Бакаев: «Мечтаю сыграть с братом за основу «Спартака»
Полузащитник молодежного «Спартака» Зелимхан Бакаев проводит в команде второй сезон. В интервью Зелимхан рассказал об учебе в институте, режиме питания футболиста и особенностях работы на сборах. Мы также расспросили молодого спартаковца о доме, младшем брате, мечтах и амбициях и узнали, что даже в отпуске он не перестает думать о футболе и «Спартаке».
Данное интервью также можно прочитать в издании Spartak Digital для iPad.
— Как в вашей жизни появился футбол?
— Пришел в футбол довольно поздно, в восемь лет. Первые два года занимался под руководством отца, затем отправился на просмотр в спартаковскую Академию. Мой отец также был футболистом, карьера игрока у него не задалась, но он все равно остался в футболе — работал директором клуба «Ангушт» из Ингушетии. Благодаря ему мы с младшим братом стали тренироваться. Первое время в Академии «Спартак» пришлось непросто, я отставал от сверстников в футбольном мышлении, в умении делать передачи. Но тренеры увидели, что я владею техникой, поверили в меня и дали шанс.
— Играя за спартаковскую Академию, вы часто принимали участие в международных матчах. Кто больше запомнился из соперников?
— Абсолютно все зарубежные матчи выдались запоминающимися. А особенно — финальная игра с «Торино» на турнире в Италии, где мы стали первыми. В полуфинале наши соперники прошли «Аякс», к тому же судьи-итальянцы благоволили хозяевам. Но, к счастью, мы забили — и спокойно довели игру до победного конца, несмотря ни на что. Надо сказать, мы долго шли к этой победе, ведь на предыдущем итальянском турнире мы смогли стать лишь тринадцатыми.
— Зимой вы провели мастер-класс на фестивале паралимпийского спорта. Впервые на таком мероприятии? Какие впечатления?
— Было прекрасно! Навсегда запомню эти эмоции. Нет слов, чтобы описать, как я был рад видеть детей счастливыми. Очень обрадовался, когда узнал, что мне выпала такая возможность, и постарался порадовать учеников. А дети были просто прекрасные! Было видно, что они любят спорт, просто их надо немного поддержать, направить.
— Возможно, видите себя в будущем тренером?
— Да, и отношусь к этому серьезно. Не просто хотел бы себя в этом попробовать, а хочу стать хорошим наставником. По возможности посещаю занятия в институте, где я учусь на тренера. Стараюсь раз или два в неделю бывать на лекциях, сейчас я на втором курсе.
— Что сейчас проходите?
— Недавно сдал «технику футбола»: рассказывал, как отдавать пас, как бить по мячу. Это, конечно, далось мне легко. Сейчас нам объясняют, как обучать футболу детей разных возрастов — от десяти до восемнадцати.
— После возвращения из отпуска вы рассказали, что провели его дома, навещали родственников. У вас большая семья?
— Очень большая! Так принято на Кавказе. Два дня понадобилось, чтобы всех навестить, увидеть. Для меня быть дома — это большое счастье, поэтому отпуск хочется проводить именно там. Поначалу думал, что даже дома каждый день буду тренироваться, но спустя неделю почувствовал, что необходимо дать себе немного отдохнуть.
— А что особенно любите дома? Наверное, баловать себя едой, что приготовит мама?
— Все, что мама приготовит, я очень люблю. Тем более она к этому подходит прямо-таки профессионально: обязательно первое, второе, не позволяет есть ничего вредного, только все натуральное. Вечером — творог, сухофрукты, гранат. Родители серьезно следят, чтобы мы с братом, особенно брат, питались правильно.
— Ваш младший брат тоже играет в Академии им. Черенкова. Гордится ли он вами?
— Он играет за команду 1999 года рождения, иногда его привлекают к работе в команде постарше. Мечтает через год попасть в дубль, чтобы потренироваться вместе со мной. Родители говорят, чтобы я был для брата хорошим примером.
— А вы гордитесь им? Помогаете, подсказываете?
— Он талантливый парень, быстрый, техничный. Думаю, все у брата получится. Зимой побывал на его матче против «Динамо», очень сильно переживал, поддерживал.
— Брат тоже полузащитник?
— Да, играет справа, и на другой позиции я его даже не представляю.
— Значит, есть возможность, что через несколько лет вместе с братом будете в одной команде на разных флангах…
— Надеюсь, это будет основная команда «Спартака».
— Переход из Академии в дубль — насколько он сложен? Столкнулись с какими-нибудь проблемами, трудностями?
— Мне было совершенно не тяжело. Помогали положительные эмоции, когда что-то удавалось. Конечно, в молодежной команде выше скорости, нужно привыкнуть. Но выпускники Академии отлично к этому готовы. Обучены мы точно не хуже, чем соперники по чемпионату.
— Как оцените работу на прошедших сборах? Команда, по вашим ощущениям, прибавила?
— Прибавляем каждый день. Тренер не дает нам передышки, постоянно говорит, что нужно расти и самим себя подгонять, мотивировать. Да и если мы не будем упорно трудиться, можно сразу ехать домой.
— Сложно ли лично вам долго быть в отъезде, соблюдать режим?
— Я в этот раз провел двадцать дней подряд на сборах, оставался со «Спартаком-2». Но это вовсе не тяжело, это, наоборот, прекрасно, когда тебе создают все условия, чтобы ты тренировался и развивался. Режим дня, режим питания, прекрасные поля. Конечно, бывает такое, что хочется домой, но тренироваться и расти хочется гораздо больше.
— После возобновления чемпионата команду преследует серия неудач. В чем видите причину?
— В первой части сезона команда сильно обновилась. Во втором круге соперники нас знают гораздо лучше и, возможно, готовятся серьезнее. Где-то просто не повезло. Нужно работать дальше, и все будет хорошо.
— Вы не так часто забиваете, однако в матчах с «Динамо» забили два мяча. Это любимый соперник?
— Для меня ЦСКА и «Динамо» — самые принципиальные соперники, а матчи с «Динамо» мне действительно удаются. Жаль, что не принял участия в прошедшей игре, вдруг смог бы забить им и на этот раз. Впрочем, виноват сам, что заработал дисквалификацию и таким образом подвел команду.
— Вы часто удачно взаимодействуете на фланге с Винниченко. Как это пришло? Хорошо друг друга понимаете на поле?
— Мы выросли в одной футбольной школе. Поставьте сейчас любого воспитанника спартаковской Академии на мое место, он будет взаимодействовать с крайним защитником так же хорошо. Есть понимание, как отдавать, забегать. Но с Валентином мы вместе играем уже второй год, и я его чувствую. Могу не видеть его — и при этом отдать на него передачу. Надо продолжать с таким же взаимопониманием работать; кто знает, может, через несколько лет так же вместе дорастем до основной команды.
— Сейчас ряд молодых игроков, которые чуть старше вас, стал привлекаться к работе с основой. Мотивирует ли это? Чувствуете, что на вас обращают внимание?
— Когда видна реальная цель, появляется стимул, работается лучше. Нужно выкладываться, и тогда тебя ни в коем случае не оставят, заметят, поддержат. Если будешь расти, забивать, отдавать, доказывать на каждой тренировке и в каждой игре, чего ты стоишь, то обязательно дорастешь до «Спартака-2», а затем и до основы.
— Вы как-то говорили, что в детстве болели за «Спартак». Выступления вашего тренера за «Спартак» помните?
— Видел лишь в записи. Кстати, когда был дома зимой, наткнулся по телевизору на матч «Спартак» — «Динамо» 1996 года, где играл Владимир Джубанов, у которого я тренировался в Академии. В той встрече также играли Титов, Аленичев, Цымбаларь… Я был так счастлив, что мне попался этот матч. «Спартак», кстати, выиграл 3:1. В первом тайме не все получалось, соперник успевал накрывать, а во втором красно-белые уверенно довели матч до победы.
— Сегодняшний молодежный состав тоже зачастую действует успешнее во вторых таймах. С чем это связно?
— Это отчасти характер. А в основном — работа тренеров, которые настраивают нас, в перерыве объясняют, что мы делали не так, чтобы мы не повторяли ошибок. После этого мы выходим на поле и отдаем всех себя, потому что не любим проигрывать, потому что… это «Спартак», и мы не имеем права проигрывать. Я не могу для себя внутренне примириться с поражением, для меня не существует такого понятия — проигрыш за «Спартак».
Беда в Спартаке ещё и в том, что пацанов с детства учат играть в спартаковский футбол, а переходя в основу, они должны переучиваться играть совсем в другое...
В общем, упорства ребятам и удачи.