9 мин.

Шмаров: «Однажды я побил судью»

Сегодня знаменитому нападающему "Спартака", двукратному чемпиону СССР исполнилось 50 лет. Накануне с ним пообщался обозреватель "СЭ" Александр Кружков.

– С каким настроением встречаете юбилей?

– 50 – так 50. Возраста не ощущаю. Чувствую себя великолепно, регулярно играю за ветеранов.

– Кажется, не только "Спартака"?

– Есть еще команда ветеранов сборной России, которой руководит Александр Мирзоян. Но с ними не всегда попадаю в поездки. Прошлый год отыграл на первенство Московской области за ветеранов "Сатурна", 2013-й – за "Русь" из Ступино. Турниров много, друзья постоянно приглашают. Пока здоровье позволяет, никому не отказываю.

– На эти заработки можно содержать семью?

– Вполне. Так что совмещаю приятное с полезным.

– Самая живописная поездка?

– Пару лет назад со "Спартаком" доехали до Байконура. Всюду нас провели – вот отсюда, говорят, Гагарин улетал. Отсюда еще кто-то. Очень интересно. Осенью 2014-го побывали в Душанбе. Больше всего поразился, когда на центральном стадионе обнаружил искусственное покрытие.

– Как же в пекло на нем играют?!

– Страшно представить. Рассказали, что хотели сделать как в Черкизово – комбинированный газон, прошитый синтетическими волокнами. Но нарушили технологию, трава не проросла, а сроки поджимали. Плюнули и постелили искусственное поле.

– Принимали тепло?

– Не то слово! Жили в отличной гостинице, кормили на убой. До аншлага, правда, не дотянули, но тысяч 12 на трибунах собралось. За ветеранов "Памира" вышел Мухсин Мухамадиев.

– Он же теперь главный тренер сборной Таджикистана.

– Да, колдует с тем, что есть. Уровень-то футболистов слабенький. Зато сам Мухсин в порядке. В весе маленько прибавил, но резкость не пропала. Классный гол нам забил.

– Как сыграли?

– Как положено – 4:4.

– Все ваши матчи заканчиваются "как положено"?

– Нет. Когда разница в классе велика, соглашаемся на красивую ничью. Если соперник помоложе, часто предупреждают: "Никакого сценария, играем в полную". Тогда приходится пыхтеть.

– Поражения случаются?

– У "Спартака" при мне было лишь одно. В Питере против нас выставили не просто молодняк – чемпионов области. С первых минут как понеслись! Стало ясно: без шансов. Даже не было желания упираться. Набили нам мешок мячей.

– Кого из чемпионов 1989-го не видели долго-долго?

– Пожалуй, Бориса Кузнецова. С ветеранами не играет, на футболе не появляется. У него своя жизнь, занимается бизнесом. За эти годы встретились однажды. Лет десять назад он открывал печеночный заводик в Подмосковье и организовал ветеранский матч "Спартак" – ЦСКА. Кузнецова в первый момент не признал – плотненький, с длинными волосами. Что, думаю, за мужик с косой? Но едва он улыбнулся, осенило: "Борька!"

– Когда-то вы дружили с Виктором Пасулько. Общаетесь?

– Нет. Жизнь развела. Слышал, он в Казахстане работал, после матча с каким-то тренером подрался в автобусе. На Витю это похоже – парень вспыльчивый, острый на язык.

– Ваша последняя драка?

– Я тоже могу языком приложить, но рукам стараюсь воли не давать. Хотя году в 2002-м в Воронеже не сдержался. Побил судью.

– За что?

– Ветеранский турнир. Сижу на лавочке. Арбитр пропускает грубый фол, наша скамейка возмущенно вскакивает. Орут все, но он почему-то выбирает меня: "Номер девять, вам желтая карточка!" Тут же замена, выскакиваю на поле. Через тридцать секунд получаю вторую желтую. Якобы за удар после свистка.

– Какая досада.

– Ладно, главное выиграли. Подхожу после матча к судье: "Есть и без Шмарова кому побеждать". В ответ: "Пошел ты на…" Ну я и накатил.

– Что дальше?

– Воронежская федерация футбола дисквалифицировала на два года. Я уехал тренировать в Новосибирск, год было не до ветеранских матчей. Когда вернулся, подал на федерацию в суд. Кончилось тем, что заключили мировую. Дисквалификацию заменили на условную. Да и с судьей со временем помирились.

***

– На юбилее ждете много гостей?

– Дома соберемся узким кругом. А торжества перенес на конец марта.

– Почему?

– 23 февраля начался Великий пост. Я не особо набожный, посты не соблюдаю, но мама и жена сказали: "В этот день справлять нельзя!"

– От "Спартака" подарков ждете? Некоторым ветеранам на юбилей клуб вручал автомобиль.

– Машину я себе сам подарил – BMW 4 Series Gran Coupe.

– До этого была какая?

– Audi A4. Хорошая машинка, шесть лет отъездил. Давно пора было менять, но терпел. Чтоб покупку новой подгадать под юбилей.

– Когда играли, день рождения праздновали на сборах?

– Только там. Дома впервые отметил в 35 лет. Восстанавливался после разрыва ахилла. Единственный день рождения на костылях.

– А в армии он чем запомнился?

– С ЦСКА был на сборе в Кудепсте. До этого пять месяцев играл за дубль хабаровского СКА. Под чужой фамилией.

– На какую отзывались?

– Игорь Протасов. В СКА такой нападающий был, сломал ногу. А дозаявки уже закончились. Ради игровой практики меня выпускали на поле под его номером. До травмы он успел наколотить прилично, плюс я помог голами. В итоге Протасов стал третьим бомбардиром турнира. Мы, кстати, вместе в ВШТ учились, вспоминали ту историю.

– В ЦСКА у вас тоже без приключений не обошлось.

– Я не хотел подписываться на офицера. Сказал, что возвращаюсь в "Факел". В наказание почти весь декабрь, пока не демобилизовали, жил в казарме. С лопатой не расставался – чистил снег возле легкоатлетического манежа.

– Кормили нормально?

– Если живой – значит, нормально. Больше огорчился, что из-за этого не поехал на Мальту. После сезона "Факел" пригласили туда на турнир.

– В октябре незаметно подкрался другой юбилей – 25 лет чемпионству "Спартака". Отмечали?

– Нет. Кто не забыл – звонил, поздравлял. Могли бы собраться командой, но не нашлось человека, который бы все организовал. Наверное, никому это не нужно.

– Когда последний раз пересматривали свой легендарный гол в ворота киевского "Динамо"?

– Год назад сидели со спартаковскими ветеранами на банкете. Подошел болельщик, показал в телефоне запись, как бью штрафной. Пожал руку и сказал: "Спасибо, Валерий". Я был тронут, хотя гол видел столько раз, что эмоций уже не вызывает.

– Недавно в Киеве услышал от Виктора Чанова: "Вскоре после того матча пересеклись со Шмаровым в сборной. Предложил ему: "Вот тебе мяч, вот та самая точка. Бей!" – "Витя, да я ж один раз из тысячи попаду…"

– Читал это интервью и удивлялся. Да в жизни такого разговора не было! Может, Чанов меня с кем-то перепутал? В 1989-м я полгода тренировал этот удар. Каждый день по полчаса – залетало восемь из десяти.

– Кому еще забивали с этой же точки левой ногой?

– За "Карлсруэ" – "Ганзе", но в другой угол. За тульский "Арсенал" – "Уралану" и ставропольскому "Динамо". За "Спартак" – минскому "Динамо". Правда, с правой ноги. Родионов тогда уже уехал с Черенковым в "Ред Стар".

– При чем здесь Родионов?

– Он же в "Спартаке" исполнял все штрафные с правой. Никого не подпускали. А с левой бить было некому, вот я и начал отрабатывать удар. Хоть правша.

– Были на похоронах Черенкова?

– Конечно. До сих пор не верится, что Федора нет. Последний раз виделись в конце августа – играли с ветеранами в Подмосковье. Он вышел на поле, прекрасно себя чувствовал. Беды ничто не предвещало. Но говорили в тот день мало. Федор приехал на автобусе с командой, а я – на своей машине. Потом улетел на турнир в Турцию. Там и сообщили…

– Какой он, ваш Черенков?

– Скромняга. Даже чересчур! Добрый, спокойный, дружелюбный. А игрок – фантастический! Мне особенно врезался в память матч, который наблюдал с трибуны – сборная СССР против Португалии. 1985 год, 5:0 выиграли. Найдите запись, посмотрите, что Федор творил. Раздавал шикарные пасы, забил два гола, попал в перекладину. А шевелюрой напоминал бельгийца Феллайни.

– Почему вы за сборную СССР провели всего три матча?

– Не подходил Лобановскому по стилю игры. У меня со сборной сразу не сложилось. Дебют был в Польше. На разминке получаю мяч, Горлукович идет в отбор, наступает на ногу. Позже выяснилось – перелом мизинца. Тайм кое-как отбегал и попросил замену. Год спустя второй вызов – на товарищеский матч с Израилем. В основе я и десять киевлян. Бродил по полю как неприкаянный. Мяча почти не касался.

***

– Как вам "Спартак" Якина?

– Полгода – не срок для глобальных выводов. Тренер в поиске. Кто-то принял его требования, кто-то – нет. Отсюда перепады в игре.

– Чей уход больше удивил – Широкова или Дзюбы?

– С Широковым все очевидно. В игру Якина совершенно не вписывается. Ну и зачем в 33 года на лавке маяться? Вот с Дзюбой ситуация непонятная. Катался по арендам, казалось, "Спартак" в нем не слишком нуждается. Но когда захотели оставить – вдруг не договорились. Надеюсь, до 27 февраля здравый смысл возобладает, и "Спартак" отдаст Дзюбу в аренду. Хоть какие-то деньги заработают, на зарплате сэкономят.

– Чего весной ждете от "Спартака"?

– Посмотрел на сборах пару матчей. Пять побед подряд – это здорово, но игра не впечатляет. Порой футболисты не знают, что делать с мячом! Играют как получится. Это самое печальное.

– Давайте напоследок о приятном. Как дела у младшего сына?

– Егору в марте – 12. Тренируется в спартаковской академии, травму залечил. Сегодня мечта у меня одна – чтоб он вырос в хорошего футболиста и превзошел отца.

– А дочь по-прежнему хочет стать певицей?

– Да. В сентябре Даше – 17. Сценический псевдоним Доминика. Недавно впервые выступала на публике.

– Где?

– В ночном клубе. Мама поехала с ней, все проконтролировала. А мы с Егором остались дома. Готовились к игре. Он за академию, я за ветеранов.

Александр Кружков