4 мин.

Революция «Спартака»

Проанализировав последние события в «Спартаке», Sovsport.ru приводит интересные параллели и призывает пока воздержаться от грандиозных прогнозов.

Идея фикс

Леонид Федун уже много лет периодически рассказывал о намерениях сделать «Спартак» базовым клубом сборной, иногда даже казалось, что это идея фикс босса красно-белых. Финансирование академии, громкие заявления вроде «Мы будем готовить игроков для сборной России» – на словах «Спартак» сменил курс уже очень давно. Правда, каждое трансферное окно о речах Федуна забывали, смеялись и много шутили. Дошутились: на матчи с Австрией и Венгрией Фабио Капелло вызвал семь спартаковцев, больше, чем представителей других клубов. Вчерашние шутники скорчили гримасу.

Ментально Федун был готов к кадровой революции, но, похоже, балансировал между результатом #прямосейчас и благими намерениями, не мог определиться, искал компромисс. И последние финансовые колебания окончательно убедили олигарха в правильности своих намерений. Деньги пусть тратят другие, а мы сами станем поставщиками кадров, тем более у нас это неплохо получается; «Локомотив», а теперь и «Зенит» не дадут соврать. Вопрос остается один: насколько эффективной может быть эта модель в российских условиях. Станет ли «Спартак» первопроходцем, подав пример другим, или за благими планами кроется нежелание владельца нести большие убытки?

«Рубин» 2.0. Пример Казани

До настоящего дня в России не было клубов-инкубаторов. Косвенные признаки такой модели были у «Ротора» и «Торпедо», сейчас похожую политику ведет «Кубань», но она не выращивает своих, а раскручивает иностранцев, что тоже ценно и для нашей футбольной конъюнктуры уникально.

Первым, кто всерьез заявил о претензиях на роль русского «Порту», стал «Рубин». У клуба сменилось руководство, ушел главный тренер, на смену ему пришел специалист по юношескому футболу Ринат Билялетдинов. Полгода мы недоумевали: как же так, экономисты клятые, загубили такую команду и поставили у руля специалиста без категории Pro. А потом рты разинули – да так, что теперь бережно пропускаем через себя каждое телодвижение в стане некогда российского гранда. Набиуллин, Камболов, Могилевец, Оздоев, Азмун, Портнягин, Канунников, Кверквелия – и это только за первую часть чемпионата. А представляете, что может быть лет через пять?

Ну и что, возразите вы, на каком месте этот хваленый «Рубин»? Вот у нас почему-то принято оценивать все или в белых, или черных тонах. Нет аналитической дипломатии. Учитывая масштабы рубиновской революции, нынешнее место в турнирной таблице – великолепный результат. «Анжи», например, оказался не готов к подобным кадровым потрясениям и вернулся на обочину футбольной истории. А «Рубин» точит клыки, закаляет характер и копит здоровую спортивную ненависть к врагам. Я неоднократно заявлял, что в следующем сезоне казанцы вернутся в чемпионскую гонку. Если, конечно, обойдется без новой революции – распродажи.

Или французский «Лион». Обратите внимание, как команда, многократно сократившая расходы, после нескольких лет забвения вернулась в лидеры своего чемпионата. И вскоре, вот увидите, засверкает в Лиге чемпионов.

Что есть у «Спартака»

Интересный момент: после ухода Широкова и компании средний возраст игроков «Спартака» составил 26,2 года. Аналогичный показатель у «Рубина». Моложе команд в России нет.

На сегодняшний день, если судить по осенней сессии и контрольным матчам, язык не поворачивается назвать «Спартак» топ-клубом. Но и «Рубин» весну-2014 провел так, что казанские шаманы совершали обряды по возвращению Бердыева. Прозвучит дико банально, но красно-белым нужно время. Не думаю, что спартаковская молодежь по качеству уступает рубиновской. Даже уже сейчас можно выделить Самсонова, Брызгалова, Кутина, Давыдова; после реформы в молодежном футболе (у топ-клубов появились вторые команды, а в «молодежке» стали играть совсем юные парни) «Спартак» потерял прежние позиции, но только потому, что является самым юным в турнире дублеров. Вместо одного оазиса молодости у красно-белых появилось два: «Спартак-2» и собственно «молодежка». И у нас нет поводов думать, что взаимодействие между этими структурами выстроено плохо. Наоборот.

Но «Рубин», что в этой истории является самым важным, нашел своего тренера. Билялетдинов много лет работал в школе «Локомотиве», то есть занимался самым сложным, что есть в футбольном мире, – переводом игроков во взрослый футбол. У Якина такого опыта нет. Да, в «Базеле» Мурат работал с молодежью, некоторые из его бывших подопечных уехали на повышение в топ-чемпионаты. Но то была не политика клуба, а естественный процесс образования звезд. Над душой никто не стоял, не требовал делать ставку только на своих. Разные экономические и психологические ситуации.

И вот сейчас, когда до рестарта сезона остается меньше месяца, можно быть уверенным только в одном: прежнего «Спартака» больше не будет. Но и смену курса ни в коем случае нельзя расценивать как капитуляцию клуба. Нет, просто надо найти в себе силы немного оставить «Спартак» в покое, забыть на время, и очень осторожно, из-за угла, наблюдать за переменами в его составе и игровой дисциплине. Результат может быть разным: от «Анжи» до «Рубина». Сказать, что вероятнее, сейчас невозможно.

Михаил Борзыкин