Борис Буняк: «В 2007 году меня приглашала «Кубань» - я отказал»
Летом 2000 года одиозный владелец "Уралана" Кирсан Илюмжинов, мечтавший сделать из своей команды европейского гранда, впервые в истории российского чемпионата пригласил спасать команду от вылета сербского тренера Бориса Буняка. С сербом "Уралан" набрал триумфально 2 очка в 15 матчах. Команда отправилась покорять пердив, а Борис Буняк стал в России мифическим персонажем, в существование которого до сих пор многим верится с трудом.
Борис Буняк рассказал о том, как ему тяжело было в Элисте.
- Последний раз, когда вы давали большое интервью российскому изданию, то находились в Омане. Где вы работаете сейчас?
- Теперь я в Кувейте. Тренирую сейчас «Аль-Араби» – это топ-команда в Азии. Еще читаю лекции для тренеров в Сербии.
- Как обстоят дела у вашей команды в чемпионате?
- Сейчас перерыв – идет Кубок Азии. Последние 13 лет «Аль-Араби» не выигрывал чемпионат, даже не был первым. После первой половины мы лидируем. В ноябре выиграли Кубок Принца Кувейта – это первый трофей для клуба за последние 8 лет.
- Вы жаловались на богатых и ленивых футболистов в ОАЭ. В Кувейте таких проблем нет?
- У людей совершенно другой менталитет. Таких проблем просто не может быть. В кувейтском футболе очень большие скорости и качество игры на высоком уровне. Здесь очень много классных футболистов.
- Один русский специалист, тренировавший кувейтский клуб «Ярмук» в 90-ые, шутил, что игроки не могут 50 метров пройти пешком. Всегда передвигаются на машинах
- Это очень смешно. Люди в Кувейте за 20 лет изменились. Кстати, «Ярмук» играет во втором дивизионе. Там команду собрать даже не могут, о машинах даже речь не идет. Если 5-6 игроков придут на тренировку, то это уже огромное достижение.
- Итак, как вы оказались «Уралане»?
- Мне позвонил футболист, который у меня играл в «Яворе», и предложил работу в России.
- Кто был этим футболистом? Он работал в «Уралане»?
- Его фамилия Татович. Предложение он делал мне в Сербии. В России он никогда не появлялся и в «Уралане» он не работал.
- Долго раздумывали над предложение вашего игрока?
- Ответ сразу был положительным. Я был тогда удивлен, что никто из иностранцев не тренировал в стране, поэтому мне было интересно поработать в России. Меня пригласили в Москву на переговоры с Кирсаном Илюмжиновым. Сначала поприсутствовал три дня на тренировках, а потом посетил игру с ЦСКА. После нее я встретился с Кирсаном в его московском офисе, и мы подписали контракт.
- Вы получили большие деньги по контракту.
- Я бы сказал по-другому: большие деньги – большой вызов. Должен сказать, это не самый большой контракт в моей карьере.
- В Элисте вам нравилось?
- Это даже жизнью назвать нельзя. Мы жили в Сити-Чесс. Каждый день была одна и та же еда, развлечений в городе не было. Для меня было счастьем, когда тренировки были два раза в день. Радовался, когда мы отправлялись на выездные матчи. Вся команда проживала на базе три-четыре дня.
- Бразильцу Бренеру удавалось веселиться на всю катушку и в таких условиях.
- Элиста находится в 300-500 километрах от больших городов. Хорошо провести время получалось, когда в чемпионате был перерыв. Во время него я отправлялся в Сочи на поезде.
- Расскажите, сколько же все-таки сербских футболистов привезли в Элисту именно вы?
- За несколько дней до подписания моего контракта в команде уже появились 5 футболистов из Сербии. Из них только Дражко Мелекич годился для уровня российской лиги. В Сербии тогда были в шоке от того, что парни из низших лиг смогли подписать контракт с командой из России. Я сообщил о их уровне руководству. Мне разрешили подписать тех игроков, которые нравились мне.
Я привел в команду нападающего Войводу, который был на третьем месте в списке лучших бомбардиров сербской лиги. Взял Васича, умевшего играть на трех позициях. Еще со мной приехал тренер вратарей.
- Если те футболисты были плохого уровня, то как они оказались в «Уралане»?
- Это все Драган. С Драганом я впервые познакомился в Москве. Он помогал мне вести переговоры с руководством, так как хорошо знал русский язык. Драган работал в строительной фирме, никогда не занимался футболом. Просто был в хороших отношениях с руководителями, поэтому предлагал им сербских игроков.
- Фантастика!
- Теперь вы понимаете, как было сложно мне.
- Какие отношения у вас были с игроками? Раду Ребежа после вашего увольнения из «Уралана» нелестно высказался в прессе про вас.
- Ох, Раду. Спасибо тебе! Конечно, я плохой тренер, который проработал 24 года в профессиональном футболе. А вот чего добился Раду после завершения своей карьеры игрока?
Постоянно в неудачах «Уралана» обвиняют только меня. А почему Раду не расскажет, как футболисты не спали ночью. Почему он не рассказывает, как они постоянно пили? Раду даже не расскажет про мои новые методики, которые я использовал в тренировочном процессе. Я вам отвечу, почему Раду промолчит об этом: просто он не знаком с настоящим футболом.
- Какие у вас еще были проблемы в команде?
- Футболисты могли спокойно приводить в отель проституток. Я пытался бороться с нарушителями. Делал так, чтобы все игроки проводили время на одном этаже. Выбирал старосту, который следил за порядком – только это не помогло. Все хотели свободы.
Руководство принимало идиотские решения. Игроки могли себе выбить лишние выходные, появлялись за пару дней до матча на тренировках. Большинство позволяло себе путешествовать во время сезона. Перед матчем с «Локомотивом», который мы проиграли 0-9, игроков отпустили отдыхать на 15 дней! Все уехали отдыхать, даже сербы. Потом они явились за два дня до матча в Москву.
- Слышал, что у команды просто закончились деньги.
- Не знаю об этом. «Уралан» - не самый богатый клуб, но проблем с финансами у него не могло быть.
- Вы застали в команде бразильца Джуниора, который постоянно ставил себе уколы в туалете?
- Это был Кассиану, а не Джуниор. У него был сахарный диабет. Однажды я искал Кассиану – хотел поговорить с ним. Зашел в туалет и увидел там массажиста, который ставит ему укол. Из тех бразильцев только Кассиану хорошо играл, но ему нельзя было проводить полные матчи из-за проблем со здоровьем.
- Игроки «Уралана» часто допускали подозрительные ошибки. У вас не было ощущения, что они делали это намеренно?
- Я до сих пор не могу забыть Васю Кошелева. Мы хорошо играли с «Локомотивом» из Нижнего Новгорода, но во втором тайме Вася будто специально пропустил два мяча.
У меня нет прямых доказательств, что игроки сдавали матчи. Но после матчей, в которых были подозрительные ошибки, ко мне подходили люди из руководства и говорили: «Борис, не переживай. Мы знаем, что происходит.»
- Остались ли у вас хоть какие-то положительные воспоминания от «Уралана»?
- В Элисте дружил с Николаем Шовгуровым, моим ассистентом Юрием. Никогда не забуду Ахрика Цвейбу. Это настоящий профессионал и хороший человек. Он всегда мне помогал, даже в самые трудные минуты
В истории с «Ураланом» есть хорошие моменты. Просто я 15 лет ждал возможности рассказать правду о моей работе в Элисте, хотел очистить свое имя. Я до сих пор храню записи о всех тренировках. Люди в России должны знать правду. Они должны знать, что виноват не тренер.
- А какое впечатление произвел на вас Кирсан Илюмжинов?
- Это интеллигентный, прагматичный человек. Кирсан побывал на моей первой игре в Элисте, а потом пригласил меня полететь с ним в Москву на его личном самолете. Потрясающе!
- Многие российские тренеры были не лучшего мнения о вас. Сохранились с кем-то хорошие отношения?
- Сейчас у меня хорошие отношения только с Леонидом Слуцким. Очень рад его успехам в ЦСКА. Тогда он еще тренировал дубль «Уралана», а пару лет назад он приезжал на курсы в Сербию. Я специально связался с ним, чтобы поприветствовать. Когда тренировал «Уралан», то хорошо общался с Юрием Семиным, но в дальнейшем мы не контактировали.
- За эти 15 лет вам поступали предложения из России?
- В 2007 году на меня выходили два российских клуба – это был ФК «Москва» и «Кубань». С «Кубанью» не получилось, потому что у меня тогда был контракт с командой «Аль-Наср» из Омана. Нужно было платить компенсацию. «Кубань» могла это сделать, если я соглашусь на невысокую зарплату – я отказал. Люди из ФК «Москва» трижды со мной говорили по телефону, но потом внезапно пропали.
- Вы проработали несколько лет в «Црвене Звезде». Получается, что плохие результаты в России не сказались на вашей репутации в Сербии?
- Неудача в России не изменила мнения обо мне на Родине. В Сербии я имел честь познакомиться с Драганом Джаичем. Это лучший югославский футболист, настоящая легенда, тогда он был уже президентом «Црвены». С Драганом мы много общались о футболе, потом я работал неофициально в его команде: занимался анализом соперника. После двух лет нашего общения Драган предложил мне стать помощником главного тренера. Мой сон стал явью: я стал тренером великого клуба, пускай и не главным. Моей задачей была разработка тактики команды.
В те годы наша команда играла в лучший футбол против таких команд, как «Кьево», «Лацио». Но в 2004 году после поражения от «Зенита» Драган Джаич решил уйти в отставку. Из уважения к нему я тоже покинул команду.
- Правда, что Николу Жигича отыскали именно вы?
- Именно так. Я был единственный, кто доверял этому парню. После товарищеского матча в одной сербской деревушке у меня появилось желание заполучить его в «Црвену». Был виден большой потенциал у этого нападающего. Все турецкие сборы я уговаривал Джаича взять Николу и мне это удалось.
- Потенциал Неманьи Видича тоже был заметен сразу?
- Благодаря мне его вернули в «Црвену». Его отдавали в аренду в «Спартак» из Суботицы набираться опыта. Там он показал характер. Я сразу же надавил на Джаича, чтобы Видича срочно забрали из аренды.
- У вас большой послужной список в тренерской карьере.
- О, да! Тренировал в Сербии, Омане, Танзании, Омане, ОАЭ, Мьянме, теперь тренирую лучший клуб Кувейта. Спасибо Богу, что работа в «Уралане» не разрушила мою жизнь.
- Еще не пропало желание поработать в России?
- Если будет конкретное предложение, то почему бы и нет. У меня осталось желание проявить себя в российском футболе и доказать, что история с «Ураланом» была нелепой ошибкой. Ваш футбол сильно прогрессирует и шанса на ошибку почти нет.
Материал подготовлен специально для Rusfootball.info