11 мин.

Промес: «Готов помочь Отто Фишеру»

Лучший голландский легионер в истории РФПЛ и один из лидеров «Спартака» дал эксклюзивное интервью «ССФ» – о безмерном уважении к 102‑летнему Отто Фишеру, преклонении перед старшим братом Патриком Клюйвертом и любви к маме.

– Какой из двух «Спартаков» был настоящим: тот, что по всем статьям уступил «Краснодару», или тот, что оставил не у дел «Динамо» и «Торпедо»?

– Настоящий «Спартак» вы видели в матче с «Динамо». Мы играли со страстью и желанием, боролись до последней секунды и были одним целым, настоящей командой. Сам гол, откровенно говоря, получился немного шальным, но в конечном итоге мы заслужили эту победу.

– И какая гарантия, что в следующих матчах «Спартак» продолжит в том же духе?

– Поражение от «Краснодара» стало уроком для всех нас, встряхнуло футболистов. Первое домашнее поражение на новом стадионе – это было очень болезненно. Но так бывает: порой должна случиться какая-то неприятность, чтобы человек проснулся и осознал, что ему надо больше работать над собой. Думаю, мы сделали выводы и уже не повторим ошибок. Победа над «Динамо» придала уверенности, и я верю, что последуют прекрасные игры.

– Вратарь «Динамо» Владимир Габулов считает, что «Спартак» специально весь день перед игрой поливал газон, сделав из него болото. Мурат Якин упоминал на установке о том, что поле будет залито?

– Ерунда какая-то. Мы играли на одном и том же поле. Если у них возникали проблемы с комбинационной игрой, те же проблемы должны были возникнуть и у нас, разве не так? Но лично у меня никаких проблем не было. Просто мы играли лучше и заслужили эти три очка, вот и все дела. На нас очень сильно подействовал проигрыш «Краснодару».

– Болельщики считают, что «Спартаку» помогла молодая кровь. Давыдов, Кротов, Тимофеев…

– Безусловно, это тоже одна из причин. Парни голодны до игры, хотят показать себя. И это здорово, что тренер подпускает к основе больше молодых игроков. Я имел возможность наблюдать за некоторыми ребятами из молодежной команды и могу сказать, что на подходе отличные футболисты. Академия работает, этим можно только гордиться. Особняком, конечно, стоит Давыдов. Думаю, вы сами видели, как он отыграл с «Динамо». Устроил Самба и Дугласу тяжелую жизнь.

– Вас с Давыдовым объединяет одна забавная деталь.

– Я даже знаю, какая! Его называют русским Месси, а у меня в Голландии была кличка Промесси.

– Откуда такое прозвище?

– Когда играл за «Гоу Эхед Иглс», много забивал. А в одном матче по пути к воротам сумел обыграть сразу пятерых соперников и забил. С тех пор болельщики сочинили в мою честь песню «Промесси, Промесси». Любому футболисту будет приятно, если его сравнят с лучшим игроком в мире. Но у нас совсем разный стиль игры. Да и не хочется никаких сравнений, хочется быть просто Куинси Промесом и приносить пользу команде.

– Матч с «Динамо» открыл старейший болельщик «Спартака» Отто Фишер…

– После игры мне рассказали, что ему 102 года! Фантастика! Каждый из нас может лишь мечтать о том, чтобы прожить такую длинную жизнь. Даже не мог себе представить, что человек в таком возрасте способен нанести удар по мячу. Кроме того, он принес нам удачу. Вышел на поле – и мы победили. Безмерное уважение.

– Увы, уважение к ветеранам свойственно не всем. Вскоре после игры Отто обокрали.

– Что?! Этого быть не может. Где это произошло?

– В его квартире в Копейске. Украли 700 тысяч рублей.

– Очень грустная история. Сложно поверить в то, что кто-то способен на такие поступки. Не буду говорить за всех ребят в «Спартаке», но лично я готов помочь Отто. Всю зарплату я, конечно, перевести не смогу, иначе мне не на что будет содержать семью. Но если я могу помочь какой-то частью суммы – без вопросов. Ребята из команды, думаю, поддержат. У каждого из нас есть сердце, и все мы видели, как счастлив был этот человек, когда попал на игру с «Динамо».

– Леонид Федун в прошлом году говорил о том, что у вас было предложение от «Манчестер Юнайтед», однако вы предпочли «Спартак». Как это вышло?

– Интерес «МЮ» проявлял, это я могу подтвердить. Но до конкретного предложения не дошло, не было разговоров типа: «Мы готовы заплатить за него столько-то». Скажу откровенно: к тому моменту я не был готов к переходу в «Манчестер».

– Из-за ван Гала?

– В смысле?

– Он отцепил вас от чемпионата мира.

– Да нет, что вы! Ван Гал – отличный тренер, и у нас с ним прекрасные отношения. Именно под его руководством я дебютировал в сборной Голландии, какие обиды? Тренировки у него, конечно, жесткие. Тяжелее не было ни с одним из тренеров. Ван Гал очень строг, требует от каждого выкладываться по максимуму. Всегда указывает на твои ошибки, и на каждом занятии лезешь из кожи вон, чтобы допустить минимум брака. Соответствовать его требованиям – это очень сложно.

«МЮ» – большой клуб, без вопросов. Но перейди я в «Манчестер», какие гарантии, что не сел бы на скамейку? А в «Спартаке» я постоянно играю. Так что ни капли не жалею о своем решении. Возможность поиграть в Англии еще может представиться, я совсем молод. Но для начала хочется достичь успехов со «Спартаком». Чувствую, что здесь я на своем месте. Счастлив в Москве и ощущаю поддержку болельщиков.

– Уже сейчас можно утверждать, что вы лучший из тех Куинси, кто играл в России.

– Это стоит воспринимать как комплимент? (Смеется.)

– Безусловно. В честь кого родители вас так назвали?

– В честь Куинси Джонса, музыканта. Насчет второго имени – Антон – точно не скажу. Но я рад, что это имя так понравилось ребятам в «Спартаке». Сразу же начали звать меня Антоха.

– Что Куинси Промес мог бы пообещать болельщикам «Спартака» на остаток сезона?

– Обещаю, что буду бороться всем сердцем, в каждой игре. На данный момент я забил семь голов и сделал пять передач, и обещаю улучшить эту статистику. Обещаю радовать зрителей дриблингом и обводкой. И обещаю сделать все, чтобы мы попали в еврокубки. Я пришел в «Спартак» для того, чтобы чего-то добиться. И первостепенная цель – играть на следующий сезон в Европе. Если мы не попадем в Лигу Европы или Лигу чемпионов, я буду ужасно разочарован.

– В таком случае пора бы набирать обороты.

– Заданное направление куда важнее, чем скорость. Многие, разогнавшись, сходят с дистанции.

– Это чья-то цитата?

– Моя. Иногда задумываешься о жизни и просто делишься своими мыслями. Например, это можно делать на страничке в Фейсбуке. Мне нравится думать, что кого-то мои слова вдохновляют.

– Давайте что-нибудь из последнего.

– Человек, который хочет управлять оркестром, должен повернуться спиной к публике.

– Неплохо. А жизненный девиз есть?

– Делай свое дело и борись за свою правду.

– Тренер «Спартака» по физподготовке Вальтер Грютер утверждает, что ваша выносливость – следствие сумасшедшей работы над «физикой» в академии «Аякса». Там действительно так гоняют?

– Мне не с чем сравнивать. В «Аяксе» готовят детей таким образом, чтобы «физики» хватало на все 90 минут. Закладывают мысль о том, что если дашь себе поблажку, то не будешь готовым к игре на 100 процентов. А не будешь готов к игре – всех подведешь, и это обязательно повлияет на результат. Поэтому я всегда стараюсь поддерживать хорошую форму. Когда в «Спартаке» давали задание на отпуск, спросил: «Не страшно, если я чуть перевыполню программу?».

– Как долго вы занимались в академии «Аякса»?

– С 10 лет до 17.

– Значит, должны были застать Ибрагимовича.

– Застал. Но у меня нет ни фотографий с ним, ни автографа.

– Не любите Ибру?

– Ибра – лучший в мире центральный нападающий. Просто в то время, когда Златан выступал за «Аякс», никто не воспринимал его как суперзвезду. Это был не тот Златан, которым он является сейчас. Обычный парень, который играет за тот же клуб, что и ты. У мальчишек в академии были совсем другие кумиры.

– Например?

– В моем случае Патрик Клюйверт. Позже судьба свела меня с этим человеком, и я очень благодарен ей за это. Клюйверт был моим тренером в молодежной команде «Твенте». Никто и никогда не давал мне столько полезных советов, как Патрик. Никто так не способствовал моему футбольному развитию. Без сомнений, Клюйверт – самый важный человек и тренер в моей карьере. Он для меня как старший брат. Не только легенда футбола, но и прекрасный человек. Если мне приходится принять какое-то фундаментальное решение, я всегда обращаюсь за советом к Патрику.

– Что Клюйверт сказал по поводу вашего перехода в «Спартак»?

– Пожелал удачи: «Переходи в «Спартак», я верю в тебя». Исключительно позитивно отреагировал и Хиддинк. Он очень любит Россию, и нам всегда есть что обсудить, когда мы встречаемся. Исходя из того, что меня снова включили в расширенный список сборной, можно сделать вывод, что Гус следит за российской премьер-лигой. А это отличная новость для других молодых парней, у которых есть вариант с клубами из России. Посмотрят и скажут: «Ага, Хиддинк вызывает его в сборную из «Спартака». Значит, там можно расти». Когда я только переехал в Москву, такой уверенности не было. Люди говорили, что я рискую, пугали меня историями о том, как не сложилась карьера в России у других голландских игроков. А я доказал, что есть исключения.

– Недавно в Сети появилось видео, на котором вы носитесь в маске по улицам Амстердама и пробрасываете мяч между ног прохожих. Что за история?

– Когда я был в отпуске, позвонили ребята с YouTube-канала Touzani TV и попросили поучаствовать в программе. Главная фишка шоу: герой надевает маску и бегает по улицам города, прокидывая мяч между ног обычных прохожих. Чем больше, тем круче. Но время ограничено.

– Сколько человек вы обвели в итоге?

– За 20 минут съемок – 41. Считай, провел интенсивную тренировку. Тяжело, потому что приходится сохранять полную концентрацию. К тому же я был в маске и теплой куртке и сильно вспотел.

– Самое удивительное, что никто из «жертв» даже не накричал на вас.

– А разве я совершил какое-то преступление? Кому-то навредил или сделал больно? Я просто играл в мяч – никаких причин для раздражения. Не стоит воспринимать так близко к сердцу. Конечно, не всем понравилось, но в общем и целом людям было весело. Несколько молодых парней перехватили мяч и сами решили пообводить меня. В этом и есть суть футбола и посыл передачи – от игры надо получать кайф.

– Надо снять такой же ролик в Москве.

– Ух, для этого нужно быть настоящим смельчаком. Я вырос в Амстердаме и знаю в городе каждую улочку и магазинчик. Знаю, чего ожидать от людей и как с ними себя вести, чувствую себя там легко и комфортно. В Москве я все же не настолько свой, чтобы позволить себе такие игры. А когда человек не понимает, какая реакция его ждет, он немного побаивается.

– Были случаи в Москве, когда вам становилось не по себе?

– После матча с женой пошли в ресторан. Выходим из лифта и видим, как на нас надвигается парень, огромный, как Кристофер Самба. Когда он закричал: «Эй, Промес!» – я немного струхнул. Что ему нужно? А вдруг это болельщик ЦСКА? Но ситуация мгновенно разрядилась: парень обнял меня, показал телефон с логотипом «Спартака», похвалил за игру. Оказалось, работает охранником в этом ресторане. Долго потом смеялись.

– Чаще стали на улицах узнавать?

– Иногда. Подходят, просят дать автограф, фотографируются, желают удачи. Я абсолютно никому не отказываю. Если увидите меня на улице и вдруг захотите поговорить – я с радостью пообщаюсь.

– Почти уверен, что пробрасывать мяч между ног прохожих – далеко не самый безумный поступок в вашей жизни.

– Я никогда не был пай-мальчиком. Случались экстремальные ситуации и безумные выходки, но вряд ли есть смысл рассказывать об этом в интервью. Я теперь серьезный человек, у меня две дочки в конце концов. Зачем мне выставлять себя в дурном свете? Каждый в своей жизни совершал поступки, за которые ему стыдно. Но прошлое должно оставаться в прошлом.

– А вот Ибрагимовичу совсем не стыдно. Рассказал обо всех своих юношеских безумствах – еще и кучу денег заработал.

– Если я вдруг решу написать книгу, то, пожалуй, тоже расскажу обо всех похождениях. Но на данный момент мне это не нужно. Пусть остается имидж веселого и беззаботного парня.

– Расскажите хотя бы о том, как потратили свою первую футбольную зарплату.

– Это можно. С первой зарплаты купил маме дорогую, красивую сумку. Мама – главный человек в моей жизни. Она, кстати, поддерживала меня на стадионе в матчах с «Краснодаром» и «Динамо». Когда мама на трибуне, я самый счастливый! Буквально несколько часов назад она улетела из Москвы, поэтому мне немного грустно. Но она обязательно вернется и снова приготовит мой любимый рис с курочкой и овощами.

– Это что за блюдо?

– Традиционное суринамское. Если в Москве есть ресторан суринамской кухни, пусть обязательно свяжутся со мной, хорошо?

– Постараемся узнать.

– (Переходит на русский.) Спасибо, братуха!

Источник