«Вишневый сад» на «Энфилде»
В это воскресенье фраза «уходит эпоха» из пошлого клише превратилась для болельщиков «Ливерпуля» в наполненную глубоким смыслом формулу, отражающую всю суть их душевных переживаний. При этом ощущение того, что в этом году на «Энфилде» идет постановка гениальной пьесы, написанной более ста десяти лет назад, только усилилось.
Любимцы болельщиков «Ливерпуля», такие как Хаби Алонсо, Луис Гарсия, Харри Кьюэлл, Пепе Рейна, Луис Суарес, Фернандо Торрес, Крейг Беллами, Йон Арне Риисе и другие напомнили болельщикам «красных», каким был «Ливерпуль» совсем недавно и каким он уже не будет никогда. Стивен Джеррард был той фигурой, которая связывала разные поколения игроков мерсисайдской команды: никогда не игравшие вместе Алонсо и Суарес по крайней мере в моем сознании относятся к одной эпохе в истории «Ливерпуля», именно потому что Джеррард являлся тем связующим звеном, передающим традиции и дух клуба от одного игрока к другому. А теперь этого звена не будет.
Эта граница между эпохами чисто психологическая, но вполне реальная. Посмотрите, хотя бы, на мировую историю, и вы поймете, что она для вас поделена на «тогда» и «сейчас». Лично у меня эта граница проходит по тридцатым годам прошлого века, потому что о том времени мне рассказывал мой прадед – живой свидетель и участник индустриализации. Все, что было в стране до этого, мне уже даже косвенно недоступно. То же самое и с футбольной командой: как только из нее уходит главный «старожил», границы «настоящего» сдвигаются для будущих поколений игроков.
Смена эпохи, исчезновение чего-то прекрасного, но, как кажется, уже не жизнеспособного, и замена его чем-то другим, более прагматичным, более рациональным – это, по сути, и есть главная тема чеховского «Вишневого сада» (да простит меня Антон Павлович за столь примитивный пересказ сути его пьесы).
И что самое грустное, расставание с многолетним капитаном «Ливерпуля» происходит по-чеховски грустно и нелепо. Ведь еще недавно любовь болельщиков разъедала любые темные пятна на репутации Стивена Джеррарда не хуже какого-нибудь отбеливателя. Стиви Джи никогда не обвиняли в симуляции (хотя порой спорные эпизоды и встречались, трактовать их не в пользу капитана «Ливерпуля» никто и не думал), эпизод с дракой в баре тоже практически не сказался на отношении болельщиков к Джеррарду. Я уже молчу о таких вещах, как промах с восьми метров на «Лужниках» в отборе к ЕВРО-08, который отчасти лишил англичан победы в том матче и, в перспективе, путевки в Австрию и Швейцарию. Никто и никогда не думал винить Стивена Джеррарда в подобных вещах – он великий игрок и джентльмен, и тыкать в его неудачи было как минимум подло.
Но в последний год что-то изменилось: не вовремя поскользнувшись в поединке с «Челси», Джеррард не то чтобы заставил болельщиков изменить отношение к себе, но заложил некоторую тень сомнения. И с тех пор все чаще высказывается мнение о том, что Джеррард уже не тот, что он потерял свои лучшие качества, что без него полузащита «Ливерпуля» действует быстрее и качественнее. Это утверждение само по себе дискуссионно: талант Хаби Алонсо сопоставим с талантом Стиви, и испанец, будучи всего на полтора года младше капитана «Ливерпуля» и в принципе не отличаясь скоростью, играет ключевую роль в лучших клубах мира. «Полезность» Джеррарда – лишь вопрос построения игры, но да это и не важно сейчас.
В свой последний сезон в «Ливерпуле» Стивен Джеррард переживает столько тяжелых моментов, сколько никому не пожелаешь: позорный вылет из Лиги Чемпионов, травма, потеря стопроцентного места в стартовом составе (а ведь именно ради места в основе команды Стиви Джи ушел из сборной), а теперь еще и это дурацкое удаление в матче против «МЮ». Прибавьте к этому участившиеся диспуты о том, кто должен стать новым капитаном «Ливерпуля», при том что нынешний капитан команду пока не покинул – чем вам не эпизод из «Вишневого сада», когда Лопахин в нетерпении отдает приказ рубить вишни еще до того, как Раневская с семьей покинула усадьбу – и вы поймете, насколько тяжело сейчас Джеррарду.
Вместо «красивого расставания» мы получаем очень грустный финал, который рискует перейти в фарс, учитывая общее количество спекуляций относительно ухода Джаррада из клуба (да и вокруг команды в целом).
А Брендан Роджерс исполняет в нашей пьесе роль Лопахина – агенса всех перемен. Роль тяжелую, неблагородную, неблагодарную и, безусловно, героическую. Вопрос лишь в том, осознает ли североирландский специалист, насколько опасна его миссия? Когда Карлес Пуйоль покидал «Барселону», в ней оставались Иньеста и Хави. Когда Алессандро Дель Пьеро уходил из «Ювентуса», он знал, что в команде его место займет Джанлуиджи Буффон. Рауль, расставаясь с «Реалом», оставил клуб на попечение Касильясу. Фрэнка Лэмпарда в «Челси» сменил Терри, а того сменит, видимо, Иванович. В «Ливерпуле» же фигуры, сопоставимой Стивену Джеррарду по важности для клуба просто нет. И очень важно, чтобы «Ливерпуль», расставшись со своей легендой, не превратился в расставшийся со своими легендами «Милан».
Символично, кстати, что реконструкция «Энфилда» началась именно сейчас: если уж перемены – то во всем.
А нам, болельщикам, осталось ответить на главный для нас вопрос: сможем ли мы принять новую эпоху, или, подобно Фирсу из «Вишневого сада», останемся одни в покинутом хозяевами доме?