6 мин.

Арена Спящий поезд. Неудачные названия спортивных арен после продажи нейминга

«Дортмундцы на своем стадионе «Вестфаллен» сыграли вничью с «Байером», и их ожидает очень непростой матч на выезде в «Рурштадионе» против «Бохума», «Ганновер» на своем поле «Нидазаксенштадион» обыграл «Хоффенхайм», «Мальорка» на своем поле «Сон Моис» обрадовала Карпина очередной победой», «более 25 тысяч зрителей заполнили  Джей-Джей-Ар Стадион, чтобы воочию посмотреть игру между «Уиганом» и «Редингом».

Некоторые читатели могут сразу указать на ошибки в этих фразах, в то время как другие их даже не заметят и примут эти сведения, как само собой разумеющиеся. Для третьих же и вовсе не стоило указывать на названия клубов-хозяев, ибо по названию стадиона уже видно, кто кого принимает. Однако не зря я привел фразы именно в представленном мною ракурсе. Мои «ошибки» состоят в том, что названия указанных стадионов уже недействительны, причем некоторые — уже на протяжении более десяти лет. Но фанаты привыкли к старым названиям. 

«Вестфален» нынче называется «Сигнал Идуна Парк», «Рурштадион» - «Ревирпауэрштадион», «Нидазаксенштадион» - HDI-арена (в прошлом году он вообще назывался AWD-арена), «Сон Моис» - «Иберостар», «JJB Stadium» - DW Stadium. Вот так-то.  

Сейчас в тренде коммерческие бренды в названиях стадионов. Более сотни стадионов по всему миру преобразовывают свои имена в рекламные щиты для крупных фирм и корпораций. Переименовывая стадион, они фактически покупают себе место на карте города и привлекают не только болельщиков, но потенциальную аудиторию гораздо больших размеров. К тому же рекламодатель фактически страхует себя от изменений ценовой конъюнктуры, надолго бронируя для рекламы посещаемое место.

Недавно коммерциализация футбола достигла новых высот. Уже давно отработаны финты с привлечением на стадион фанатов с самого детства, пропихиванием им всяких товаров собственного и несобственного производства, а промывка мозгов дошла до того, что фанаты уже не помышляют о футбольном матче без еды и напитков конкретных компаний и брендов. Креативщики еще не сказали своего последнего слова, и в скором будущем мы увидим инновационные идеи по продвижению определенных брендов. Это они заставили клубы со 100-летней историей изменить известные всему миру названия домашних полей. Стадионы теперь выступают в роли огромнейших билбордов.

Существует несколько распространенных схем спортивного нейминга. Коммерческое название может получить новая арена — этот наименее болезненный вариант широко применяется в Великобритании и в континентальной Европе. В этом случае спонсор несет часть затрат на строительство стадиона. К примеру, одно из крупнейших соглашений было заключено в 2004 году лондонским футбольным клубом «Арсенал» с авиакомпанией Emirates по поводу передачи прав на новый стадион Ashburton Grove на 15 лет за £90 млн. Эта сумма включает в себя и платежи за размещение рекламы Emirates на футболках игроков клуба на протяжении восьми лет (титульное спонсорство на игровой форме составляет примерно половину рекламного контракта). Компания из ОАЭ вообще сделала большую ставку на футбол, став также титульным спонсором французского клуба ПСЖ и итальянского «Милана», а также Азиатской футбольной конфедерации. За последние 10 лет компания вложила в футбол примерно $800 млн.

К великому сожалению, на фоне огромных денежных сумм уже нет ничего святого в футболе. Недавно весь мир узнал, что родной стадион «Реала» «Сантьяго Бернабеу» переименовывается в «Абу-Даби Бернабеу». Одни твердят, что «Сантьяго» из названия выпадет, а другие все еще надеются что владельцы  оставят это слово. Как бы то ни было, факт остается фактом: отныне никто не может дать стопроцентной гарантии, что даже самые великие клубы удержатся перед соблазном немереных денежных поступлений в связи с продажей имени домашнего поля.

В свете этого я бы хотел представить вашему вниманию смешные по звучанию названия стадионов по всему миру:

«Sleep Train Arena» (Арена Спящий поезд) – является домашним полем клуба НБА «Сакраменто Кингз».

В одно время домашняя арена «Филадельфия Флаерз» и «Филадельфия Сиксерс» называлась First Union Center. Все бы ничего, но в сокращенном виде это звучит смешно: F.U.Center.

HP Pavilion! На арене под таким названием одно время играл клуб НХЛ «Сан-Хосе Шаркс». Только не подумайте, что хоккеисты играли в павильоне, просто фирма «Хьюлет-Паккард» таким образом рекламировала одну из линеек своих компьютеров.

Клуб НФЛ «Майами Долфинс» играл на стадионе под названием «Land Shark». Название не имеет ничего общего с акулой или ландшафтным дизайном. Просто владелец клуба Стефен Росс продал имя стадиона совместному проекту певца Джимми Баффета «Маргаретвилль» и фирмы «Анхойзер-Буш», которые продвигали пиво Land Shark Lager.

Бейсболисты «Хьюстон Астрос» принимают своих гостей в «Minute Maid Park», что дословно можно перевести как «Парк  Горничная на минуту». На самом деле «Минит Мейд» - это товарный знак фруктовых соков, лимонадов и пуншей компании «Кока-Кола».

Quicken Loan Arena – новый владелец «Кливленд Кавельерс» (НБА) Дэн Гильберт сразу после приобретения клуба переименовал арену из «Гунд Арена» в «Квикен Лоан», чтобы разрекламировать компанию, которую он основал и ныне возглавляет.

«Янки Сосут» (Yankees Suck). В 2004 году из-за потери долгосрочного спонсора владельцы домашней арены «Бостон Селтикс» (НБА) и «Бостон Брюинз» (НХЛ) выставили право на название арены на eBay. Более 30 раз гражданам удалось выкупить право, отдав в кассу клуба более 150 тысяч долларов. Два дня арена называлась «Янки Сосут».

Whataburger Field – домашняя арена бейсбольный команды МХЛ «Корпус Кристи Хукс» из Техаса.

Клуб МЛС «Колорадо Рапидс» играет на стадионе «Дикс Спортинг Гудс Парк» (Dick’s Sporting Goods). В просторечии «дик» обозначает мужской половой орган.

Следующую группу названий я, пожалуй, оставлю без комментариев: «Шрюсбери Таун» играет на «Gay Meadow», «Аброут» - на «Gayfield Park», а «Нешвиль Предаторс» - на Gaylord Entertainment Center.

Smoothie King Center – новое название домашней арены баскетболистов из «Нью-Орлеанс Пеликанс».

В России пока что существует только один футбольный стадион с коммерческим названием. В Казани хоккейная арена называется «Татнефть-Арена», а новой арене московского «Спартака» было присвоено имя «Открытие Арена» по названию спонсора – банка «Открытие».

Дай Бог, чтобы следующие компании и/или бренды не купили права на название стадионов в России: детское питание «Bledina», автомашина Daewoo Kalos, посуда «Pedrini».

Не удивлюсь, если лет через пять на просторах мира появятся «Совкомбанк-Арена», «Щит-Банк Арена», «Кошехабльбанк Стадион», «Приобье Арена» и т.д.