Ёлку заказывали? Как Виллаш-Боаш расширяет тактический рацион «Зенита»
Очень похоже, что в эту зиму Андре-Виллаш Боаш, по-видимому, устав от непрочности демонстрируемого его командой футбола, развернул тактическую оболочку «Зенита» с 4-2-3-1 на 4-3-3. Что это значит? По новой формации, которую удалось неприметно наиграть на сборах, в центре поля верховодит один опорный хавбек. «Десятка», ставшая притчей во языцах, упразднена и переходит в коллективное управление. Крылья атаки, опускаясь из вингеров, сужаются в инсайды. Игра ещё сильнее затачивается на контроль мяча и всё больше напоминает гвардьоловскую «тику-таку».
Решение добавить в тактический арсенал сине-бело-голубых «crismas tree» определённо зрело. Схема 4-2-3-1, где игру определял ромб Данни-Шатов-Рондон-Халк, пережила два времени несостоятельности в «Зените» Виллаш-Боаша. Одно случилось ещё весной. После эффекта первого знакомства, когда последовательно положив на лопатки шесть российских клубов, она напоролась на штыки «Локомотива и особенно «Динамо». И второе — после великолепного старта из 13 побед подряд последовали шесть поражений и местами отвратительная игра в атаке в дистанции от «Монако» до «Монако».
Запуск 4-1-2-2-1 со стороны кажется верным шагом. Эта система игры более удачна для «Зенита», в первую очередь, исторически. Мы помним, как Дик Адвокат, расставляясь по ней, выиграл Кубок УЕФА и чемпионат России. Нащупал тогда Дик её ни сразу. Вплоть до матча 9:3, когда разгромом«Динамо», Адвокат перезапустил свою зенитовскую карьеру, голландец всё тоже пытался играть «ромб» — правда, в центре поля. Но Домингес и Аршавин ревниво распределяли на себя обязанности всё той же «десятки», и Адвокат прекратил свои попытки заиграть-таки 4-4-2 Diamond после того, как ему вдруг попёрло с 4-3-3.
Затем со своим итальянским огородом пришёл Лучано Спаллетти. В чемпионском сезоне 2010-го в наличии у него было всё те же две модели — 4-2-3-1 опять же с «десяткой» в роли Данни и 4-3-3, где португалец уже выходит слева. Так уж вышло, что в этот самый сезон «Зенит» проиграл всего три матча: выездные «Осеру» и «Спартаку», домашний ЦСКА. И так уж получилось, что «Зенит» проигрывал эти игры, выходя по схеме в два опорных, три атакующих и одного нападающего, то есть 4-2-3-1. Вряд ли это осталось без внимания Лучано Спаллетти, поэтому в последующий сезон он уже редко использовал Данни «под нападающими» и взял за ориентир ёлочную 4-3-3, особенно в тех матчах, где соперник был покрепче. Ровно до того момента, как Роман Широков не раскрылся на полную катушку, не став выдающимся игроком, действуя чуть выше над двумя опорными. То есть, примерно до осени 2011 года — самой успешной лигочемпионской кампании в истории «Зенита».
Система 4-3-3 более удачна для «Зенита», в первую очередь, исторически.
В матче с ПСВ «Зенит» как раз и начал с 4-3-3 — с 4-1-2-2-1 если уточнять. Шатов вышел правее, а Витцель левее от опорника Хави Гарсии. Данни и Халк расположились чуть выше и по краям, с заметной готовностью регулярно смещаться в центр. Рондон был наконечником с заданием, которое Дик Адвокат в своё время сформулировал ещё для Погребняка: «Мake pitch longer»(сделай поле длиннее).
В середине первого тайма стало понятно, что сегодня дриблинг Халка чаще приводит к потерям, нежели к обострениям. Да и наскоки, которые по краям совершали Депай и Виллемс, тревоги не убавляли. Тогда Виллаш-Боаш решил использовать ассистентскую мощь бразильца и стабилизировать фланги. Халк пошёл налево, Данни ушёл в центр, а Шатов направо. Хави Гарсия и Витцель стали играть двух опорников. «Зенит» перестроился на 4-2-3-1 — ту самую, что всегда играл при Вилаш-Боаше.
Эта тактическая история куда лучше подошла к данному конкретному матчу — ПСВ оказался не готов к такому развитию событий. 4-2-3-1 схема — более вертикальная и контратакующая, ПСВ же по этой игре был больше склонен к позиционной атаке. В итоге Эйндховен, который у себя в чемпионате не привык к контратакам такого уровня, раз за разом начал оставлять пространство за центральной линией. Количество острых контратак в конце концов перешло в качество и «Зенит» забил. Так Виллаш-Боаш, ловко поменяв схему, добился нужного результата.
В общем, в очередную стадию сезона «Зенит» вступает неплохо вооружившись с точки зрения собственного игрового сознания. Новая тактическая модель, которую в нужный момент можно жонглировать со старой, — это, пожалуй, главный трансфер зенитовского межсезонья.
Запрет на ренессанс. Как Андрей Аршавин не играет при Виллаш-Боаше
Фото: fc-zenit
давно напрашивалось тактическое разнообразие