Безлимитный выбор Мутко. Пан или пропал
Кажется, что все это было совсем недавно. Сборная России по футболу вернулась с позорного для неё Чемпионата мира. Михаил Гершкович ещё не взимал дань с клубов за тренеров-чужеземцев, а был частью той самой сборной. Сентябрьскими вечерами вся страна наблюдала за противостоянием Черевиченко - Сычев. Романцевский Спартак впервые за 7 долгих лет упустил золото российского футбольного чемпионата, параллельно получив шесть звонких пощёчин в Лиге чемпионов. ЦСКА и Локомотив в очной схватке решали, кто станет первым по итогам года в золотом матче. Локомотив одержал победу. Правда, позже проведение золотого матча стало практически невозможным - видимо, не все участники остались довольны выявлением сильнейшего таким образом.Так заканчивался 2002 год.
Совсем неудивильно, что при такой насыщенности события, происходившие на берегах Невы, мало кого волновали. А там прошлогодний бронзовый Зенит катился под гору с сумасшедшей скоростью. Юрий Андреевич Морозов - соратник Лобановского и творец нового Зенита - серьезно заболел. Виталий Мутко напряженно искал богатых спонсоров, не желая ложиться под бандитов.А сменщики Деда были больше похожи на выпускников педвуза, которые проводили свой первый урок у одиннадцатиклассников - смущаясь одного своего присутствия. Казалось, что питерский футбол обречен на годы глубокой провинциальности и забвения. В дождливую погоду на фоне пустых желтых трибун Петровского зрелище было депрессивное.
Вот в такой ситуации, вопреки обстоятельствам, Виталий Мутко принимает решение, которое оказалось историческим для русского футбола. Зенит подписал контракт с чешским специалистом Властимилом Петржелой. Это был настоящий прорыв, о приглашении иностранца в сборную рассуждали в РФС, клубы напряженно раздумывали над этим вопросом. Но Мутко был первым, кто решился. Сказать, что чеха приняли настороженно, ничего не сказать, если великий и ужасный Боярский считал его "котом в мешке", что же говорить про более консервативную питерскую публику, и без того отличающуюся снобизмом и недоверием к чужакам.
Оценив ситуацию, Петржела, который являлся великолепным пиарщиком, стал раздавать интервью, в которых рассуждал о преимуществах игры по схеме 4-4-2, о своих планах - сделать Зенит вторым МЮ, о своей любви к атлетическому футболу с высоким прессингом. Со сборов, несмотря на первые удручающие результаты, доносилась информация о нечеловеческих нагрузках. Притчей стала речь Петржелы после одного такого поражения, которую он описал в своей книге " Однажды в России", приведу отрывок наиболее характеризующий атмосферу того Зенита: "Когда вы будете страдать от физических нагрузок, я разрешаю меня ругать последними словами. Я просто этого не услышу. Чешские ребята не дадут соврать, что некоторые игроки после этих тренировок выкалывали мне глаза на фотографиях. Главное, чтобы вы не щадили себя и сделали все в нужном объеме. Иначе наш первый подготовительный этап не будет стоить и гроша. Запомните, мы - одна команда, и вести себя должны как одна команда. Здесь нет звезд, Саша! (обращаясь к Кержакову) Поймите, что сейчас вы нули. В Европе никто не знает такую команду - «Зенит». И я не знал, что она есть, пока не приехал сюда. Эту ситуацию надо исправлять и для того все мы здесь…". Жёстко, но без права аппеляции.
Правда, стоит заметить, что не кнутом единым действовал самоуверенный чех. Воспомниная Радимова из книги Рабинера "Правда о Зените": "Такого со мной вообще никогда не было! Случалось, спрашивали после операции:"Как дела?" Но чтобы новый тренер, иностранец, да и ещё на предсезонной подготовке сказал: "Мне будет вас не хватать..."... Конечно, это проняло - и вскоре я ответил ему тем же. Мог пропустить следующий сбор на Кипре, остаться для восстановления в Питере - но поехал с командой". Вот так, тонко, исподволь, Петржела формировал команду, лишенную признаков прошлой звездной болезни, но скрепленную доверием и поддержкой коуча.
Сверхяркого рывка на старте нового чемпионата России не получилось, красивая победа над действующим чемпионом - "Локомотивом" - в Черкизово сменилась рядом провалов в играх с середняками. Апогеем стал матч с " Динамо" в Москве, 1-7. Чтобы сделал с командой русский тренер - страшно представить, думаю, несколько недель безвылазной жизни на базе были бы гарантированы. Но чех даже пришёл на пресс-конференцию, спокойно рассуждая про неудачу. Для России это было в диковинку, особенно если учесть, что даже после удачных матчей флагман российского тренерского цеха игнорировал общение с журналистами. А здесь после такой оплеухи. В этой ситуации абсолютно правильно поступил Мутко, он поддержал наставника и не стал вводить санкции против игроков. Клише "иностранец не может успешно работать в России" исчезло, не успев возникнуть.
А потом началась яркая, красочная, похожая на мираж, питерская сказка. Избавившись от любимчиков президента, которые не соответствовали уровню нового "Зенита", одолев Мутко в кулуарной борьбе, Петржела ввёл в состав вчерашних дублеров. Команда полетела, на раз был обыгран Спартак, московские армейцы, Рубин в Казани. Серебряные медали как итог. Петербург в тот день буквально сошёл с ума - атакующий футбол с русскими игроками в составе, перепелоненный Петровский, экспрессивная личность в клубном шарфике на тренерском мостике. Воспоминания Кержакова из книги Рабинера "Правда о "Зените": "Когда Зенит взял серебро, ощущение было, как будто мы чемпионат выиграли. Играли бесшабашно, на эмоциях, все время атакуя. Иногда сами не понимали, как все так легко и красиво получается! А со стороны Петржелы было богромное, безграничное доверие". Следующие два сезона клуб обновил рекорд посещаемости на Петровском, вернулся в Еврокубки, блестяще обыгрывая Црвену Звезду, Севилью и Марсель (с Бартезом, Насри и Рибери в составе).
К сожалению, волшебство заканчивается. Петржела стал чаще пребывать у рулетки в казино, чем на тренировках собственной команды, совершались сомнительные трансферы. Сменившееся зенитовское руководства в лице Газпрома являлось сторонником жёсткой вертикали управления, терпеть свободолюбивого чеха во главе команды оно не пожелало. Но каждая история , как известно, учит. Эта не исключение. Виталий Мутко должен вспомнить, что русские "чудо-богатыри" обязаны пробиваться в основной состав, преодолевая настоящую конкуренцию. Михаил Гершкович - осознать, что иностранный тренер способен популяризировать футбол лучше, чем его российский коллега. Молодые российские футболисты - открыть для себя, что не только от тачек и девчонок в сауне можно получать гигантское удовольствие, но и от классного футбола.
Яркая чешская звезда, однажды вошедшая на нашем футбольном небосклоне, сделала для Петербурга больше, чем даже выигранные впоследствии еврокубки. Петржела смог свести с ума от футбола пятимилионный город, нарядив его в сине-бело-голубую атрибутику, он установил новые формы взаимодействия тренер-игроки, тренер-СМИ, он ещё до Галицкого доказал, что результат не настолько важен, если игра твоя похожа на кислые щи. Самое главное - он вывел Зенит на новый уровень, с его приходом команда, занимая даже 6 место в чемпионате, считалась одним из фаворитов, стала заметна в Европе. Смотрите, играйте и любите яркий футбол.