Мама присматривает за Муратом, Мурат – за «Спартаком»
Репортаж из Белека, где «Спартак» завершает первую неделю тренировок на турецком сборе.
Стена воды, ураганный ветер и кусочки града, рикошетившие от изумрудного газона – контрольный матч с австрийским «Ваккером» заканчивался в самую неподходящую для футбола погоду. Капризы турецкой стихии стойко приняла на себя спартаковская молодёжь – в перерыве Мурат Якин убрал с поля номинальную основу и отправил в бой Дениса Давыдова и компанию, разбавленную старожилами Песьяковым, Эбертом и Инсаурральде. Заменённые же в это время спрятались под козырёк и наблюдали за игрой со стороны, укутавшись в пледы и вооружившись чашечками кофе.
— Мы контролируем нагрузку, поэтому сегодня разделили её пополам, позволив каждому сыграть по 45 минут, — объяснил после игры Мурат Якин, во время беседы изредка поглядывавший в сторону соседнего поля, где под проливным дождём мучился дубль «Динамо».
Удалось ли бело-голубым доиграть свой матч или же он был прерван, как в случае с «Уфой» и «Ягодиной», выяснить не удалось – договорив с Якином, мне пришлось буквально спасаться бегством от стихии. Выручил крошечный минивэн, домчавший клубный персонал до дверей роскошного отеля, где корреспондента «Чемпионата» уже ждал Вальтер Грютер.
— Кстати, Мурат, это была ваша мама? – спрашиваю Якина по пути в гостиницу. – Там, на стадионе – в длинной юбке и плотном свитере.
— Да, это она – мой самый строгий критик, — улыбнулся швейцарец.
Маму Якина зовут Эмине, и на родине её популярность едва ли уступает той, что есть у Хакана и Мурата. Это она привела сыновей в футбольную школу и впоследствии следила за их прогрессом, посещая каждую тренировку. Это она являлась главным ньюсмейкером у швейцарских журналистов накануне матча «Люцерн» — «Тун», когда за эти клубы играли братья Якин. Это она болела за своих детей на трибуне всех стадионов страны, один из которых (разумеется, «Санкт-Якоб Парк») со временем даже взял за привычку распевать имя и фамилию матери двух главных героев «Базеля» в знак благодарности за воспитание столь замечательных детей. Наконец, это она, когда Мурат и Хакан завершили славные карьеры, продолжает колесить за сыновьями по всему миру, наблюдая за их дальнейшими шагами. Матч с «Ваккером» — первый, в котором Эмине увидела «Спартак» Якина вживую.
— Мурат с Хаканом абсолютно разные, — продолжил рассказ о братьях тренер «Спартака» по физподготовке Вальтер Грютер. – Да, они братья, но это два совершенно разных полушария. Хакан – это большой ребёнок, он постоянно пытался придумать на поле что-то новое, хотел творить и воспринимал футбол как искусство. А у Мурата всегда было идеальное понимание и видение того, что происходило на поле. Он предугадывал ситуации и великолепно читал игру. Вдобавок ко всему Хакан никогда особо сильно не переживал из-за поражений. Мурат же никогда не хотел мириться с неудачами. У него абсолютный менталитет победителя. Однажды, когда они вместе играли за «Базель», Мурат так сильно «напихал» брату за то, что тот не выкладывался на сто процентов, что Хакан просто расплакался.
В тот вечер Вальтер вспомнил уйму юморных историй, а под конец даже выдал любопытные данные о неважном состоянии некоторых игроков, пообещав в ближайшее время нагружать команду так, что после рестарта сезона каждый футболист начнёт буквально выкорчёвывать футбольные поля.
— Сегодняшнее занятие действительно было достаточно тяжёлым, — признался после тренировки Квинси Промес, самый выносливый футболист «Спартака» на сегодняшний день. – Обычно после игр мы так не тренируемся.
Так – это двухчасовая работа в довольно интенсивном темпе. Сначала – активная разминка, игра в квадратах и отработка точности передач в движении. Затем – основная часть тренировки, включившая в себя тактическую отработку при игре в нападении (тренерский штаб расставил в штрафной площади игроков и надувные манекены, а Мурат Якин активно руководил процессом, показывая лично – куда и в какой момент необходимо делать передачу, а куда – бежать открываться), а также мини-двусторонку (все футболисты при этом поделились на четыре команды: две играли в футбол, а остальные бегали вокруг поля, причём не трусцой, а на скорость).
Вообще, тактике на втором сборе швейцарец посвящает неожиданно много времени. Что на контрольный матч с «Ваккером», что на любую двусторонку футболисты выходят с определёнными заданиями – и это не говоря уже о том, что многие тренировки Якин в принципе проводит за закрытыми дверьми, не пуская на них журналистов. Не знаю, поможет ли отсутствие прессы Мурату, но летом в Швейцарии он подобные вещи практиковал значительно реже.