«Зимняя вишня»
"Хочешь написать шедевр—иди от себя, пиши о себе!"—этот завет, которым наставляют молодняк опытные писатели, полностью оправдал себя на примере "Зимней вишни" (правда, на моём сайтовском примере он себя никак не оправдывает:)). Фильм, в 1985 году ставший одним из лидеров советского проката, возможно, и зацепил зрителей именно потому, что его создатели снимали картину о самих себе...
Сценарист Владимир Валуцкий (благодаря его таланту на экраны вышли "Начальник Чукотки", "Семь невест ефрейтора Збруева"), написавший сценарий "Зимней вишни", рассказывал о своём творении сухо:"У меня был договор со студией, сроки поджимали, и я придумал историю за две недели. Типичная картина жизни одинокой женщины с ребёнком, влюблённой в женатого мужчину;любовь, предательство, одиночество..." Однако известный исследователь кино Фёдор Раззаков в книге "Досье на звёзд:правда, домыслы, сенсации" выдвинул иную версию:мол, в "Зимней вишне" Валуцкий описал собственную лав-стори. В 1974-м он, уже известный сценарист, женатый на одной из звёзд советского кинематографа—красавице Алле Демидовой, влюбился в актрису Надежду Репину. Она тоже была замужем, но это не помешало их роману.
Роман продлился 14 лет и был насыщен такими страстями, которые впоследствии и не снились героине "Зимней вишни". По словам Репиной,"это было сумасшествие. Страсть, измены, скандалы, мордобой. Я хотела видеть только его. Он хотел видеть только меня".
Сначала роль главной героини должна была играть Наталья Андрейченко. Утончённая, строгая, характерная, Наталья идеально вписалась в образ. На роль возлюбленного Андрейченко был утверждён Сергей Шакуров, и съёмки начались, но их остановило Натальино счастье. Как раз в этот момент у Андрейченко начался роман с будущим мужем, иностранцем Максимилианом Шеллом, и актриса просто перестала являться на съёмочную площадку. Фильм оказался под угрозой. Режиссёр Масленников начал вызванивать актрис, которым отказал на кастинге, но все отвечали, что заняты в других проектах. Свободной оказалась лишь Елена Сафонова—её и утвердили на роль.
На самом деле это утверждение стало для съёмочной группы трагедией:Сафонова не нравилась никому. Главный оператор Юрий Векслер, наведя камеру на героиню, уныло заявил:мол, тут трудно будет сделать качественный портрет...И при всех попросил Сафонову бросить курить—чтобы её кожа выглядела хоть немного лучше.
Не понравилась Сафонова и Шакурову. Сыграв сцену на рыбалке, актёр отказался продолжать съёмки с партнёршей. И Масленников вспомнил про Виталия Соломина, сыгравшего Ватсона в его же "Приключениях Шерлока Холмса...". По словам режиссёра, как и положено доктору, актёр чудно выполнил функцию "неотложки".
К счастью, не любили Сафонову недолго. На съёмочной площадке актриса расцвела. "Когда Юра начал снимать, ему понравилось поведение Лены в кадре, у него стала получаться картинка, он полюбил Лену как модель для работы,-вспоминал второй режиссёр Аркадий Тигай.-У неё очень интересное лицо, и, как я понял потом, она прищуривалась, чтобы лучше видеть. Прищур придавал её лицу некую значительность, ироничность. Будто она знает то, чего мы пока не знаем. Этим она совершенно попала в образ".
Проникся Сафоновой и Масленников. Ради неё режиссёр даже чуть изменил сценарий и характер её героини.
В судьбах актёров написанная "от себя" "Зимняя вишня" аукнулась мистическим образом: оба, и Елена Сафонова, и Виталий Соломин, пережили в жизни то, что воплощали на экране.
Вот как бывает...
P.S. По материалам прессы.
Прекрасный актер Соломин, как-то я раньше его недооценивал.
Ой, а я Соломина очень люблю. И Ватсона его. Никак к другому исполнению этого героя не могу привыкнуть. Так же, как и к Шерлоку.
Наш Шерлок - классика - актеры, музыка, атмосфера, все очень круто.
Но ты знаешь, я проникся последним ВВС-шным Шерлоком (просмотрел его раза три, пока "точил" некоторые навыки английского). Очень интересная у них версия получилась, очень достойная.