Еще одна пятилетка
19 августа 2008 года. Юрий Исаев: «Планируем начать работы в следующем году, а открыть отреставрированную арену на 30-35 тысяч зрителей в 2011-2012 годах».
16 марта 2010 года. Юрий Исаев: «Реконструкция стадиона «Динамо» завершится в 2014-2015 году».
За всеми чисто футбольными вопросами - неудачный прошлый сезон, трансферная активность в межсезонье, - мы как-то забыли быть может о самом главном - о реконструкции стадиона «Динамо». Порой тишина среди руководителей клуба немного пугала.
Вчерашнее интервью Исаева телеканалу «Россия-24» не только не ответило на вопросы, а, пожалуй, вызвало новые. Ведь, абсолютно понятно, что само строительство никак не может занять практически пять лет (если сроки снова не будут изменены). Например, строительство Уэмбли - главного и самого почитаемого стадиона Англии, - заняло около пяти лет. Строительство одного из самых атмосферных стадионов в Европе - португальского Estadio DO Dragao, - чуть больше двух лет. И, наверное, нет смысла говорить о том, что украинская «Донбасс-арена» была построена за три года. Конечно, можно предположить, что у динамовских руководителей есть задумка возвести на месте «Динамо» нечто грандиозное, но верится в это с трудом. Тем более, что на данный момент стадион «Динамо» является памятником архитектуры города Москвы и радикально изменить его внешний облик не представляется возможным.
Другое дело - российская действительность в лице бюрократии. Но и это выглядит сомнительным - все-таки этим проектом занимаются государственные организации (ВФСО «Динамо» и ВТБ), а значит, по российским неформальным законам, решение подобного рода вопросов должно занимать куда меньше времени, чем, например, у каких-либо бизнес структур.
Допустим, что к концу этого года все проекты будут согласованны и приняты. Утвержден бюджет и проведен тендер среди подрядчиков. В таком случае, по словам Исаева, строительство займет вполне приемлемых три-четыре года. Но возникает другой вопрос. Кто-нибудь из Вас может что-либо прогнозировать в этой стране на ближайшие четыре года? Я думаю, нет. Произойти может что угодно. Как показывает история, пять лет для России это срок. За это время, например, мы можем несколько раз устроить революцию, разрушить экономику или, что еще хуже, влезть в какой-нибудь мировой конфликт. Нет, это не означает, что не надо планировать строительство. Надо просто торопиться, тем более пока есть реальные деньги. В любой момент ситуация в стране может измениться и нельзя исключать, что ВТБ вполне может отказаться от этого проекта.
А вот впечатления, что идет работа по всем фронтам, дабы ускорить все возможные бумажные процессы, к сожалению, нет. А ведь уже прошло два года. Сколько пройдет еще?
Не хочется в марте 2011 года года услышать нечто похожее: «Нас подкосила очередная волна финансового кризиса, а также заявка России на Чемпионат Мира. Но до конца этого года мы закончим процесс согласования».
Хочется, хотя бы 2015 год отметить уже на новом стадионе.