Хавьер Пасторе: Искусство ради искусства!
Что по-испански не скажи - все звучит певуче. Хавьер Пасторе удостоился прозвища El Flaco, что означает Тощий. Ну да, прямо скажем, комплекция у Хавьерушки хрупкая, талия тонкая, осиная, ножки-палочки, грудь худенькая, мышцы не проглядываются, если бы не рост, определила бы в жокеи, ан нет, аргентинец - талантливейший футболист.
Изящный, элегантный, пластичный, интеллигентный, вдохновенный, увлекающийся, летучий футболист. Я бы не стала давать этому неземному созданию земное прозвище "тощий", я бы назвала его эльфом, светлым существом из волшебного народа, дружественного человеку!
Хавьер Пасторе проживает на поле яркую, но короткую, всего в 90 минут, жизнь, для него футбол не бизнес, не способ самоутвердиться, для него футбол удовольствие, ни с чем не сравнимое наслаждение, он тащится от получившихся финтов, красивых обводок, воздушных черпачков, удачных пробросов.
Он становится самим собой, когда одевает форму, бутсы и прикладывает ногу к мячу. Гибкий, восьминогий аргентинец. Гений, зависящий от доверия тренера, не способный играть под давлением, как же он прекрасен, когда его не дергают за поводок! В плотной игре бесполезен, в грубой игре, разбитой на мелкие эпизоде, тоже. Но что в этом удивительного? Ведь Хавьер Пасторе - открывать пространства, художник, искатель, мореплаватель, прокладывающий путь во мраке, ориентирующийся по звездам.
Он протиснется всюду, где пройдет мяч. "Ты и я - одной крови," - словно говорит Пасторе футбольному мячу. Пасторе никогда не жадничает, отдает пас, когда понимает, что другой футболист занимает позицию, более выгодную, чем он сам. Удары его сердца, гонящие кровь по артериям, совпадает с короткими в одно касание ударами ногами по мячу, гонящими мяч в ворота.
Хавьер Пасторе - жонглёр ногами, превосходный дриблер, эквилибрист, канатоходец. Отличное видение поля, моментальное принятие решения, точный, умный, изобретательный пас! Иногда Пасторе удивленно оборачивается к партнерам, не понимая, почему они не разгадали его паса, ведь все так просто, красиво и легко задумано, почему они не поддержали его атаку? Как только мяч попадает к нему, он вспыхивает, как бикфордов шнур, и ярким огонёчком несется по только ему видимым просмоленным волокнам фитиля. И бабаах! Гол! Фейерверк, кульминация, означающая конец праздника. Пусть он забивает не так много голов, но каждый из них загляденье, чистый восторг!
Если финт не выходит, то он всегда дорабатывает его и выдает в следующей игре уже законченным, завершенным, отработанным движением. Какой драйв он получает от футбола, какой вырабатывает высококачестенный адреналин, какой восхитительно-бешенный кураж он ловит!
Игры ПСЖ я начала смотреть из-за Ибры, разумеется, но косить глазом по сторонам - хто мешает, сразу пару фаворитов и отыскалось. Среди них был и Пасторе. Комментатор, Александ Неценко, его невзлюбил и откровенно третировал, винил во всех смертных грехах, когда игра у клуба не ладилась, виноватого находил сразу. Говорил, что Пасторе - игрок изящный, но ему не хватает скорости.
Карло Анчелотти ставил его в тройку нападения, играл Пасторе то ли атакующего полузащитника, то ли нападающего, но играл вполне плодотворно. Первый чемпионский титул ПСЖ взяли, заработав тем самым билет в Лигу Чемпионов! Для форварда у Пасторе удар слабоват, нет инстинкта убийцы, недостаточно он жесток, даже как будто бы женственен и чересчур интеллигентен.
Креативный игрок требовал игры рядом с воротами (вижу цель - верю в себя), там он ярко раскрывал свой потенциал: закладывал лихие виражи, умно обводил, ловко запутывал защитников, то прокидывая между ног мяч, то обманным движением уходил в противоположную сторону.
Отнять мяч у ворот у Хавьера гораздо сложнее, чем это сделать в центре поле, куда Лоран Блан поначалу поставил его трудиться полузащитником, оборонять среднюю линию. Игра у Пасторе не клеилась, надобность в финтах на центральной линии практически нулевая. Опасный участок нужно преодолевать молниеносно, здесь некогда возиться, главная цель впереди. Разрушители с непозволительной легкостью отбирали у увлекающегося игрока мяч, что нередко приводило к пропущенным голам, ибо от центральной линии до своей штрафной куда ближе, чем от ворот до ворот.
Лоран Блан держал его в резерве почти весь прошлогодний сезон, выпуская только на 70-ой или того хуже на 90-ой минуте.
Перелом произошел только в памятном матче ПСЖ-Челси, где французы обставили англичан со счетом 3:1, в основном за счет по индивидуальных усилий, чем за счет командной игры. Пасторе, выпущенный в конце игры, выдал изумительный по красоте гол в дополнительное время, обойдя всех защитников (Джон Терри и Бранислав Иванович!), словно это не игроки, а телеграфные столбики, и закатив мяч в ворота мимо прикрывающего угол вратаря! Вот это был праздник!
У меня в ушах долго стоят восхищенные крики коментатора: "Пасторе надо попытаться заработать штрафной или угловой. Пасторе сохраняет мяч в поле, двоих обыграл, троих обыграл, Пасторе входит в штрафную, удар, удар, Хавьер Пастоооорееее! Супергол! Сумасшедший гол одного из талантлейвейших игроков Латинской Америки, Хавьер Пасторе, меняет расклад сил, меняет его диаметрально, противоположно от 50%50 на очень много в пользу Пари Сент-Женрмен. Шедевр! Третья дополнительная минута, какой дриблинг, какой гол! Нынешний технический директор Ромы Вальтер Саббатини разыскал этого игрока в Аргентине и привез в Палермо, за бешенные деньги продал Палермо этого игрока ПСЖ. Феерический гол! Петер Чех в воротах, не кто-нибудь, а Петер Чех лично пропустил мяч в ближний от себя угол! Ай да Хавьер Пасторе, ай да красавец. Я сказал сложно проявить себя за четыре минуты до окончания матча, но как он себя проявил! Он всего лишь четыре минуты назад вышел поле. Какой же гол! Жозе Моуриньо поздравляет Лорана Блана. <Мне бы такого,> - думает Жозе Моуриньо. Не в смысле Блана, а в смысле футболиста. Всё!"
Лоран Блан оказался довольно-таки упертым типом (не зря все-таки он напоминает курчaвую барашку) и продолжал доверять кому угодно - Кабаю, Адриену Робье, но только не Хавьеру. После каникул, после поездки в Китай, в которой участвовали футболисты, не игравшие на ЧМ, Хавьер получил возможность закрепиться в основном составе, пока отдыхали французы - полузащитники Иоанн Кабай и Блез Матюиди.
Почувствовав доверие тренера и получив постоянную практику на поле, Хавьер Пасторе день ото дня играл все лучше, грани его таланта искрили на солнце! Лоран Блан наконец поставил его на позицию атакующего полузащитника, где умения аргентинца нашли себе лучшее применение. К чести Хавьерушки нужно признать, что он стал исправлять допущенные ошибки и отыгрывать в обороне!
Первые тренеры отличали Хавьера от других игроков, отмечая его удивительно легкую технику, ему пророчили "Золотой Мяч", звание лучшего игрока мира и даже сравнивали с Зинедином Зиданом.
Конечно, Хавьер Пасторе не новый Зидан, хотя в их магии обращения с мячом, несомненно, есть что-то общее. Он что-то совершенно новое, ни на кого и на что не похожее, доселе невиданное и никому незнакомое. Ему всего 25 лет, и если он будет прогрессировать такими темпами, как сейчас, то займет достойное место в пантеоне футбольных богов!
Марадонна, тренировавший Аргентину в 2008-2010 гг, заметил его, двадцатилетнего, и пригласил в свою команду. Известно, что больших успехов та сборная не добилась, но тот факт, что Диего Армандо Марадонны выделил из толпы безликих именно Хавьера , говорит о многом. Особенный всегда узнает особенного!
Хавьер Пасторе не отрицает, что для него красивый финт значит больше, чем забитый гол. Для аргентинца важнее играть в основе ПСЖ, чем протирать штаны на скамейке и копить трофеи, заработанные другими футболистами, в брендовых клубах. И какое благо, что и сборная, и клуб, цвета которого сейчас Хавьерушка защищает, претендует на самые высокие титулы.
Сейчас самолет карьеры Хавьера Пасторе пошел на взлет, и я думаю, мы будем долго наслаждаться его завораживающим полетом, виртуозным исполнением фигур высшего пилотажа. Он лихо войдет в мертвую петлю, достигнет пика мастерства, когда красота и польза сольются в могучем потоке, и еще долго будут говорить: "я видел, как он играл", "а ты помнишь, тот матч, когда Хавьер Пасторе" или "сейчас уже таких нет", "великий", "легенда".