6 мин.

ДЕНЬГИ БЕЗ СЧАСТЬЯ

В новейшей истории испанского футбола насчитывается не так уж мало случаев, когда владельцами местных клубов становились иностранцы, представляющие самые разные уголки земного шара. Однако в подавляющем большинстве случаев приход к власти «варягов» не приводил ни к чему хорошему, и успешные футбольные проекты с привлечением иностранного капитала можно пересчитать по пальцам одной руки.

Как известно, последним зарубежным инвестором недавно стал китайский бизнесмен Ван Чжанлинь, выкупивший 20% акций мадридского «Атлетико». Этот пакет обошелся 50-летнему Ван Чжанлиню в 60 миллионов евро, что на фоне последних трансферных операций испанского чемпиона не представляется какой-то заоблачной суммой и вряд ли повлияет на его благосостояние кардинальным образом. Четвертый богач Китая, 16 лет отслуживший в армии этой страны, имеющий 28 лет партийного стажа и обладающий состоянием в размере 15,6 млрд евро, уже заявил, что под маркой «Атлетико» будет развивать футбол в своей стране, где собирается построить пять футбольных академий. Если помимо получения прибыли его участие этим и ограничится, такой расклад можно только приветствовать. В случае же активного вмешательства иностранцев во внутренние испанские дела ничего хорошего, как правило, не получается…

Все прошлые фиаско «варягов»

«Бадахос». В 1998 году аргентинский телеведущий Марсело Тинельи купил «Бадахос», наобещав его болельщикам золотые горы. Однако, вместо Марадоны, Каниджи, Дунги и Бебето, с которыми якобы велись переговоры, в команду пришли второсортные легионеры. Это не замедлило сказаться на результатах, и на протяжении трех лет «Бадахос» вместо того, чтобы оспаривать путевку в Примеру, из последних сил боролся за выживание. Три года спустя Тинельи продал клуб другим владельцам, при которых он быстро вылетел в Сегунду-В, а летом 2012 гола был объявлен банкротом и прекратил свое существование.

«Леганес». Соотечественник Тинельи, музыкальный продюсер Даниэль Гринбанк в августе 2003 года стал владельцем «Леганеса», заявив, что выведет этот клуб в элиту испанского футбола. Для этого он увеличил клубный бюджет вдвое, пригласил на должность спортивного директора Нестора Хосе Пекермана и потратился на приобретение целых 15 новичков – в основном аргентинцев, так как хотел сделать из «Леганеса» «самый аргентинский клуб Примеры». Вот только платить зарплату футболистам, тренерам и сотрудникам клуба Гринбанк почему-то нужным не посчитал, а всего четыре месяца спустя и вовсе сложил с себя полномочия «по экономическим причинам». В том же сезоне «Леганес» опустился в Сегунду-В, откуда выбрался только в июне прошлого года

«Херес». История пребывания еще одного аргентинца у власти в испанском клубе оказалась столь же печальной, что и у его предшественников. В январе 2010 года в руки банкира Федерико Соусы перешли 52% акций «Хереса», который уже тогда был практически приговорен к понижению в классе. Приглашение на пост главного тренера аргентинского специалиста Нестора Горосито не спасло команду от вылета, и сразу же после окончания сезона Соуса отказался от дальнейшего финансирования, выплатив лишь 1,5 млн евро из полагавшихся пяти. После этого «Херес» пошел по рукам, его казна пустела с каждым годом, и в итоге он докатился до первого регионального дивизиона Андалусии, где и прозябает по сей день.

«Расинг». Клубом из Сантандера в разное время владели два иностранца, о которых в Испании осталась недобрая память. Первым из них стал гражданин Израиля и США, Дмитрий Питерман, который, получив управленческий опыт в клубе «Лос-Паламос», в 2003 году приобрел 24% акций «Расинга». Выходец из Одессы поразил испанскую футбольную общественность своими эксцентричными поступками – прежде всего, неофициальным совмещением должностей президента и главного тренера. Справедливости ради, Питерман больше вкладывал в команду, чем брал от нее, тогда как другой иностранный владелец, индус с бахрейнским паспортом Ахсан Али-Сайед, обобрал ее до нитки. Правление индийского афериста продолжалось три года, и за это время «Расинг» катился по наклонной, докатившись в год своего столетнего юбилея до Сегунды-В. Только когда испанский суд присудил отобрать «Расинг» у индуса, и к власти пришли люди, для которых он был не чужим, катастрофы удалось избежать. Однако, сходу вернувшись в Сегунду, сантандерцы, по-прежнему испытывающие серьезные финансовые проблемы, прилагают титанические усилия для того, чтобы в ней остаться.

«Алавес». В свою очередь, Дмитрий Питерман, не встретивший Сантандере понимания в Сантандере, начиная с 2004 года, принялся реализовывать свои идеи в «Алавесе», где менял тренеров как перчатки и воевал с журналистами. При нем «Алавес» поднялся в Примеру и вылетел обратно, а его финансовое положение стало поистине плачевным. В 2007 году Питерман продал свои акции и покинул Виторию, оставив клуб с дефицитом бюджета в 23 млн евро (почти в 3 раза больше, чем до его прихода), но уйти от ответственности ему не удалось. Год спустя была арестована вся собственность Питермана в Испании, оцененная в 13 миллионов евро, а еще через четыре года он был приговорен к выплате «Алавесу» 6,8 миллионов евро. Сейчас «Алавес», переживший за это время больше взлетов, чем падений, выступает во втором дивизионе, но о повышении в классе пока не думает.

Все пришельцы у руля сегодня

Питер Лим (Сингапур). После долгих переговоров в октябре прошлого года новым владельцем «Валенсии» стал 61-летний Питер Лим, выкупивший 70% акций за 94 миллиона евро. Его появление на «Месталье» ознаменовалось масштабной кадровой революцией на всех уровнях, и результаты не заставили себя ждать. Кроме того, сингапурец, чье персональное состояние оценивается в 2 миллиарда евро, пообещал не только погасить все долги «летучих мышей», но и довести до ума безнадежный долгострой – новую арену «Валенсии».

Абдулла Аль-Тани (Катар). В июне 2010 года в Испании объявился катарский шейх Абдулла бен Нассер Аль-Тани, решивший протянуть руку помощи «Малаге», пребывавшей в крайне бедственном положении. Член катарской королевской фамилии купил 96% акций андалусийского клуба за 44 млн евро, причем сюда вошли и долги «Малаги» в размере 8 млн. Поначалу шейх не жалел денег на покупку новых футболистов и приглашение тренеров с именем, но потом, не получив ожидаемой отдачи, довольно быстро охладел к своему проекту. Этому поспособствовали и проблемы со строительством, которое Аль-Тани планировал развернуть в городе, но был вынужден от него отказаться из-за разногласий с местными властями.

Джино Поццо (Италия). На родине семье Поццо, главой которой является 73-летний Джампаоло, принадлежит «Удинезе», в Англии – «Уотфорд», а в Испании его сын Джино владеет «Гранадой». Хозяином андалусийского клуба Поццо-младший стал в июле 2009 года, когда он выступал в Сегунде-В, в обмен всего на 12 миллионов евро. С тех пор управляет он им на расстоянии, решая вопросы экономического характера, а спортивная составляющая отдана на откуп испанцам, которые раньше работали в «Гранаде» и не понаслышке знают положение дел в клубе. В первый же год при новой власти команда пробилась в Сегунду, затем продолжила свое восхождение, и теперь четвертый сезон подряд балансирует на гране вылета в классе сильнейших.

Во втором испанском дивизионе иностранные бизнесмены и компании являются владельцами следующих клубов:

«Мальорка». Немец Утц Клаассен и его жена имеют в своем распоряжении 94,8% акций балеарского клуба, которые обошлись им в 5,6 млн евро.

«Рекреативо». Уругваец Виктор Уго Меса, которому на родине принадлежит клуб «Уондерерс», а в Италии – часть «Пескары», стал собственником 73% акций за 3 миллиона евро.

«Алькоркон». Бельгиец Ролан Дюшатель владеет 86% акций клуба – одного из семи, входящих в его футбольную империю. В Англии это «Чарлтон Атлетик», а на родине – «Стандард».

«Сабадель». Контрольный пакет акций (51%), оцененный при покупке в 2012 году в 2,4 млн евро, принадлежит японской компании E-Plus-U во главе с президентом Кейсуке Сакамото.

В ближайшее время иностранцы могут купить «Жирону» и «Луго». В первом случае в качестве главного покупателя фигурирует Умберто Грондона – сын покойного президента Ассоциации аргентинского футбола Хулио Грондоны, а во втором – 43-летний предприниматель из Люксембурга Херард Лопес, имеющий испанские корни.Автор текста: Андрей СкворцовИсточник: http://footballreview.ru/authors/andrey-skvortsov/233839/