Сам себе режиссер. Что Якин наигрывал на сборах
Для начала стоит сразу оговориться: практически треть тренировок на втором, самом продолжительном, сборе Мурат Якин провёл за закрытыми дверями. Однако пять контрольных матчей вкупе с теми занятиями, на которые «Спартак» допускал корреспондента «Чемпионата», позволили сделать вывод – нововведений в игре красно-белых этой весной будет предостаточно.
3-5-2 или 5-3-2
Для начала разберёмся со схемой. Судя по всему, базовая расстановка у «Спартака» — четыре защитника, один или два опорных (здесь возможны варианты), плеймейкер, два атакующих полузащитники на флангах и один чистый форвард — этой весной не поменяется, но в отдельных матчах возможны варианты. Один из них – игровая модель тремя защитниками при атаке и пятью – при обороне. Ничего нового в таком переходе нет – Мурат Якин уже использовал эту схему, например, в матче с ЦСКА (1:0), да и Валерий Карпин пару лет назад спартаковскую публику к таким тактическим нововведениям уже готовил. Из пяти контрольных встреч в Белеке «Спартак» использовал эту модель лишь однажды, причём не с первых минут. На игру с минским «Динамо» красно-белые начали играть по стандартной схеме, но на 65-й минуте произвели несколько замен и перестроились. Таким образом, последние полчаса в центре защиты постоянно играли Таски, Макеев и Брызгалов, а на флангах – Кутин и Комбаров: то есть оборонялась команда в линию из пяти футболистов, а при атаке сзади оставались трое, так как Кутин и Комбаров регулярно убегали вперёд.
Плеймейкер
Учитывая, что осенью Роман Широков в основном лечился и смотрел матчи со скамейки запасных, а не играл, ключевым футболистом середины поля в «Спартаке» его назвать сложно. Однако позиция плеймейкера с его временным отъездом в Краснодар вновь стала вакантной. Претендентов на роль «треквартисты» двое. В первых матчах в Белеке на эту позицию наигрывался Глушаков (Чельстрём и Ромуло при этом играли двух опорников). Но в конце сбора уже сам Денис опустился в опорную зону, где в одиночку исполнял обязанности разрушителя (кстати, сам Глушаков в интервью «Чемпионату» говорил, что именно на этой позиции он себя чувствует наиболее комфортно). Ромуло при этом выдвинулся чуть вперёд, а позицию плеймейкера занял непосредственно Чельстрём.
В общем, с трио в середине поля Мурат Якин определился. Теперь у швейцарца есть полноценный третий сбор, чтобы решить, на какой позиции каждый из них будет действовать наиболее эффективно.
Макеев – центральный защитник
В текущем сезоне Мурат Якин использовал уже восемь разных сочетаний центральных защитников. Не сказать, что стопроцентная ясность появилась сейчас, но определённые подвижки в эту сторону есть. Скорее всего, одно место в середине обороне займёт Евгений Макеев.
— В принципе, он способен сыграть на любой позиции, но благодаря своей скорости, которой Женя выделяется на фоне остальных центральных защитников, нам кажется, Макеев будет полезнее именно там, где мы его используем сейчас, — подчеркнул главный тренер «Спартака». – Зная, что на этой позиции у нас есть скоростной футболист, способный в любой момент вернуться и подстраховать, мы можем чуть больше увлечься атакой или сыграть в высокий прессинг. Макеев отлично справляется со своими задачами, и нас это полностью устраивает.
Что касается напарника Макеева в центре защиты, то здесь остаются три претендента – Инсаурральде, Карлос и Таски. Но по общим впечатлениям от второго сбора, к основному составу ближе всех находится Сердар, который был задействован в четырёх контрольных играх из пяти. Правда, впереди у «Спартака» есть заключительный сбор – поэтому не исключено, что на нём Мурат Якин вновь изменит своё мнение.
Паршивлюк бьёт штрафные
Самое незначительное, но довольно неожиданное нововведение Мурата Якина этой зимы коснулось выбора исполнителей стандартов. Компанию Эберту и Комбарову, которые обычно подходят к мячу на угловых или штрафных ударах, пополнил Паршивлюк. Впервые Сергей зарядил в дальнюю девятку в матче с «Улиссом» — произошло это как раз в тот момент, когда Артём Ребров, наблюдавший за игрой «Спартака» с трибуны в компании с брутальными фанатами, рассказывал, как Паршивлюк укладывает мячи со штрафных на тренировках. При этом с ближней дистанции стандарты обычно исполнял Комбаров – в основном мягкими ударами в обвод стенки. Сергею же доверялось бить со средней дистанции (25-30 метров) – получалось действительно неплохо.
Центрфорвард
Наконец, мы подошли к самому животрепещущему вопросу после ссылки Артёма Дзюбы в дубль: кого Мурат Якин будет использовать впереди? Ответ, казалось бы, очевиден – конечно, Юру Мовсисяна. Однако не всё так просто. Во-первых, после неприятной травмы колена нападающий до сих пор далёк от идеальной формы (не физической – здесь, по словам самого футболиста, проблем нет, а исключительно игровой).
Одна голевая передача, незабитый пенальти и гол из офсайда в семи неполных матчах на сборах – согласитесь, это не та статистика Мовсисяна, к которой мы привыкли. Будучи на пике формы, Юра может играть гораздо полезнее и эффективнее, но вся проблема для «Спартака» в том – что времени для того, чтобы эту форму набрать, у нападающего осталось катастрофически мало.
Собственно, здесь-то и возможны варианты. Их не так много, но они есть. Первый – это вообще обойтись без номинальных нападающих. «Мы вполне можем сыграть без них, — уверен Мурат Якин. — Промес и Хурадо, Эберт и Джано, который очень хорошо проявил себя этой зимой, – как видите, у нас достаточно полузащитников, способных в любой момент грамотно подключиться в атаку. Главное не подумайте, что, отказавшись от форвардов, мы непременно припаркуем «автобус» у своих ворот. Этого мы точно делать не будем».
Вариант номер два (или номер один – не столь важно) – это Давыдов и Кротов. Оба, в отличие от Мовсисяна, на сборах отличились (Денис даже два раза), но, очевидно, явно уступают Юре в плане опыта и хладнокровности, что для концовки сезона, согласитесь, факторы далеко не последние. Тем не менее тренерский штаб обоими доволен, так что свой шанс этой весной Денис и Вячеслав наверняка получат. По крайней мере, всё к этому идёт.
Все у Спартака будет хорошо, г-да!!