6 мин.

Почему Моуриньо травит собственных болельщиков?

fan

Если что-то происходит один раз – стечение обстоятельств, два раза – неаккуратность, третий раз – это уже что-то другое, это система. Третий раз заставляет задуматься. Даже если на этот вопрос не нет очевидного ответа, его все же нужно задать: почему Жозе Моуриньо травит собственных болельщиков?

Это очень деликатный вопрос, к нему нужно подходить с опаской. Давайте восстановим последовательность: после победы «Челси» над КПР в ноябре, Моуриньо высказывается, что играть на Стэмфорд Бридж – как «играть на пустом стадионе». Кроме того, он высказался, что из всех команд Премьер-Лиги, «Челси» «получает меньше всех домашней поддержки».

Болельщики «Челси» оперативно ответили. На той же неделе, когда команда гостила в Мариборе в рамках группового этапа Лиги Чемпионов, группа из 640 лондонских болельщиков запела песню «Жозе, Жозе, подари нам песню». Отличный ответ, с чувством юмора, достаточно мягкий, содержащий в себе намек на возможность тяжелых последствий. Они как бы говорили: "Жозе, мы тебя любим, но не говори нам, как болеть за наш клуб".

На этом все и закончилось. Длились эти разногласия всего три дня, после которых Моуриньо объявил, что стороны уладили все свои недопонимания, все в прошлом.

Все бы ничего, но на прошлой неделе Моуриньо внезапно вспомнил про это разногласие. После уверенной победы над Суонси в рамках Премьер-Лиги, перед матчем на «Энфилде», португалец признался, что ему «не нравится» песня про известное падение Стивена Джеррарда, которая давно полюбилась болельщикам многих клубов, в том числе и болельщикам «Челси». «Мне кажется, у нас и так много песен, мы можем обойтись и без этой».

Выглядело это достаточно странно. Да, действительно в истории есть случаи, когда тренеры просили своих поклонников перестать петь ту или иную песню, но, как правило, это были песни, содержание которых было особенно жестоко или оскорбительно: обвинение в жестоких преступлениях, напоминание о смерти поклонников или игроков этой команды. Все мы знаем, что Моуриньо высоко ценит и уважает Джеррарда, но это далеко не самая плохая песня из тех, которые поют на стадионах. Она слишком миролюбива, чтобы с ней бороться.

Стоит ли удивляться, что первой же песней в исполнении болельщиков «Челси» на «Энфилде» стала именно она? Вот уже второй раз за сезон болельщики напомнили Моуриньо, что его работа – игроки, не болельщики.

Все это приводит нас к инциденту номер три. Сделав полный круг, мы оказались в том же самом месте, где были в ноябре. После матча против «Ливерпуля» во вторник, Моуриньо повторил свой призыв: «Если на «Стэмфорд Бридж» мы получим хотя бы 25% от тех эмоций, которых «Энфилд» накачивает «Ливерпуль», то сможем победить». Само по себе это высказывание не такое уж и страшное, но, учитывая контекст, это показалось очередным камнем в огород своих болельщиков.

mo

Прежде чем мы будем анализировать случившееся, стоит отметить, что футбол сегодня не так сильно отличается от мыльной оперы: он наполнен враждой и противостояниями, историями про предвзятых судей. Мне он раз за разом он мне напоминает один чудесный вид спорта – реслинг. В результате мы предвзято относимся к тому, что нам говорят. Мы видим в футболе драму, нам кажется, что у каждого игрока есть свой сценарий, каждое слово которого было выверено и очень внимательно отредактировано. Читатель видит в их словах намеки, скрытые смыслы, подтексты. Кстати, стоит отметить, что именно это привело к такому концепту, как «игры разума».

Ну а кто приходит на ум, когда речь заходит об «играх разума»? Конечно же, Моуриньо. Нам кажется, что каждое его слово имеет какую-то особую цель, будто бы есть некто, кто тщательно продумывает каждое его высказывание, его высказывания образуют нерушимую цепочку, чтобы в конце сезона мы ахнули, поняв, что он имел ввиду все это время, заодно стукнув себя по лбу, распознав те сигналы, которые он оставлял позади.

На самом деле, конечно, так не бывает. Да, Моуриньо очень умен, да, он часто использует скрытые смыслы в своих высказываниях, но он не злой гений из какой-нибудь колумбийской теленовеллы. Иногда, как и любой другой человек, Моуриньо несет бред.

Именно так я интерпретировал его высказывания после матча с КПР. Сначала он сделал подобное заявление во время интервью на радио, а потом он вновь его повторил на телевидении. Когда его спросили об этом в третий раз в микст зоне, он резко замолчал. Он ничего не делал. Его спрашивали о том, является ли это проблемой всей Англии, всех клубов, связано ли это с ценой на билеты или с чем-то еще. Он просто стоял и пожимал плечами.

С моей точки зрения, Моуриньо сказал это, чтобы отвлечь внимание общественности от ужасающего качества игры его команды. Конечно, нельзя исключать того, что на стадионе действительно было очень тихо, пожалуй, слишком тихо для такого явления, как дерби.

Сразу после этого матча, памятуя ошибки прошлого, Моуриньо постарался как можно быстрее похоронить эту тему, видимо вспомнив золотое правило: пойдешь против болельщиков – проиграешь. Так почему он это сделал снова? А в третий раз? Моуриньо слишком умен, чтобы наступать на те же грабли дважды, не говоря уж трижды. Сложно в такой ситуации не заподозрить неладное. Может, действительно, он нам пытается что-то сказать?

Одна из возможных причин лежит на поверхности: он прекрасно знал, что, попросив болельщиков не петь песню о Джеррарде, они будут петь ее в три раза громче. Возможно, он пытается запрячь в упряжку своих болельщиков, используя их неповиновение, чтобы добавить шума на «Стэмфорд Бридж». (хотя плохая атмосфера – проблема не только «Челси», но и всей лиги)

Может быть все немного сложнее: возможно, он хотел подчеркнуть приверженность Джеррарда своей команде, вернув должок Фрэнку Лэмпарду. Ради этого он даже готов был пойти на конфликт с собственными болельщиками.

А может Моуриньо просто не любит тишину (лично я склоняюсь к этому варианту). Не в том смысле, что на стадионе тихо, нет. Моуриньо не любит тишину внутри клуба. Люди, связанные с клубом, говорят, что давно не помнят, когда в последний раз в клубе все было так спокойно. Все движутся в одном направлении, работают на достижение одной цели. Впервые за долгие годы – гармония.

Моуриньо просто не может выжить в таких условиях. Он начеку, он боеспособен, когда ему нужно воевать. Раньше, у него было достаточно соперников – Арсен Венгер, Рафа Бенитес, он настроил весь Мадрид против себя во время его работы в Реале.

С «Интером» все было немного по-другому. У него не было достаточного количества сильных соперников, поэтому он сам искал повод для вражды: все мы помним его конфликт с «Катанией». Это явно поведение человека, жаждущего драки.

Теперь он в «Челси» и история повторяется. С кем ему враждовать? Он дружит с Луи ван Галом, давно знаком с Бренданом Роджерсом, из старых соперников остался только Арсен Венгер, но он уже давно не тот; остается лишь Мануэль Пеллегрини, человек, который ни в какую не желает идти на конфликт.

Но мы знаем, что Моуриньо жизненно важно оставаться в режиме столкновения: так он держит себя в тонусе. Прямо сейчас он не может найти достойного соперника, поэтому он начинает создавать напряжение в среде собственных фанатов. Он все прекрасно понимает, накалять обстановку слишком сильно ему не нужно; поэтому он ее подогревает как раз на столько, чтобы быть в форме.

В этом весь Моуриньо. Он не только любит быть одним из главных героев мыльной оперы, но еще и сценаристом.

sd

Rory smith, ESPN

Досье: Рори Смит, журналист, пишет статьи для The Times. Ранее писал для Daily Telegraph и Independant.

 

Подписываемся, здесь будет еще много нового!