3 мин.

Бышовец: «У Карпина есть очень хорошее качество - это его характер»

Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер страны Анатолий Бышовец рассуждает о Валерии Карпине, который только что завершил свою тренерскую карьеру в испанской «Мальорке».

- Анатолий Федорович, как вы оцениваете тот факт, что Валерию Карпину не удалось доработать до конца сезона в испанском клубе?

- Прежде всего, я хотел бы сказать, что о Валерии Карпине у меня сохранились самые добрые воспоминания. Как о футболисте, который выступал в сборной, и просто как о человеке. Вопрос профессиональной оценки?.. На него ответить сложно. Я же не случайно сказал, что он был очень хорошим игроком, имеющим достаточный опыт. Но, тренер – это все-таки, согласитесь, другая профессия. Бывший хороший игрок, который становится хорошим тренером… Это нечто иное. Здесь должна произойти некая трансформация игрового опыта со знаниями и человеческими качествами. Мне кажется, что на первом этапе, когда Карпину пришлось возглавить «Спартак», не имея лицензии, для него это был довольно своеобразный опыт. С места в карьер, минуя, образно говоря, все стадии эволюционного развития, общественного строя, когда он перескочил от татаро-монгольского ига сразу в социализм. Что крайне сложно. И здесь для него главным был процесс накопления, приобретения опыта.

- Только это?

- Ну, думаю, что был и еще один очень важный момент. В его команде, где он работал в должности генерального директора, рядом с ним трудились квалифицированные тренеры. Лаудруп, Эмери... Это тренеры с очень хорошими профессиональными качествами. Что они и подтвердили, уйдя потом из «Спартака». Лаудруп – в Англии, Эмери до сих пор это подтверждает в «Севилье». И мне казалось, что в тот момент для Карпина сложилась весьма благоприятная ситуация в плане обретения тренерского кредо, поскольку фон для этого сложился крайне благоприятный. Плюс – идеальные условия для работы в «Спартаке». Но есть ведь и проблема, которую никогда не надо сбрасывать со счетов: это управление командой, клубом. Тем более, что объем работы у него все-таки был очень большой. Вот здесь нужны определенные качества. Их Карпину не хватило, отчего у него и произошел окончательный разрыв со «Спартаком».

- В Испании, я думаю, работы у Карпина оказалось не меньше, хотя и в принципиально других условиях.

- С одной стороны Испания близка для него как с точки зрения менталитета, языка, так и по стилю игры «Мальорки». Но здесь диаметрально противоположная ситуация в клубе. В «Спартаке» она идеальная, а здесь… Надо было выстроить отношения с руководителями, найти какое-то с ними единство. Второе – это, конечно, турнирная ситуация команды. И третье – вот так придти и сходу решать серьезные задачи, конечно, сложно.

- Учитывая, к тому же, и кадровые, и финансовые моменты.

- Конечно. Тут сразу давят и неудачи, и занимаемое место… Ситуация, которая требует совершенно иных решений. Но, несмотря на разрыв отношений с «Мальоркой», я уверен, что на сегодня у него достаточный опыт для того, чтобы все проанализировать и сделать определенные выводы. И он действительно может это сделать, потому что у него есть одно очень хорошее качество: характер. Он волевой человек. Это первое. А второе… Я приведу для Валерия один пример, а, точнее говоря, процитирую одного известного деятеля – Черчилля. Так вот. Когда Черчилля спросили - что такое успех, он ответил: это путь от падения к падению все с большим энтузиазмом.

- Любопытно… А вы можете дать совет Карпину, какое принять дальнейшее решение? Может быть, возвратиться в Россию, если ему последует подобное предложение? Вне зависимости от того, в какой ситуации находится клуб.

- Это очень сложный вопрос, на который я бы даже не стал искать за Карпина ответ. Здесь все зависит только от него самого. Как Валера оценивает свою работу, как воспринимает все произошедшее с ним. И это очень важный момент для принятия дальнейших решений. Думаю, что здесь он разберется сам…

Источник