Борьба с системой. Почему Лукас Барриос вновь забивает
Нападающий, о котором принято вспоминать как о плачевном наследии Валерия Карпина, вновь расцвёл в европейском футболе.
О Лукасе Барриосе снова говорят в Европе. Парагвайский нападающий, права на которого по-прежнему принадлежат «Спартаку», в последних 11 матчах за «Монпелье» забил 10 мячей, и с его помощью французская команда борется за место в еврокубках. При этом начинался французский этап карьеры для Барриоса ужасно: нападающий никак не мог забить, а харизматичный президент «Монпелье» Луи Николлен, никогда не стеснявшийся своих слов, назвал трансфер парагвайца «кражей века».
Всё изменилось за время зимней паузы в чемпионате Франции. Главный тренер «Монпелье» Ролан Курбис перестал искать оптимальный состав и тактический вариант — осенью команда пробовала и 5-4-1, и 5-3-2, и 4-4-2, и 4-3-3. Барриосу, чрезвычайно зависимому от выбора расстановки на поле футболисту, эти метания не шли на пользу, и как только Курбис остановился на конкретных 4-4-2/4-4-1-1, дело пошло и у «Монпелье», и у самого дорогого футболиста клуба.
Искать спартаковское проклятье в данном конкретном случае не стоит — Барриос заиграл не потому, что уехал из «Спартака», а потому что футбол в Европе отличается от российского. Барриос зависим от действий атакующих полузащитников, а в идеале ему необходим в пару ещё один нападающий. Если два-три атакующих полузащитника готовы собрать на себя несколько защитников соперника за счёт индивидуальных действий, это стихия Барриоса. Парагваец — не типичный европейский финишёр, он не всегда продавливает защитников, но великолепно пользуется свободным пространством, ищет гол. Больше половины своих мячей за «Боруссию» Лукас забил или в пустые ворота, или с игры на добивании, что автоматически делает его зависимым от активности партнёров.
В Европе пойти один в один готовы в любом топ-чемпионате, в России фланговые футболисты предпочитают сделать навес в штрафную. Кроме того, «Спартак» играл с одним чистым центральным нападающим, а это значит, что Барриосу нужно было играть против двух, а то и трёх центральных защитников. Вероятно, парагваец забил бы больше даже с таким футболом, но после китайского отпуска он был просто не в той форме, чтобы давить на оборону.
Во Франции же, как только «Монпелье» не перешёл на 4-4-2, Лукас заиграл. Большую роль в голах Барриоса играют Кевин Бериго, которого Курбис ставит в пару к парагвайцу, и Антони Мунье, техничный левоногий футболист, готовый в дриблинге пройти двух-трёх соперников и постоянно требующий подстраховки. В таком футболе принадлежащий «Спартаку» нападающий чувствует себя очень комфортно — он снова забивает с отскоков и в пустые ворота, оказываясь в нужное время в нужном месте. Единственный по-настоящему красивый мяч Барриос забил «Реймсу», ударив с дуги штрафной без разбега. Гол-близнец того, что неделей ранее Ари забил самому «Спартаку». Это не спартаковское проклятье, это беспощадная спартаковская ирония судьбы.
Игровые (не бытовые и прочие нефутбольные) проблемы Лукаса в «Спартаке» были схожи с теми, что испытал в клубе другой звёздный и дорогой южномериканец Фернандо Кавенаги. Аргентинец тоже был зависимым форвардом штрафной, собирателем свободных зон, а в «Спартаке» его заставляли играть едва ли не со своей половины поля. Кавенаги тоже уехал во Францию и тоже, как и Барриос, ожил в Лиге 1. История повторилась с потрясающей точностью: в «Бордо» Кавенаги тоже сначала видели как нападающего широкого диапозона, затем подставили к нему партнёра, и аргентинец начал забивать пачками, добившись вызова в сборную страны. Два этих неудачных для «Спартака» примера демонстрируют лишь одно: статистика для нападающего не значит совершенно ничего — важна система, при которой форвард готов показывать свои лучшие качества. В мире всего два-три центральных нападающих, готовых без проблем вписаться в любую игровую модель — остальных нужно брать с умом, под схему и стиль, как мадридский «Атлетико» — Марио Манджукича, а не просто исходя из количества голов.
Барриос уже заявил, что хочет остаться в Европе и не прочь перейти в «Монпелье» на постоянной основе. По данным французской прессы, клубу придётся заплатить 3-4 млн евро, чтобы выкупить парагвайца у «Спартака», который ныне платит игроку половину трёхмиллионной зарплаты. Желание Лукаса играть там, где всё получается, понятно, но есть один момент, который может заставить парагвайца задержаться в Москве. Мурат Якин, оставшийся без Артёма Дзюбы и показавший в дерби с «Динамо», что может обходиться без нападающего таранного типа, похоже, готов сделать ставку на техничных футболистов, а это тот самый любимый футбол Барриоса. В Дортмунде у него был здорово играющий в пас дриблёр Синдзи Кагава, в Монпелье — здорово играющий в пас Кевин Бериго, в «Спартаке» сейчас — готовый сыграть в пас дриблёр Квинси Промес. В Дортмунде был юркий и невысокий Марио Гётце, в Монпелье — юркий и невысокий Антони Мунье, в «Спартаке» — юркий и невысокий Джано. Система, готовая принять Барриоса обратно.
Интересно лишь, готов ли сам «Спартак» дать футболисту второй шанс.