Приключения африканцев в России. 1997 – Первая ласточка
Предисловие
Сразу скажу, что будет серия записей про африканцев в России, скорее всего, посезонная. Формат и подача информации будет меняться в лучшую сторону, если это кто-то вдруг прочитает и даст полезные советы по стилю и оформлению. Буду писать про игроков, которые приняли участие хотя бы в одном матче Высшей лиги или Премьер-лиги, поэтому Мукунку здесь можно встретить только в качестве нарицательного имени.
Предыстория
Первые африканские футболисты на территории СССР появились в 1989 году в Душанбе. Трое замбийцев, которые смогли сыграть за "Памир" благодаря хорошим отношениям Замбии и СССР, ничем себя не проявили, поэтому после трёх матчей отбыли на родину. Кстати, их появление именно в Таджикистане не случайно, ведь Душанбе и Лусака, столица Замбии, – города-побратимы. В последнем чемпионате СССР два матча за "Спартак" из Орла провёл загадочный анголец Душ Сантуш.
После распада СССР первые африканцы появились не в Высшей лиге, а в нижних дивизионах. Малиец Амаду Коне приехал учиться во Владимир в 1994 году и 4 года играл за местное "Торпедо" из первой лиги (сейчас ФНЛ). Получив диплом, он вернулся в Мали, где его след теряется. Камерунец Нгаха-Чамоа в 1995 году приехал в Москву учиться на медика. Он играл в футбол на университетском уровне, где попался на глаза тренеру московской "Роды", игравшей во втором дивизионе. За этот клуб Нгаха-Чамоа провёл два сезона, наколотив во втором 15 мячей. После расформирования команды играл за "Коломну", а получив диплом врача, уехал в Камерун. Про его соотечественника Джомо-Нгасса, отыгравшего год в ивановском "Кранэксе" такие подробности неизвестны.
В Высшую лигу африканцы не залетали вплоть до 1997 года. Пара нигерийцев приезжала на просмотр в "Динамо", а безвестный выходец из Гвинеи-Бисау не подошёл "Ротору"
Сезон-1997
Всего один африканец приехал к нам играть в футбол. Зато какой!
В каком статусе приехал в Россию
Основной защитник сборной Нигерии, серебряный призёр КАН-88, бронзовый призёр КАН-92, победитель КАН-1994, участник плей-офф ЧМ-94.
Эгуавон мог повесить себе на шею ещё две медали, но благодаря стараниям местного диктатора, которых в Африке как будто штампуют на конвейере (ну почему же до сих пор действие игры Tropico происходит только на Карибах?), сборная Нигерии не поехала сначала в ЮАР, а потом пропустила и КАН-98. Уже, правда, из-за дисквалификации, наложенной Африканской федерацией футбола.
Клубная карьера сложилась не так мощно: нигерийский «Лагос» предоставил трамплин для прыжка в Европу в 1986 году, девять сезонов в Бельгии, распределённые почти поровну между "Гентом" и "Кортрейком", аренды в Испанию и США, и, наконец, переезд в Россию.
Вместо Москвы Эугавон мог оказаться в "Лейрии", но из-за жадности владельцев "Кортрейка" перешёл по свободному трансферу в ЦСКА, а потом и в "Торпедо".
В России
Клуб: ЦСКА, "Торпедо-Лужники"
Приехав в Россию, нигериец сразу попал в странную ситуацию, когда под флагом ЦСКА выступают два состава – команда Тарханова и команда Садырина, а в ПФЛ от армейцев поступают две заявки. История тёмная и анекдотичная, потому и заслуживает отдельного рассказа.
Августин же в итоге оказывается в «Торпедо» вместе с Тархановым и пятью игроками основы ЦСКА. Эгуавона такой расклад слегка удивил, но он смирился. Ситуация достаточно нетипичная для африканских легионеров: чудит не легионер, а клуб.
Сам Эгуавон абсолютно не соответствует нынешнему стереотипному представлению о первых африканских легионерах. Он неплохо образован, ведёт себя скромно и не получает карточек на пустом месте. Почти не говоря по-русски, нигериец пытается организовывать оборону, да и в целом смотрится на сборах очень хорошо, и потому становится игроком основного состава. Если бы не травма прямо перед началом чемпионата, то дебют Эгуавона пришёлся бы не на пятый тур.
12 апреля 1997 года состоялось историческое событие: первый африканец в истории чемпионатов России Августин Эгуавон вышел на поле против "КАМАЗа". Через два матча Августин отдаст свою первую и единственную голевую передачу, а спустя три месяца после дебюта забьёт гол "Жемчужине". Тоже первый и единственный.
Дебютный сезон нигерийца получился скомканным из-за многочисленных травм – он провёл всего лишь половину матчей чемпионата. В целом, он показал себя как хороший защитник, пригодный, правда, только для внутреннего пользования. В кубке Интертото "Торпедо" было бито "Осером" 0-3 в первой встрече при непосредственном участии нескоростного Эгуавона.
До тренировок Эгуавон добирался сначала на такси, а потом на «семёрке», выданной клубом. Базовый набор русских слов выучил – для футбола и быта хватало, но "обрусеть" не получилось. Морозы ниже 10 градусов не переносил, потому тоска по тёплым местам порой давала о себе знать. Однако профессионализм не позволял ему играть ниже определённого уровня, а недостаток мастерства не давал играть уровнем выше. В 1998 году он станет единственным представителем чемпионата России на французском мундиале.
Итог: 17(1) матчей, 1 гол, 1 ГП, 3 ЖК.
На выезде Торпедо действительно крупно проиграло 0:3, но дома сполна реабилитировалось 4:1. И только фактор гола, забитого на чужом поле, французы прошли дальше.
Итого 4:4.
Внесите изменение в текст!