили через ограждения, помогая дамам, и топали прямо по мостовой.

У «Спортивной» меня ждал сюрприз: метро закрыто на вход. Чёрт, можно было догадаться… Куда именно идти от «Спортивной» я не знал, так что потопал по наитию, тем путём, которым мы с Янкой пришли днём к стадиону. Вот так я прошёл снова по Тучкову мосту, сделал пару потрясающих ночных фотографий (впрочем, в Питере они все, кажется, потрясающи) и побрёл дальше. Долго шёл по набережной, вышел к Дворцовому мосту и начал соображать, куда дальше и как.

Тучков мост

Я заметил расписание движения троллейбусов. Тут же, правда, увидел, что их время уже вышло. И пока я сокрушённо рассматривал маршрут «семёрки», который мне подходил, к остановке подошёл троллейбус. Ого!

У кондуктора я не только выяснил, как и где мне нужно выйти, но и причины поражения «Зенита». Сидевшая за мной старушка интеллигентного вида сокрушённо соглашалась. Попутно она выразила огорчение, что «Спортивную» закрыли.

- Ну вот почему её закрыли? Мне так удобно было бы домой ехать.

- Потому что там двадцать тысяч человек, и станция не справится с таким пассажиропотоком, - внёс свою лепту я.

- Да знаю я, что двадцать тысяч, - махнула она. И я вдруг понял, что она явно была на матче.

Когда я покидал троллейбус, кондуктор со старушкой беседовали, кажется, о петровском барокко (я серьёзно!) и я в очередной раз поразился многогранности жителей этого чудесного города.

Конечно же, на «Адмиралтейской» меня ждал очередной сюрприз в виде закрытых дверей. Подошедший полицейский пояснил, что станция работает только на выход. А на вход после матча работали «Чкаловская» и «Василеостровская».

Вот почему я заранее не мог это выяснить?!

Янка уже начинала переживать, так что я ускоренным темпом побрёл по знакомым местам. Слава Богу, мы тут гуляли днём, и я примерно представлял куда нужно идти. Довольно скоро я вышел на Гороховую улицу, ну а там уже идти было всего ничего.

Вот так и пришёл, намотав за первый день в Питере 12 километров.

В хостеле я даже не стал пить чай. Ну его… Просто повалился на кровать и уснул без задних ног. Они, кажется, остались где-то возле Тучкова моста.

1