10 мин.

Родионов: «У нас никто не давит на тренеров. Ни я, ни родители»

Сегодня мы завершаем наш разговор с президентом Академии «Спартака» Сергеем Родионовым.

Родионов: "Девиз для Академии придумал Федор Федорович Черенков"

Родионов: "В сердце у ребят должен остаться кусочек спартаковского ромбика"

- Сергей Юрьевич, нет ли планов, не в нынешнее кризисное время будет сказано, создать школу «Спартак-2»? – интересуется Спартул. Не ту, что существует сейчас, независимую, а родную, куда могли бы переходить ребята, не выдерживающие конкуренцию на данном этапе? Возможно даже на базе в Тарасовке, которая должна скоро освободиться. Создать школу, играющую на первенство Московской области.

- Нет, это невозможно. В создании альтернативной школы, на мой взгляд, нет никакого смысла. У нас существуют партнерские программы, и это один из вопросов направления работы Академии. Это те или иные школы, с которыми подписан договор. Здесь работу веду я сам, а также наши кураторы - Кульков, Поздняков, Щупляков, Самохин. До этого подобной работой занимались и Дасаев, и Федор Федорович Черенков. Мы предлагаем мальчикам, которые на сегодняшний день пока не проходят в Академию или недотягивают до того уровня, который нам нужен, систему наших партнерских школ. Это своего рода аренда, хотя аренды в детском футболе, как таковой, не существует. Она невозможна. Мы должны либо зачислить ребенка, либо отчислить. Но мы договариваемся с нашими партнерами и ведем наших мальчиков. У нас жесткая статистика: кто и где находится. Уже были такие случаи, когда, к примеру, того же Макеева или Лелюхина (они оба москвичи 1998 года рождения), мы сначала отдавали в партнерские школы, а потом забирали.

- Сергей Юрьевич, к вам обращается Yuraик вот по какому поводу: все ведь обычно спрашивают, что тренеры дают подрастающим спартаковцам, чему учат? А он хочет спросить чему сами тренеры могут научиться у этих ребят? Чему лично они научили вас?

- Да как вам сказать… Тренер всегда учится. В любой команде, где он работает. Будь-то работа с малышами или со средней группой – это в любом случае опыт. Богатейший. Скажем, существует жесточайший итальянский метод, когда тренер работает только с одним возрастом. И это, на мой взгляд, не дает возможности для развития тренера. Не слишком гибкий подход. Но здесь есть и плюс. Это доскональное знание конкретного возрастного периода. А мы все-таки даем возможность нашим тренерам расти. И примеров тому достаточно: Пятницкий, Дасаев, Бесчастных, Гунько, Салихов… Те, кто прошел школу Академии. Кто пошел выше. И мы рады за них.

- Насколько часто приходится выслушивать жалобы родителей на то, что их чад несправедливо, по мнению пап и мам, не ставят в состав? – спрашивает Buffalo. Особенно это касается команд, где играют дети наших бывших игроков. Материя я понимаю тонкая, поэтому и интересно, как вы выходите из этой ситуации?

- Жалобы?.. Такие примеры, конечно, есть. И у нас, и в любой школе. В «Барселоне», в «Реале»…Родитель есть родитель. Его мальчик для него всегда - лучший. Поэтому у нас, прежде всего, идет работа с родителями. Когда общаюсь с теми же папами на родительском собрании говорю им: вот попробуйте сдвинуть эту штору сюда… Не получается? Да, потому, что она опять идет назад... Очень сложный вопрос. Предлагаю родителям: ну, позвольте уж нам решать самим, как лучше поступить. Если вы привели мальчика, доверили нам, то это наш вопрос - ставить его в состав или не ставить. К слову, с детьми бывших игроков таких проблем не существует. Чтобы кто-то из них на нас давил? Нет, такого не происходит.

- Ну, не давить, а так по-дружески: Юрьич, мы же с тобой, мол, сами в прошлом футболисты. И так далее…

- Нет-нет... Нормальный футболист, как и нормальный человек, никогда не станет влиять на эту ситуацию и не подойдет ко мне с таким вопросом. У меня сын тоже находился в Академии. Тогда она еще школой «Спартака» называлась. И я ни разу с тренером не общался, потому что это не мой вопрос. Зачем я буду давить на тренера?

- Это, я думаю, и называется – воспитание.

- Возможно.

- Кстати, Buffalo, который уже задавал вам вопросы, считает, что в Академии очень воспитанные ребята. Даже когда они оказываются в неформальной обстановке, от них не услышишь ни одного матерного слова.

- Мне очень приятно это слышать, честно скажу. Спасибо вашему читателю. Не утверждаю, что все проходит идеально и гладко, это все-таки дети, разное бывает. И на «ковер» вызываем, и «стружку снимаем». Идет нормальная жизнь… Но мы стараемся над этим работать. Существует даже культурно-массовая программа. Ходим в музеи, выезжаем на экскурсии. Задача воспитателей – занять ребят вечером.

- Это вы говорите про тех, кто у вас в интернате?

- В интернате, но мы не исключаем и москвичей, которые в такой же степени могут посещать все наши культурные мероприятия. Это очень тонкий и щепетильный момент. Мы не должны отделять одних от других, и уж тем более разделять наших воспитанников на тех, кто живет в интернате, и тех, кто – у себя дома в Москве. Наша задача – объединить их.

- Наш посетитель RubinSpartak очень боится, что вы не заметите его вопрос, так как ему очень хотелось бы устроиться к вам на работу скаутом. Он считает, что поскольку у нас страна большая, то, уверен, что есть в ней свой русский Месси и в Чите, и в Архангельске, и в Хабаровске.

- Вопрос заметил. Но, сегодня у нас таких вакансий нет. Да и в принципе, чтобы говорить на эту тему, мне, прежде всего, надо встретиться с человеком. Существуют некие критерии этой профессии. Есть ведь семинары для скаутов, когда мы знакомим их с играми, даем задания, определяем уровень подготовки скаута. Суть всего этого следующая: мы хотим уяснить – понимает ли он в свою очередь, что нам нужно? Или нет?

- 31RUS интересуется: скучаете ли вы по тренерскому ремеслу и какова судьба ваших блокнотов, которые вы так усердно исписывали по несколько штук за матч? Имея за плечами неплохой, считаю, тренерский опыт, подсказываете, советуете что-то тренерам Академии или стараетесь не нарушать их самостоятельности?

- На первую часть вопроса отвечу так: не скучаю, потому что и сегодня нахожусь на тренерской работе. Только команд у меня не одна, а одиннадцать. Постоянно в этом процессе. Дальше… Я руководящее звено. Да, иногда выхожу на поле, если считаю это нужным. И тактично, и этично — потому что люди работают — могу что-то сказать. Потому что считаю: с тренерами все-таки желательно общаться до начала тренировочного процесса. В остальном же я наблюдаю. А если надо что-то решить, мы всегда решим. Но все-таки не на поле, а на тренерских совещаниях, которые бывают у нас каждую неделю. Там идет наш главный рабочий разговор. Нельзя выйти президенту на поле и сказать тренеру, что ты что-то делаешь не так. Это неправильно и с точки зрения педагогики, и с точки зрения психологии.

- И непрофессионально.

- Совершенно с вами согласен. И непрофессионально. У нас есть методический класс, где мы всегда находим нужные решения. Обсуждаем прошедший тур по результатам того или иного возраста, недельные планы, конспекты тренировочных занятий, базы упражнений – как и под какую ногу, например, отдать мяч, какие требования в идеале должны быть едины, чтобы мальчик, перешедший к другому тренеру не был удивлен тем, что там существует иная методика работы. Требования должны быть одинаковыми. Так что я не скучаю, потому что постоянно нахожусь в тренинге.

- А что с блокнотами?

- Вот смотрите: открываю шкаф, здесь все мои блокноты. Всегда под рукой, вот в этой сумке в кабинете президента Академии. Иногда могу посмотреть то, что мне полезно. Память все-таки несовершенна. Судьба блокнотов в надежных руках.

- Тяжелая сумка…

- Так тут многое что. Все по дням расписано.

- Нет ли желания пригласить Олега Ивановича Романцева на должность куратора молодых команд? - интересуется assa19.

- Думаю, что для Олега Ивановича этот формат, а точнее – этот масштаб не совсем тот. Мне кажется, что не совсем корректно обсуждать подобные вещи. Олег Иванович – фигура не менее президентская. Как минимум.

- В командах Академии, в частности, в старших, количество игроков «второго полугодия», составляет всего 25-30 процентов. Эта тенденция характерна для всего нашего детско-юношеского футбола и для юношеских сборных по понятным причинам: в детском возрасте мальчик, родившийся в январе, зачастую имеет преимущество в развитии перед тем, кто родился в декабре того же года. Как в Академии работают с такими детьми? Видится ли смысл в создании для них отдельной команды (фарм-клуба в высшей/первой группе), или как в Советском Союзе - разрешить тем, кто родился после сентября играть за младший год? Не хочется терять техничных малышей вроде Данилина или Замышляева, - пишет atombom.

- Считаю, что никуда таких ребят переводить не надо. Их немного, но они действительно есть. Я сам родился во второй половине года – в сентябре. Но мне ничто не помешало играть даже за 1961 год рождения. Главное, чтобы тренер правильно это понимал и умел грамотно вести мальчика.

- И еще вопрос от этого пользователя: В конце прошлого года команда 2000 года рождения ездила на товарищеские матчи в Германию. На мой взгляд, это отлично, так как международного опыта нашим юным футболистам не хватает. Планируются ли такие турне или какие-то иные международные матчи в этом году?

- Не буду скрывать, что нынешняя экономическая ситуация влияет и на нас в том числе. Последняя поездка в Германию, о чем пишет ваш читатель, действительно принесла большую пользу. Мы играли с ведущими Академиями Германии, которые представляли клубы Леверкузена, Вольфсбурга и Ганновера. Эти три встречи нам дали богатую пищу для размышлений. Мы много общались с местным руководством, а ребята – между собой. Но финансовая ситуация сегодня сложная. Поэтому о будущем таких поездок я пока ничего не скажу. Минует кризис - тогда начнем что-то планировать. Международные турниры нужны. Кубок «Спартака», который мы проводили последние три года, в этом сезоне под вопросом. Все по той же причине.

- Еще вопрос от atombom. Уже не первый год обсуждается огромная соревновательная нагрузка на юных футболистов. Два чемпионата Москвы, игры за сборные России, сборные Москвы, чемпионаты России... Не слишком ли много футбола - и отсюда процент высокого травматизма у детей?

- Много. И мы об этом говорим, общаясь с сотрудниками РФС, с московской футбольной федерацией. Но, хорошо уже то, что мы начали говорить на одном языке. Сейчас появилось некое ограничение по количеству официальных матчей в зависимости от возраста. Главное, чтобы мы этого ограничения придерживались и не перегружали наших ребят.

- Любопытный вопрос от SpaMo. Читаю. Алекс Фергюсон в своей автобиографии пишет: «Если бы я заново начал тренировать, я бы заставлял всех игроков играть в шахматы, чтобы развивать концентрацию. Когда ты только начинаешь играть в шахматы, у тебя может уходить три-четыре часа на партию. Зато со временем ты сможешь делать тридцатисекундные ходы — вот это и есть показатель уровня. Быстрые решения, несмотря на давление. В этом и есть футбол». Есть ли подобные занятия по шахматам в Академии? И если нет, то не возникает ли желание ввести их в учебную программу в будущем?

- Плановых занятий по шахматам нет. Другое дело, что, сужу по своей практике, многие футболисты сами играют в шахматы или шашки, в бильярд, настольный теннис, наконец.

- А кто-то и в карты…

- Да. каждый выбирал то, что ему по душе. А я вам не случайно показал комнату отдыха наших ребят. Там есть и шахматы, и шашки…

- И настольный теннис.

- Правильно. И никто ничего не запрещает. Играйте. Кстати, пока никто не доказал, что именно шахматы помогают в развитии и подготовке футболистов.

- Сам уважаемый мэтр, между прочим, тоже признал пользу шахмат тогда, когда он уже отошел от активных дел.

- Справедливое замечание… Вот когда мне кто-то докажет, что помощь от шахмат существует, тогда и будем думать: вводить их или нет в обязательное обучение в Академии. Тут много вопросов: есть ведь не только обычные, но и быстрые шахматы, быстрые шашки… Но, одному это надо, другому – нет. Футбольная мысль совершенно другая. Есть статика, а есть движение.

- Хотя шахматисты любят играть в футбол.

- Ради своего удовольствия, но не в обязательном порядке.

- Заканчивая наш очень содержательный, на мой взгляд, разговор, я хотел бы сказать вам вот о чем. За самый интересный вопрос мы пообещали нашим читателям календарь с автографом капитана «Спартака» Артема Реброва. Победителя называете вы. Такой уговор.

- Да? Знаете, мне сложно определить лучшего. Было много вопросов, которые показали и заинтересованность, и глубину знаний болельщиков. Увидел, что многие знают тему очень прилично и, наверняка, смотрят матчи команд Академии. Ну, что ж. Не хочу обидеть остальных, но мне все-таки своей глобальностью постановки вопроса, своей масштабностью раскрытия темы понравился тот, где ваш читатель спрашивал про планы дальнейшего развития Академии.

- Это вопрос от MackyS.

- Я еще сказал, что если эту тему развивать, то могу закончить наш разговор через неделю… Ну, и всем – спасибо за внимание. Мне было интересно общаться.

Александр Владыкин