Родионов: «В сердце у ребят должен остаться кусочек спартаковского ромбика»
Мы продолжаем наш разговор с президентом Академии «Спартака» Сергеем Родионовым.
Родионов: "Девиз для Академии придумал Федор Федорович Черенков"
- Сергей Юрьевич, в этом году, согласно концепции, поменялись тренеры в Академии, - напоминает Buffalo. Многие специалисты стали тренировать другие возраста, о чем мы с вами уже говорили. Однако наш читатель интересуется: почему команда 1998 года рождения продолжает играть в «свой» футбол, вне зависимости от тренеров, работающих с ней? Может быть, эти ребята просто не умеют играть по-другому?
- Я понимаю, о чем идет речь, хотя и не совсем соглашусь с автором вопроса. В прошлом году с этим возрастом очень удачно работал Володя Джубанов, что, в частности, позволило команде выиграть и первенство Москвы, и показывать в ряде матчей хороший футбол. Да, Джубанов исходил из наличия футболистов. Таким получился подбор 1998 года рождения. Но эта наша команда в любом случае. Команда Академии. Она не играет в какой-то иной футбол, который как-то бы выбивался из общей игровой концепции. Просто наличие именно таких футболистов, позволяет команде играть так, а не иначе. Так сложилось. Сейчас эту команду принял Мелешин, и наша задача не подготовить всю команду, скажем, к дублю, а готовить отдельных футболистов. Тогда мы и решим свою главную задачу.
- Почему Андрей Пятницкий не вернулся в Академию? Он сам так решил?
- Этот вопрос вы лучше задайте Пятницкому.
- Есть еще ряд вопросов от активного пользователя нашего сайта Buffalo. За успешную селекцию обычно премируют, утверждает он, а, если талантливый мальчик вдруг резко сдает, несет ли тренерский состав какую-то ответственность?
- При клубе разработана система премий, но она начинает работать, когда мальчик доходит либо до молодежки, либо до «Спартака-2», либо до основной команды. Только тогда. В Академии никаких премиальных нет... Мальчик резко сдает, говорите? Ну, такие вещи свойственны детскому футболу и не может парнишка, допустим в течение нескольких лет постоянно играть на одном уровне. Это волнообразный процесс. Игрок подрастает, приобретает мастерство, появляется нормальная конкуренция.
- Не могли бы вы прояснить вопрос с Ильей Сухорученко, который в минувшем году вдруг пропал из поля зрения болельщиков, перестав играть и в клубе, и в сборной. Парень очень талантливый и понятно, что его судьба волнует многих.
- Он не пропал. Это наш талантливейший вратарь 1998 года рождения. Уже привлекался за сборную 1997 года рождения, но, к сожалению, у него появились некоторые проблемы со здоровьем. Высокий парень, интересный футболист, с еще детским румянцем. К счастью, на сегодняшний день он уже получил разрешение находиться на сборах с молодежным составом под контролем медиков и, конечно, тренера вратарей Дасаева. Чему я очень рад, потому что это – талант. Илья уже чуть ли не в 15 лет провел первую игру за дубль.
- Не считаете ли вы полезным регулярно приглашать в Академию футболистов первой команды «Спартака» для мастер-класса? – интересуется SPADE. Такие футболисты, как Хурадо или Промес могли бы показать невероятный уровень владения мячом и большой арсенал технических приемов. А, кроме того, ребята чувствовали бы себя реальной частью большого «Спартака».
- У нас это все практикуется. Игроки основного состава клуба постоянно приезжают. И Паршивлюк был, и браться Комбаровы. Мы устраивали небольшие тренировки, помогая футболистам основного состава эти занятия выстроить. Конечно, вместе с тренерами Академии. А просто приехать и жонглировать мячом – это все цирковые номера. Они кроме внешнего эффекта ничего не дают. Эффект должен быть от общения. Но, поскольку все-таки существует языковый барьер, мы упор делаем на русскоязычных ребят. Есть ли смысл в этих встречах? Да, есть. Приезжали к нам раньше и Веллитон, и Эменике. Ребята общались с ними, но как? Сфотографировались. А беседовать приходилось через переводчика – это не совсем удобно.
- Вопрос от MackyS. Сформулирован коротко, но, по сути, он большой и я бы даже сказал немного философский: как президенту Родионову видится дальнейшее развитие Академии. Планы, мечты…
- Вопрос не философский, а вполне нормальный. Нами выбран курс развития Академии. Он есть. Существует, что отмечу отдельно, в одной из немногих Академий, и программа подготовки и развития. Если мы делаем отсчет от сегодняшнего дня – то программа развития охватывает ближайшие три года. А в целом она рассчитана на пять лет. Сегодня мы знаем, куда движемся. Как в спортивном плане, так и в плане обучения жизни, вкупе с культурно-массовой программой и так далее. Мы понимаем, как наши дети должны развиваться. Если я начну об этом говорить подробно, то закончу через неделю…
- Вот в этом, на мой взгляд, философский момент размышления о будущем и заложен.
- Возможно... А сама программа утверждена руководством «Спартака». Руководство в курсе всех событий, происходящих у нас. А Леонид Арнольдович Федун, что я не могу не отметить отдельно, в курсе всех наших событий и результатов. Благо, существует интернет, наши матчи транслируются даже с турнира на первенство Москвы.
- Leonito интересуется тем, как проходит процедура просмотра самых маленьких игроков. Что должен уметь ребенок пяти-шести лет, чтобы его приняли в Академию? Как затем определить игровое амплуа для мальчишки, как не пропустить талантливых ребят?
- Хороший вопрос. Отвечу так: ничего сверхъестественного ребенок делать не должен. Мы смотрим общее развитие. Ребенок показывает нормальные вещи: ловкость, координацию и элементарные базовые навыки владения мячом. Детям дается некий набор упражнений в виде эстафет, лесенки, стоечек... Мы смотрим, как мальчик двигается, координирован или нет. Ну, и умеет ли он на простом уровне общаться с мячом. Но дальше отбор не заканчивается. Пришло к нам в сентябре минувшего года 97 ребят 2008-го года рождения, о чем я уже говорил в нашем интервью. В Академию мы отобрали, допустим, 50, остальные – не подошли на сегодняшний день. Ребята ходят на тренировочные занятия, и отбор фактически тем самым продолжается. И сейчас эта группа в феврале сформирована уже на 80-90 процентов. Но постепенно происходит и отсев, и новое пополнение. Постепенно эта группа сужается до 30 человек, что и прописано в наших внутренних правилах.
- Есть ли у вас обратная связь с воспитанниками Академии? - спрашивает Сайга
- Конечно. Я в принципе недавно здесь работаю, всего-то пятый год, но иногда кажется, что уже очень давно. Уже состоялись выпуски 1995-го, 1996-го, 1997-го... Три года выпустили. И, я вижу, что когда воспитанники Академии прошлых лет приходят сюда, они словно бы заходят домой. Многие из 1995-го года приходят с просьбой помочь с трудоустройством. Советуются, как и что делать дальше. Чем можем, тем помогаем. И хорошо, что они приходят. В этом наша задача состоит: чтобы у ребят в сердце остался кусочек спартаковского ромбика.
- Вопрос от Отморозка. Такой вот ник у нашего читателя… Сейчас зачастую известные московские Академии берут ребят из провинции. Им приходится сталкиваться с проблемами адаптации в большом городе и, как правило, без родителей. Но, если раньше «Спартак» брал из регионов игроков хоть с каким-то опытом - Дасаев, Черчесов, Шмаров, Карпин и других, которые становились звездами, то в нынешней системе, довести мальчишек до этого уровня никто не может. Не кажется ли вам, как президенту Академии, что эта проблема куда более актуальна, нежели ее пытаются представить руководители топ-клубов?
- Правильно подметил. Молодец! Хотя все-таки автор вопроса просто не знает того, о чем я уже упоминал в начал интервью. Мы берем ребят из других регионов с четырнадцати лет. В отличие от многих московских школ. К тому же у нас есть спортивный психолог, который совместно с нашими воспитателями помогает в адаптации. А та проблема, которую вы подняли, конечно, существует. Но решаться она уже должна скорее на уровне РФС, министерства спорта, потому что это государственная проблема.
- Как вы думаете, стоит ли футболистов, которые выделяются в своей возрастной категории, переводить в другую – на год старше? Например, наш читатель Спартул называет фамилию Руденко. Особенно это касается игроков, использующих физическую силу. Перейдя на год старше, такой игрок будет соперничать с примерно равными себе в физическом плане футболистами. Что заставит его развиваться в других направлениях (технике, игровом мышлении…).
- Да, я вижу, что и этот человек компетентен и понимает, что Руденко сегодня лидер 1999-го года. Но не соглашусь в другом: Руденко не играет только за счет физических качеств. Руденко хорош и во владении мячом. Он может и забить, и отдать, обладает скоростью. Хотя у нас есть случаи, когда ребята младшего возраста играют за старших. То есть, мы говорим о гибком подходе. И все эти вопросы решаются на тренерском совете, который создан при Академии.
- Он большой?
- Это наши ведущие тренеры Академии. Всего девять человек и я в том числе. Так что вопросы зачисления или отчисления решаются не кем-то одним, дабы исключить или минимизировать вероятность ошибки.
- Почему в Академии мало индивидуально сильных игроков? - спрашивает тот же Спартул. Более-менее приличный дриблинг у Бакаева (размашистый такой) и Данилина (ювелирный в стиле Месси). Ну, еще в матче с Чертаново временами проходил дриблинг у Ломовицкого.
- Не соглашусь, что таких игроков мало. Надо, думаю, внимательней смотреть. И я бы, кстати, в индивидуально сильные занес и того же Руденко… Да, ваш читатель справедливо отмечает тех, кто действительно реально хорош. Причем, заметьте, называются ребята разных возрастов. И это уже плюс, это уже показатель наличия сильных в индивидуальном плане футболистов. Я-то мог бы назвать и другие фамилии, но не буду. Умышленно. По понятным педагогическим причинам.
- А почему стены Академии иногда покидают сильные ребята, как например, Калачевский? Опять-таки спрашивает Спартул.
- Да. Приходится иногда расставаться с ребятами, хотя по своему потенциалу, игровым качествам, они, может быть, и приносили бы пользу. Но, есть вопросы воспитания, норм поведения. Вот поэтому во благо команды и приходится иногда принимать столь жесткие решения. Может быть, все случившееся послужит этому парню хорошим уроком в его дальнейшей спортивной, да и просто обыкновенной жизни.
Окончание следует