Тоталитарное дно
Невозможно понять, какого черта происходит с Дортмундом, задавая неправильный вопрос.
А правильный вопрос – это как ключ к ларцу, который никак не открывается, хотя столько других этих ключей было перепробовано. А правильный вопрос – не в том, почему Боруссия в таком кризисе, но в том, почему из этого кризиса недавний чемпион Бундеслиги и финалист Лиги чемпионов, выбраться не может?
Любой кризис, по своей сути - это затянувший спад. Физический, психологический. Это совокупность определенных факторов, которые, как часовой механизм во взрывчатке, неминуемо в определенный момент должен с детонировать. Вот у Баварии, вполне будничный спад по расписанию. Кризис в кавычках. А как же! Болельщики мюнхенского клуба привыкли к победам настолько, что потеря очков в двух матчах на старте второго круга, приравнивается к кризису. Вот так живут суперклубы. Это их бытие. С Реалом и Барсой происходит ровно так же. Два матча без побед для болельщиков и прессы, как два дня без черной икры. Кризис, блин, у них. Кризис олигархов…
Но Боруссия не олигарх… И, как оказалось, гораздо более тонкая натура. В принципе, определенный игровой кризис в Дортмунде намечался. Просто время пришло. Секундная и минутная стрелки поравнялись, и механизм сработал в самом начале сезона. Предпосылками служили трансферы лидеров в Баварию, травмы, необходимость времени для интеграции новичков, и еще раз травмы, травмы…
После шести первых туров Боруссия проиграла половину своих матчей, в том числе и рурское дерби. Аналитики, да и простые болельщики не спешили бить тревогу. Все сводилось к простым вещам: лазарет полон, дайте время Иммобиле, дайте время Кагаве, чтобы тот вернул назад свое время. Дайте второй шанс Шахину и двадцать восьмой Мхитаряну.
Время шло, и, начиная с рурского дерби, Боруссия выдала серию из 5 поражений подряд, включая эпические лузы от мертвого Гамбурга и полумертвых Ганновера и Кельна. Оказалось, что кризис «черно-желтых» явление перманентное. И сегодня, после домашнего поражения от Аугсбурга можно смело констатировать очередную, восьмую, девятую, десятую волну кризиса… Так, Дортмунд #прямосейчас – абсолютнейшее, беспросветное дно.
Вот теперь, наконец, пора перейти к главному вопросу! Да, всемирный заговор, который устроила Бавария, сработал. Боруссия рухнула. Но почему она не может подняться? Спады, кризисы сопровождают жизнь всех клубов без исключения. Но так стремительно и настолько долго! Хммм…
Матч с Аугсбургом. Последние, добавленные судьей минуты, Дортмунд горит на своем поле 0-1. Шмельцер со своей половины заряжает мяч прямо в руки Алексу Маннингеру. Казалось бы ничего страшного. Навал, последний штурм и все такое. Но в штрафной гостей не было ни одного игрока Боруссии. Никто даже не побежал в эту штрафную. Никто не стал материть Маннингера, призывая того, не тянуть время и поскорее ввести мяч в игру. Безнадега.
И виновник этой безнадеги, к сожалению, Юрген Клопп. Тренер, который заработал свой нынешний статус и авторитет, пройдя долгий и тяжелый труд. Вот кем он был в свой первый сезон в Дортмунде? Перспективный, небритый фрик, которого надменная Премьер лига тогда и знать не знала. Это сейчас она бредит им. Чтобы заработать европейскую репутацию Клопп прошел через болезненные поражения от Удинезе, Олимпиакоса, Марселя… Он сделал эту команду в ее нынешнем виде. Он родил ее в муках. Он ее отец и мать. Он главный авторитет внутри команды. Это ее нерв и просто самый харизматичный человек. Но парадокс заключается в том, что этот его характер, стальные яйца и харизма играют сейчас против него.
В тоталитарных странах вождей в народе называют не главами государств, а отцами целой нации. Во-первых, они, эти вожди чаще всего, уничтожают инакомыслие, во-вторых, народ, находясь под давлением авторитета не в состоянии мыслить самостоятельно. Он становится аморфен, не способен взять на себя ответственность, принимать решения. В Боруссии происходит нечто подобное. На поле нет ментального лидера, у команды нет яиц, она не может в сложное время переломить ход матча и лишь смиренно смотрит на поле, на своего тренера. Клопп своей личностью и заработанным авторитетом просто подавляет игроков. Это проявляется и в его непосредственности, в шутках, в том, что он один из них, почти игрок. Но только почти.
Для Моуриньо – это эпатаж, игра. Перед камерами это он такой. Не настоящий. Или он настоящий хамелеон. Клопп, такой всегда. И кнут, и пряник. И юмор, сдобренный простотой и непосредственностью, соседствует с духом настоящего «челябинского» мужика. Мужика с твердыми принципами. Такого невозможно не полюбить. Такого невозможно затмить. Игроки Боруссии после своей вершины – финала Лиги чемпионов, куда их, словно своих детей, доставил Клопп, чувствуют себя именно так. Детьми. Когда все хорошо. Эту лихость и задор, энергию и драйв невозможно остановить. Но когда начались серьезные проблемы игроки, у которых нет вожака на поле, все до единого похожи на маленьких детей, которые в слезах забились в своем углу и ничего не могут поделать.
Сколько волевых побед одержала Боруссия? Ноль! Нооль! Ни разу по ходу этого сезона команда не смогла переломить ход, неудачно складывающейся встречи. Может у игроков есть характер, желание. Тем более, «желтая стена» не даст им опустить руки. Но… Идут вперед машинально, не веря в успех. Это у них в головах. Они подавлены, но никогда в этом не признаются. Подавлены тоталитарной и всепоглощающей энергетикой Клоппа. И никто не возьмет на себя риск стать лидером на поле, в раздевалке. А стать им сейчас – значит бросить вызов Клоппу.
Еще один яркий пример – матч первого круга против того же Аугсбурга. Неудачный старт сезона, Клопп перед игрой накрутил команду и верные ему во всем подопечные дважды забили в первые 20 минут. Потом забили еще. 3-0. Но в самой концовке (82 минута) дети Юргена пропустили первый мяч. Казалось бы ничего страшного. Уверенные в себе футболисты, которые на голову превосходят в классе оппонента не позволят тому поднят головы… Но тогда Дортмунду просто повезло. Аугсбург забил еще, имел моменты, но не хватило мастерства…
Проблемы с импровизацией в игре, как проблемы со свободой. Хочется, но не можется. Так, этот сезон уже стал мусорным. Но чтобы следующий не стал таким же, можно смело сказать, а лучше прокричать Клоппу знаменитое Пинк Флойдовское, – Hey, teacher! Leave the kids alone!