Каюмов: «Будем только прибавлять»
Попав в «Спартак» в шесть лет, полузащитник Дмитрий Каюмов прошел все ступеньки клубной вертикали: Академию, дубль, «Спартак-2»… Сыграл он и в главной команде. Сейчас Дмитрий в составе «Спартака-2» борется за выход в ФНЛ. В интервью официальному сайту футболист рассказал, чем пожертвовали ради него родители, вспомнил, как боялся выходить на поле, и поделился впечатлениями от возобновления первенства.
— Вы, можно сказать, спартаковец до мозга костей: начав с клубной Академии, прошли все ступени системы команд в клубе. Как вышло, что дорога привела вас именно в «Спартак»?
— Мой папа — ярый футбольный болельщик. Всю жизнь — за «Спартак». Когда мне было пять или шесть лет, мы с ним смотрели финал Кубка Содружества «Спартак» — «Динамо» (Киев), и по стадиону объявили о наборе в спартаковскую школу. Решили попробовать. Я ведь, можно сказать, ходить начал сразу с мячом. Когда был совсем маленьким, сидя в кроватке, наблюдал, как папа со старшим братом играют в футбол, а когда подрос, и сам играл только с мячом. Велосипед купили — но он так и стоял без дела... (Улыбается.)
— А на матчи «Спартака» отец вас водил?
— Да ― и меня, и брата. Хотя не очень часто: ехать в Лужники из Реутова было не близко. Но на несколько матчей в год мы обязательно выбирались. Особенно на важные ― с ЦСКА или «Зенитом».
— На тренировки в Сокольники из Реутова путь тоже неблизкий…
— Неподалеку были школы «Титан» и «Перовец», но их мы даже не рассматривали. Когда начал заниматься в «Спартаке», родителям, конечно, пришлось нелегко: чтобы отдавать время мне, сопровождать на тренировки, папа ушел с работы. Лет до 12 у нас в семье работала только мама. Но родители очень верили в меня и пошли на это. Думаю, отчасти папа заразил маму своим фанатизмом.
— Отец вами, наверное, страшно гордится?
— Думаю, да. (Улыбается.) Все-таки я попал в Академию его любимого клуба. К тому же наша школа в России одна из лучших, если не лучшая. А в 90-е вообще все хотели заниматься только в «Спартаке». Думаю, папа и сейчас гордится тем, что я играю в красно-белой футболке.
— В 2009-м вы дебютировали в молодежном составе, и уже в четвертом матче сразу оформили дубль. И это ― выйдя на 84-й минуте!
— Да, это был матч с «Динамо» в начале чемпионата. Они тогда шли первыми, мы — вторыми. «Спартак» вел 3:0, а на скамейке уже оставались только я и вратарь. Тренер выпустил меня — и я забил. Правда, забило и «Динамо»: сыграли в итоге 5:2. Кстати, мне удалось отличиться и в следующей игре — забил победный гол «Сатурну», чему был очень рад.
— Не будучи нападающим, вы вообще немало забивали.
— Даже был лучшим бомбардиром молодежного первенства — в 2011-м, кажется. В Академии меня изначально поставили вперед: был маленьким и юрким. Но я постоянно бегал к своим воротам, если мы теряли мяч: очень уж не любил проигрывать. Тогда тренеры, видя, что это физически тяжело, перевели меня в полузащиту. Стоять впереди и смотреть, как в центре поля идет борьба, — это не мое. Ждать не могу и не люблю, нравится быть постоянно в игре, отнимать мяч, бороться. Хотя сейчас такой футбол, что и атакуют, и защищаются всей командой.
— Дебютный сезон в дубле получился неплохим. Еще лучше начинался второй… Но его испортила травма. А сезон-то для спартаковской молодежи стал чемпионским. Обидно, наверное, было?
— Очень. Команда была на ходу, выигрывали постоянно. Да и я был в отличной форме, хорошо играл, много забивал… Слышал даже, что меня хотели привлечь к работе с основным составом. Так обидно, когда приходится с трибуны смотреть, как играет твоя команда, и не иметь возможности помочь. Кроме того, нужно долго восстанавливаться. Но это осталось позади, а я вернулся на следующий сезон и заиграл еще лучше!
— Вернулись вы и впрямь ударно: стали лучшим бомбардиром дубля и начали работать с основным составом.
— Восстановился я быстрее стандартного графика: через пять месяцев уже выходил на поле в официальных матчах. После победной игры с дублем ЦСКА (3:0) меня начали привлекать к работе с основой. Не на постоянной основе, а только на двухсторонние матчи, которые проходили раз в неделю. Но на самом деле это был не первый раз, когда я работал с основой. В 2009-м во время перерыва на сборные мне довелось не только потренироваться, но и сыграть за первую команду в товарищеском матче с владимирским «Торпедо». Минут 20 сыграл. Эмоции просто зашкаливали!
— Еще больше эмоций, наверное, было 23 октября 2011-го, когда в матче против «Томи» состоялся дебют в основном составе ― и вы к тому же отметились голом.
— Это было настолько неожиданно! Летом, еще до перерыва, я два раза попадал в заявку, но на поле не выходил. Накануне того матча сыграл 90 минут за дубль против «Томи», забил два гола, уже собирался домой… Вдруг мне звонит администратор и говорит, что нужно ехать на базу, готовиться к матчу основы. Когда на следующий день объявили состав, я, естественно, остался в запасе. Другого и не ждал, учитывая, что накануне сыграл 90 минут. Сижу спокойно на скамейке, мы ведем ― 2:0, радуюсь: даже в запасе эмоции были сумасшедшие! Проходя мимо меня, Карпин остановился и смотрит. Не понял даже: он что, на меня? Он спросил, есть ли силы после вчерашнего. Я, конечно, ответил, что есть! Вышел вместо получившего повреждение де Зеува — почти на 30 минут! Такие эмоции были! Душа в пятки ушла просто: уйти, убежать, только не выходить на поле… (Смеется.) Конечно, я мечтал об этом моменте, но когда он наступил, стало страшно: очень боялся сыграть плохо. Но Карпин успокоил, сказал: если буду делать то же, что на тренировках, все получится. Я вышел, игра захватила с головой, и страх прошел.
— Дебютный гол хорошо помните?
— Конечно! Сначала чуть не забили нам: Дикань вытащил, можно сказать, мертвый мяч после розыгрыша углового у наших ворот. Мы заработали штрафной на своей половине. Разыграли, перевели на левый фланг, где играл Дима Комбаров. Я побежал вперед, а он сместился и выдал мне пас. Хорошо помню: он катит мне мяч, я прокидываю между двух игроков, соперник побежал за мной, попытался в подкате выбить, я снова прокидываю… Уже ничего не видя, я понял, что добежал до ворот и что нужно что-то сделать; убрал мяч и ударил. Когда поднял голову и увидел, что мяч в сетке, это было… Это просто не описать словами. Внутри была эйфория, я просто не верил, что это произошло. И вот уже подбежал Ари, начал меня поздравлять, а я даже не мог осознать, что забил. Но было такое чувство, ради которого, наверное, и играют в футбол.
— После этого на вас, наверно, обрушилось много внимания…
— Этот урок я усвоил гораздо раньше. Когда дубль играл хорошо, когда мы шли на первом месте, много людей писали мне в социальных сетях. А после травмы их осталось совсем немного: 95 процентов просто ушли в никуда. Когда забил за основной состав, желающих общаться стало еще больше. Но я уже хорошо понимал, что большинству буду интересен, пока играю. Случись что, они исчезнут так же, как появились. А те, кто был со мной во время травмы, ― вот с ними и стоило общаться.
— Наверняка пересматривали матч с Томском. Нашли, за что себя покритиковать?
— На самом деле матч получился хороший: на эмоциях сыграл почти без ошибок. Во всяком случае ― ничего серьезного.
— Подозреваю, пока это лучшие выходные в вашей футбольной жизни?
— Да. Два гола дублю «Томи», потом первый матч за основной состав — и сразу гол. А после этого меня еще и перевели работать с основой. Но все испортила травма колена, полученная в матче с «Локомотивом». Вторая операция, снова восстановление, 10 месяцев без игры…
— Вы ведь доигрывали тот матч с травмой. Неужели не было больно?
— Было. Но замены у нас закончились, а впереди было еще минут десять. Карпин попросил доиграть хоть как-то. Бегал на одной ноге, можно сказать.
— Страшно было?
— Конечно. После таких травм не все возвращаются на прежний уровень. Но у меня этот опыт уже был: я смог восстановиться и заиграть не хуже, а может, и лучше. Я знал, что будет тяжело, но знал и то, что смогу через это пройти. В итоге через пять месяцев я уже тренировался с дублем, а через семь ― играл.
— Несмотря на травму, «Спартак» тогда подписал с вами новый контракт.
— И я очень благодарен клубу за это! После матчей за основу мне предложили долгосрочный контракт с улучшенными условиями. А когда получил травму, не только не отказались от этой идеи, но и добавили еще год на восстановление. Было приятно почувствовать, что я нужен «Спартаку», это было дополнительным стимулом скорее восстановиться.
— Был и еще один стимул: в этот период жена подарила вам сына Артёма.
— Он родился как раз тогда, когда я восстанавливался. Когда у тебя появляется ребенок, ощущаешь себя совсем иначе. Если тяжело, ты не позволяешь себе сдаться. Понимаешь, что теперь ты родитель и должен быть для ребенка примером.
— Жена и сын приходили поболеть за вас в недавнем матче против «Днепра». Они часто поддерживают вас с трибун?
— Пока Артём был совсем маленьким, а я еще не играл, то брал его на матчи. Потом, когда перешел в аренду в «Амкар», семья какое-то время жила со мной: тогда они бывали вообще на всех играх. Теперь регулярно приходят на матчи «Спартака-2» или хотя бы стараются встретить меня после игры, если не холодно.
— Артём уже понимает, что происходит на поле?
— В целом ― да. У него дома много мячей, он уже пытается играть, бьет по мячу. А если забрать мячи, то пинает все, что попадется под ноги! (Смеется.)
— Как получилось, что вы отправились в аренду в «Амкар»?
— Это было мое желание. После травмы не получалось вернуться в основной состав, и я почувствовал, что нужно что-то поменять. В то время пошли разговоры о создании «Спартака-2», но я, как и многие тогда, отнесся к идее играть во второй лиге довольно скептически. Спасибо Валерию Георгиевичу, что отпустил нас с Колей Фадеевым. Это была очень полезная поездка. У меня остались хорошие впечатления и от команды, и от города. Весь сезон провел в команде Премьер-Лиги и чувствовал себя нужным, даже когда не играл из-за небольшого повреждения.
— Уезжая в «Амкар», вы относились к «Спартаку-2» с предубеждением. Надо думать, теперь дела обстоят иначе?
— Поначалу мало кто отнесся к этой идее с энтузиазмом. Но во второй лиге, как оказалось, есть и хорошие команды, и квалифицированные специалисты, и хорошие игроки, и сильные соперники. Особенно приятно, что мы играем своими ребятами в наш футбол, все вместе растем как команда и как футболисты.
— То, что часть ребят перебралась из «Спартака-2» в основной состав и уже выходит на поле, мотивирует дополнительно?
— Конечно! Когда видишь, что старания ребят, которые работали бок о бок с тобой, заметили и оценили, понимаешь, что если будешь выкладываться по полной, то шанс есть и у тебя.
— Тяжелее без них стало?
— Это сильные футболисты, и каждый раз, когда им дают сыграть за «Спартак-2», это улучшает нашу игру. Но в «Спартаке-2» есть и еще ребята, которые наигрывались на сборах, на которых рассчитывает тренерский штаб. Теперь у них появилось больше шансов себя проявить.
— Чего просит тренерский штаб «Спартака-2» лично от вас?
— Должен стараться обострять, доставлять мяч в атаку, создавать моменты, делать так, чтобы угрозы чужим воротам возникали как можно чаще. Мои функции в основном созидательные.
— Как оцениваете возобновление первенства?
— На перерыв мы уходили, опережая преследователей на шесть очков, и планировали сохранить и даже увеличить этот отрыв. Было очень обидно, когда сыграли вничью с «Псковом» и позволили конкурентам сократить отставание. Но виноваты в этом только мы сами: ведя в счете 1:0, мы не реализовали несколько хороших моментов, а затем еще и пропустили обидный гол со стандарта. Потом не смогли собраться и дожать соперника. Зато во втором матче победили «Днепр» со счетом 3:1, и очень этому рады. Кроме того, чувствуется, что у нас значительно улучшилось качество игры. Надеюсь, теперь до финиша будем только прибавлять!