Роман Бабаев: О многом…
Генеральный директор ЦСКА прочел лекцию для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA. Мы записали самые интересные фрагменты выступления.
О ФИКСИРОВАННОМ КУРСЕ
– Я был одним из инициаторов создания меморандума о фиксации курса и не вижу здесь ничего постыдного. Когда наступают тяжелые времена, нужно проявить корпоративную этику и консолидировать усилия. Кроме того, речь идет не о бессрочной фиксации, а только до конца нынешнего сезона.
Специально отправляюсь на сбор в Испанию, чтобы провести переговоры с игроками. Основная проблема – иностранцы. Им абсолютно все равно, какой в России курс валют. Если для Вернблума килограмм яблок стоил на родине пять евро, то он и стоит пять евро. А мы вдруг говорим ему, что он будет получать не пять евро, а три. И говорить здесь можно только об обоюдном согласии. Если большинство нас не поддержит, то ничего страшного не произойдет. По крайней мере если доллар и евро не достигнут еще более высокой отметки.
Надеюсь, понимание все же будет найдено. Тем более российские игроки, получающие в евро, оказались сейчас в плюсе. К слову, в 2008-м, когда доллар резко упал, была обратная ситуация: ряд футболистов обратился к нам с просьбой компенсировать им потери, и мы пошли им навстречу.
О НАЛОГЕ НА ЛЕГИОНЕРОВ
– Обсуждение этого вопроса на заседании исполкома стало полным сюрпризом. В повестке не было ничего даже близко похожего. Такой вот экспромт со стороны руководства РФС. Не думаю, что кого-то обижу, если скажу, что цель этой инициативы – найти дополнительные источники дохода. Другое дело, на зарплату Фабио Капелло все равно не хватит. И было бы честнее открыто предложить клубам участвовать в финансировании футбольного союза в сложной экономической ситуации.
Не вижу ни одной объективной причины платить за иностранных игроков. Есть лимит, который клубы соблюдают. Есть серьезные налоги, которые получает государство от самих игроков. Исполком решение принял, но с оговоркой: лиги должны определить сумму пошлины. Предвкушаю это обсуждение. Думаю, в лучшем случае дело ограничится 10 тысячами рублей. Убежден, инициатива не найдет поддержки, никто не готов нести дополнительные расходы.
О ДУМБИЯ И ШВЕДАХ-НОВИЧКАХ
– Один из базовых пунктов стратегии ЦСКА – строгое соблюдение бюджетных параметров, которые были определены акционерами перед началом сезона. Приведу свежий пример: селекционная служба сообщила, что есть два перспективных молодых игрока, достаточно недорогих. Но свободных средств в бюджете предусмотрено не было. Мы обсудили этот вопрос со спортивным директором, акционерами, президентом и решили: для покупки новичков необходимо найти дополнительные источники дохода. В том числе за счет продажи. Что и произошло: «Рома» проявила интерес к Сейду Думбия. Он был одним из лидеров команды, но в футболе очень важно не упустить момент, когда нужно принять не самое популярное, но необходимое для стратегического развития клуба решение.
В процессе переговоров с римлянами нам удалось добиться суммы, которую мы считаем адекватной. Возможно, с ходу Страндберг и Алиев не заменят Сейду. Но когда к нам переходил сам Думбия, когда мы покупали Мусу и Вагнера, о них тоже мало что знали. Кроме того, нам удалось пополнить бюджет, что позволяет с осторожным оптимизмом смотреть в непростое будущее.
О ВИТИНЬО
– Трансфер бразильца был для нас беспрецедентным: мы ни за кого столько не платили. Но на тот момент все аналитические выкладки говорили, что вложенные средства себя оправдают. Мы приобретали самого талантливого и перспективного футболиста чемпионата Бразилии – в этом сходились все ведущие специалисты. Однако помешала психология.
Сейчас, отправив Витиньо на родину в аренду, мы рассчитываем на один из двух сценариев. Либо он вернется к нам зрелым игроком, либо бразильские клубы выйдут на ЦСКА с предложением о покупке.
О ДОХОДАХ
– 32 процента доходной части бюджета ЦСКА составляют поступления от участия в различных турнирах. Из них только 15 процентов – доля российских соревнований. Остальные 75 – еврокубки. Сегодня участник группового турнира Лиги чемпионов гарантированно получает 15 миллионов евро. 5,5 процента доходов – продажа билетов. Крайне низкий показатель. Не говорю о Германии и Англии, но даже во Франции и Италии, где посещаемость далеко не максимальная, этот параметр достигает 15-20 процентов. Оставшиеся 60 процентов мы получаем от спонсоров. С европейской точки зрения это не совсем здоровая модель. Там на первом месте доходы от соревнований. С другой стороны, по сравнению с другими российскими клубами у нас ситуация лучше. В первую очередь, конечно, благодаря выступлениям на международной арене.
О СТАДИОНЕ
– Надеюсь, через год стадион будет готов, и второй круг следующего сезона мы начнем на своей собственной арене. Предстоит огромная работа: думаю, количество сотрудников клуба увеличится минимум вдвое. Найти готовых специалистов в России нереально, а приглашать иностранцев дорого и рискованно с учетом наших особенностей. Но прибегать к услугам управляющей компании мы не стали и попробуем замкнуть все на клубе. Так лучше и с юридической точки зрения, и в плане наполняемости бюджета.
Рассматриваем возможность продажи имени арены. Рассчитываем заключить контракт с серьезной компанией. Это должно быть солидное имя, а соглашение долгосрочным. Меньше чем на 8-10 лет вступать в подобные отношения нет смысла: при смене названия прежний бренд будет еще несколько лет сидеть в сознании болельщиков. Впрочем, говорить об этом преждевременно. В нынешней экономической ситуации вообще непонятно, чем все закончится и когда.
О ПЕРЕГОВОРАХ
– В ЦСКА были легионеры почти со всех континентов, представляющие различные конфессии и расы, со своими культурологическими особенностями. К примеру, очень сложные переговоры были с Кейсуке Хондой. Японцы не любят большие перемены, ценят стабильность. Сам я был немного знаком с японской культурой, кинематографом. Попросил своих сотрудников тоже изучить основы. Но когда Кейсуке попытались разговорить на тему Японии, он спросил: а кто такой Куросава? Так что идея провалилась.
Есть спортсмены начитанные, знатоки артхауса, но хватает и тех, кто интересуется другими вещами. Одно время мы считали, что возить легионеров в традиционные российские рестораны – залог успеха в переговорах. В одном из таких заведений прямо по залу ходят козочки и свинки, кухня соответствующая – борщ, кулебяки. Но Карвалью колорит не оценил. Спросил, где ближайший фастфуд, и чуть было не отказался от контракта.
О МОЛОДЕЖИ
– На детско-юношеском уровне наши воспитанники конкурентоспособны. В молодежной Лиге чемпионов мы выходили из группы, и специалисты больших клубов – «Баварии» и «Манчестер Сити» – были удивлены технической и тактической подготовленностью наших ребят. В физическом плане мы сильно уступаем. Средний молодой футболист из Европы выше, мощнее российского. Сказывается, конечно, что там довольно высокий процент игроков с африканскими корнями.
Но главная проблема – федерального уровня. Нам не хватает молодежных соревнований. Но есть много ребят, которые раскрываются не сразу. К примеру, Юрий Жирков приехал к нам из Тамбова в 20, мало кто в него верил, а он дорос до уровня «Челси» и сборной России. Участие таких игроков в турнире дублеров не имеет смысла: они там не получают ничего нового, теряют мотивацию. А больше играть негде. В Европе проводятся чемпионаты в каждом возрасте – начиная с U-16 и закачивая U-21. У нас таких аналогов нет. Только региональные соревнования. В данном случае огромные размеры нашей страны, которыми мы гордимся, – это серьезный минус. Проводить всероссийские чемпионаты крайне сложно и затратно. Но здесь должно помочь государство. Как это сделали лет десять назад в Германии, разбив страну на регионы и назначив в каждом главного скаута. Результат мы все знаем.
Перед своей академией мы ставили задачу: увеличить число ребят, которые остаются после выпуска в профессиональном футболе. Семь лет назад этот показатель был ужасающим: лишь 15 процентов. Сегодня он вырос до 50 с лишним. Теперь цель – чтобы наши воспитанники чаще закреплялись именно в клубах премьер-лиги. Стараемся, чтобы и в основном составе ЦСКА появились свои ребята. Каждый год кто-то «стучится», но всегда чего-то не хватает.
О СЕБЕ
– В ЦСКА я пришел в 1999-м, будучи еще студентом юридического факультета МГУ, на должность помощника юриста. Рассматривал эту работу исключительно как временную. Все знают, что собой представлял российский футбол в ту пору, но ЦСКА все равно стоял особняком. Акционерами клуба были чеченские бизнесмены. Абсолютно нормальные люди, но тогда шла вторая чеченская война. В частности, мои первые дела в судах были о защите чести и достоинства: многие издания писали, что футбольный ЦСКА финансирует чеченских боевиков.
Я мечтал о карьере адвоката, но в 2001 году в клуб пришел Евгений Гинер и сумел вдохновить на новые интересные цели. Через какое-то время возглавил юротдел, а в 2007-м мне предложили должность генерального директора. Отказаться было нельзя.
ОБ АГЕНТАХ
– Мы стараемся держать с агентами дистанцию. А в случае с российскими футболистами не общаемся с ними в принципе. Потому что в 9 случаях из 10 это их «крыша». Да, бывают такие агенты, как у Вагнера, который с ним с 11 лет. Но есть и другие примеры: когда мы решили подписать новый контракт с Дзагоевым, объявился его «представитель», которого не знал даже сам Алан. Само собой, он получил от ворот поворот. Часто бывало так, что завышенные требования агентов вынуждали нас отказываться от приобретений.
Мы редко покупаем российских футболистов. Потому что зачастую теневые сделки, стоящие за такими переговорами, существенно превышают трансферную сумму. Решение ФИФА об отмене лицензирования агентов говорит об одном: там поняли, что они не в состоянии контролировать этот рынок. И не хотят портить репутацию.
О ГОДЕ ОСНОВАНИЯ
– Спокойно отношусь к иронии, которая звучит на тему 1911-го как года основания ЦСКА. Я сам признал, что прямой связи, особенно с названием, не существует. Поверьте, мы делали это не для того, чтобы показать, какие мы исключительные, что у нас самый старый клуб. Просто это дань уважения людям, которые стояли у истоков.
С этим связан любопытный эпизод: Сергей Ястржембский – большой поклонник ЦСКА, регулярно посещает наши матчи. И когда мы выпустили красочный буклет, поясняющий, почему мы считаем годом основания клуба 1911-й, он обратил внимание на одну из фотографий. Присмотрелся – и узнал деда среди членов Общества любителей лыжного спорта. В семье знали, что предок был одним из основателей какого-то спортивного общества, но какого – оставалось тайной.
Представляете радость человека: выяснить, что дед стоял у истоков именно его любимого армейского клуба.
О ФАНАТАХ
– Долгое время главной нашей задачей была борьба с пиротехникой на трибунах. Еще со времен Кубка УЕФА, без которого мы могли остаться из-за петарды, брошенной на поле в матче с «Пармой». А потом был Ружомберок – маленький словацкий городок, который чуть не сожгли наши болельщики. В какой-то момент мы даже пошли на такой шаг: предложили фанатам, что мы сами обеспечим их пиротехникой, учитывая, сколько неудобства им приносит процесс ее проноса в сектор. Мы брали на себя эти риски при условии, что на поле петарды не полетят. Ребята поначалу заинтересовались, но потом поняли, что тогда в фейерверках вообще нет никакого смысла. Впрочем, это в большей степени шутка.
Куда действеннее оказалось привлечение мирового судьи, который прямо на стадионе выносил вердикты задержанным. После 15 суток в заключении у людей пропадает желание бросать петарды на поле – проверено. Проблема, по сути, решена.
Но вдруг возникла тема расизма. В России мы ко всем этим уханьям и улюлюканьям относимся уже чуть ли не юмором. Но не в УЕФА. Началось все с истории с Яя Туре, а дальше как снежный ком. События в Риме стали для нас полной неожиданностью. Понимая, что у нас уже есть предупреждения, мы провели перед матчем встречу с лидерами фанатов, обо всем договорились.
Как говорят наши, все произошло спонтанно… Организаторы разместили фанатские сектора по соседству, но это никого не оправдывает. Клуб понес тяжелейшие потери, как финансовые, так и спортивные. Очевидно, что при заполненных трибунах команды могла добиться лучшего результата в домашних матчах Лиги чемпионов. Об этом говорят сами футболисты. И мы не могли не отреагировать, создав «черные списки» болельщиков, заморозили различные скидочные программы. После чего фанаты сами вышли на нас, принесли извинения. Верим, что подобные истории больше не повторятся.
Ф.Папенков, источник
вот где поле непаханое, вот что надо делать приоритетом... в бизнесе