5 мин.

«Даже представить не мог, что судья поставит три пенальти в ворота «МЮ» на «Олд Траффорд»

Отдельный эпизод своей автобиографии Луис Суарес посвятил взаимоотношениям с судьями.

В это сложно поверить, но на самом деле мне нравятся английские судьи и дух фэйр-плей, который я прочувствовал в Англии.

В Уругвае так: если я проиграл матч, я не собираюсь жать тебе руку, не дождешься. В Англии ты должен это сделать, и мне приходилось привыкать к этому, хотя, признаюсь, иной раз после финального свистка последнее, чего мне хотелось, это поздравлять соперника. Мне нужно время, чтобы успокоиться, я просто хочу спокойно вернуться в раздевалку.

Кто-то говорит, что фэйр-плей в Англии – всего лишь показуха. Игроки бьют и оскорбляют друг друга, а после матча жмут руки, но мне это по душе. Игра закончена, вы больше не соперники.

И в центре внимания, конечно же, судьи. Говорят, что футболистам стоит становиться судьями по завершении карьеры, но тут без вариантов: никто лучше игроков не знает, насколько сложная у арбитров работа. Стать судьей? Нет уж, спасибо. Они всегда должны быть в нужном месте, выслушивать оскорбления, принимать верные решения под постоянным давлением. Это очень тяжкий труд. Я могу не забить из отличной позиции, так почему у рефери нет права на ошибку?

Однако стоит им ошибиться, они сразу оказываются в центре скандала.

Многие арбитры принимают решение в зависимости от своего положения и… стадиона, на котором проходит игра. Также есть нарушения, которые они свистят вне штрафной, но никогда – в ее пределах.

Судьи принимают во внимание множество факторов, несмотря на то, что все происходит буквально на автомате: где был фол, кто пострадал. Если тысячи людей кричат, что был пенальти, естественно, это оказывает влияние, такова человеческая натура. К примеру, если бы Самюэль Это’О в матче прошлого сезона нарушил бы на мне правила на «Энфилде», думаю, судья бы поставил пенальти. Сами футболисты тоже понимают, где находятся: бывают матчи, когда ты лучше останешься на ногах, понимая, что пенальти не дождешься. Но это не значит, что оно всегда так. Честно признаюсь, я даже  представить не мог, что судья может поставить три пенальти в ворота «Манчестер Юнайтед» на «Олд Траффорд».

И я полностью был уверен, что нам не поставят тот пенальти за снос Старриджа. Он сам упал. Но это был настолько хороший «нырок», что даже мне показалось, что это пенальти. Увидев тот момент, я подумал: «Пенальти». Но затем я увидел, как негодует Неманья Видич. После этого я уже начал думать, что нарушения там может и не было. Только пересмотрев повтор, я увидел, что Старридж был чуть ли ни в метре от Видича. После игры я спросил Дэниэла:

– Можешь представить, чтобы произошло, если бы на твоем месте оказался я?

Он ответил: «Мне показалось, что он меня коснулся». И расхохотался.

Судьям приходится моментально принимать подобные решения. Вполне естественно, что иногда они ошибаются.

Английские судьи хотя бы признают это. Иногда они признают ошибку прямо по ходу игры, и мне нравится то, что они общаются с игроками. Это значит, что и ты можешь с ними поговорить.

Помню, один наш матч обслуживал Марк Клаттенбург. Во втором тайме он был достаточно молчалив. Он показал мне желтую карточку, я начал спорить. Спустя пять минут, проходя мимо меня, он сказал: «Это чистая желтая, и не говори, что это не так».

– Да, знаю, моя вина.

А когда я отдал голевую передачу, Клаттенбург заявил: «Вот это другое дело, Луис».

Диалог – полезная вещь, немного юмора в общении с судьями не навредит.

В Англии арбитры отличаются от остальных. Они называют тебя по имени. Бывает, что не поставив на тебе штрафной, спустя некоторое время, признав ошибку, они могут сказать тебе об этом. В Англии подобное происходит гораздо чаще, чем где бы то ни было. Друзья в Испании рассказывали мне, что там нельзя разговаривать с судьями, поэтому мне придется привыкать к этому в Ла Лиге.

Английские судьи очень общительны, временами даже чересчур. Иногда перед штрафным ударом он может спросить, кто будет бить, или заявить: «Этому бить не давайте, в последний раз мяч полетел «в молоко».

Общение помогает, причем обоюдно. Когда я начинал играть в «Ливерпуле», мне приходилось обращаться к судьям жестами. Я не понимал, что они мне говорят, а свою точку зрения мог донести, только размахивая перед ними руками. Меня это раздражало. Я размахивал руками, а они воспринимали это, словно я их оскорбляю, хотя этого на самом деле не было (ладно, иногда было). Жестами они просили меня остановиться, после чего доставали желтую карточку. Постепенно изучая английский, я начал находить с ними общий язык и выражать свое мнение.

Английским судьям нравятся скорости игры, ее напряжение. После финального свистка, если ты провел хороший матч, они могут похвалить: «Молодец, сыграл отлично». В глубине души они понимают, что отчасти такова твоя роль: спорить, давить на них, пытаться извлечь выгоду.

Со временем ты узнаешь арбитров и уже знаешь, с кем можно пошутить, а с кем не стоит. Иногда бывает так, что они дружелюбно настроены перед игрой, а по ходу матча замыкаются и не разговаривают. Тем не менее, это не значит, что до и после игры ты не можешь нормально с ними пообщаться.

Как-то арбитр перед матчем заявил мне: «Ты забил, когда в последний раз играл здесь».

Ты, может, уже забыл про тот гол, а он помнит. Это говорит о том, что эти парни тоже болельщики. Ведь в ином случае эта работа была бы для них непосильной.

Тем не менее, в Англии судьи все-таки не так близки к футболистам, как в Южной Америке. Как-то один лайнсмен попросил у меня майку после игры. Тогда ты понимаешь, что это настоящий фанат. В этом нет ничего плохого.

Однажды я сам попросил футболку у арбитра. Через руководство он попросил мою, и я ответил: «Ладно, но пусть в обмен даст свою».

В итоге он мне ничего так и не отправил. Обидно. Я бы с радостью носил судейскую форму на выходных. 

«Чтобы попасть на матч, Софи собралась провести 24 часа за рулем с грудным ребенком на руках. Я спросил: «С ума сошла?»

«В Голландии молодым футболистам папы покупали машины. Я в их возрасте не мог позволить себе кроссовки»

«Ван Бастен не любил меня, потому что я мог побить его бомбардирские рекорды»

Продолжение уже совсем скоро, так что подписываемся, дальше будет еще интереснее.

Фото: Global Look Press/Marc Atkins/Offside Sports Photography