«Мы тренировались под звуки выстрелов, а потом над полем завис военный вертолет». Что такое футбол в Африке
Владислав Воронин на основе биографии защитника сборной ДРК Габриэля Закуани составляет гид по африканскому футболу: бедность, рэп, танцы и серьезная опасность.
Инфраструктура
Семья Габриэля Закуани уехала в Англию еще в 1994-м, когда его родная страна называлась Заиром, а не Конго. Вскоре там началась война, поэтому свой первый дом Закуани не видел 10 лет, до первого вызова в сборную. «Трудно представить, как мне повезло, что я вырос в Великобритании. Понимаешь это, когда видишь, как вся страна живет в бедности. Как только вы выходите из самолета – видите много нищих, очевидно, что люди борются, чтобы выжить.
Тут уж не до футбола. Это касается и глобального развития спорта, и даже мелочей. Например, я знаю, что перед отъездом в сборную надо захватить эластичный бинт из клуба. Просто потому, что в сборной такого нет. Но это не проблема, если ты действительно ценишь корни и знаешь, откуда твоя семья. Правда, у многих конголезцев двойное гражданство, и некоторых надо уговаривать играть за родную сборную, а не за ту же Бельгию, где есть более комфортные условия».
Рэп
После переезда в Лондон Закуани связался с уличной культурой. В 2003 году он считался одним из главных молодых футболистов восточного Лондона и поэтому был приглашен на запись местной версии популярного кулинарного шоу Ready, Steady, Cook, которое выходило на BBC. Вместе с ним на запись позвали рэпера Диззи Раскала – он тогда получил премию Mercury Prize за лучший альбом года. Дружба с музыкантом не прошла бесследно: однажды поздно вечером Диззи Раскал позвонил Закуани и позвал его на съемки клипа. Вот что вышло в итоге.
Выстрелы во время тренировки
Правда, африканский футбол – это не только дерзкая музыка улиц и песок вместо газона, но еще и дикий антураж.
«Когда мы приехали на матч в Ливию, то в отеле первым делом увидели металлоискатель и табличку «Оружие запрещено». Мы все фотографировали этот знак, потому что просто не могли поверить, что все это правда. А потом на тренировке мы все поняли... Мы тренировались под звуки выстрелов, были слышны настоящие автоматные очереди. Мы тренировались будто в зоне военных действий.
А уже во время матча прямо над стадионом завис военный вертолет. Очень низко завис! После свистка нас даже попросили остаться в центральном круге, пока стадион не освободится – якобы так безопаснее. Выезд в Ливию был просто чумовым».
Раскачивание автобуса
«В Малави случилось еще кое-что неприятное. Фанаты соперников собрались около стадиона и начали раскачивать наш автобус, когда мы были внутри. Это уже норма для всех. Когда я был младше, то был просто в шоке от всего этого и думал, что больше не могу подвергать себя такой опасности. Но опытные партнеры сказали, что для Африки это обычное дело. Фанаты здесь очень страстные, хотят, чтобы их команда победила, поэтому готовы идти вообще на все, чтобы это случилось».
Что такое футбол для Конго
«В дни матчей сборной тут все сходят с ума. Если победим – будет праздник, общенациональная вечеринка до следующего матча. Проиграем – трагедия. На тренировки спокойно могут приходить по 40 тысяч человек, они поют, танцуют, кричат. После занятия они могут прорываться на поле, чтобы сделать фотки для фэйсбука. Серьезно, нам выделяют полицейское и военное сопровождение, чтобы мы могли куда-то выехать. Так что у нас сразу понимаешь, что такое сборная».
Вечеринки в автобусе перед матчами
«Когда едем на матч, в автобусе все поют и танцуют. Это просто невероятно. В Англии все сидят в наушниках, заняты собственными предматчевыми ритуалами. В сборной Конго все превращается в праздник: танцуют и тренеры, и даже люди, которые наливают нам чай. Автобус в такие моменты просто трясет. Если фанаты видят нас с улицы, то просто не понимают, что происходит внутри. Это выглядит как настоящая вечеринка».
Настоящая вечеринка в самолете
Чистое безумие конголезцы смогли устроить даже в воздухе. В ноябре они выиграли свой матч квалификации, но не знали, попали ли в итоге на Кубок Африки – нужно было дождаться результатов других игр.
«Мы летели в Бельгию, и Юссуф Мулумбу из «Вест Бромвича» попросил стюардессу зайти к пилоту, чтобы тот связался с землей и передал нам результаты. Нам все сообщили, и это было счастье: мы на Кубке Африки! Все в самолете кричали и радовались. Открыли шампанское! Полет длился 9 часов, столько же заняло и празднование».
Разговоры во время матчей
Как-то «Питерборо» Закуани играл в третьем английском дивизионе против «Плимута». Уже на первых минутах форвард Янник Болази от нечего делать начал с ним болтать. «Он сказал: «Я был у тебя дома, когда ты был мелким. Я подумал: «Блин, это прикол?» Но мы играли друг против друга весь матч, и он продолжил говорить о доме, где я вырос, вспомнил моих братьев и сестер, назвал их по именам. После матча я поговорил с родителями, и оказалось, что семья Болази правда у нас была. С тех пор мы с Болази близко общаемся».
Бонус. Как можно называть детей
Закуани назвал сына Тренди – отчасти из-за своей любви к твиттеру, отчасти из-за связи жены с модной индустрией.
Дочку Габриэль назвал Крю-Алексис. «Я жил рядом с командой «Крю Александра», и моей жене нравится, как это звучит. Кроме того, я большой поклонник Алексиса Санчеса, так что все идеально».
Сестер Тренди и Кру-Алексис тоже зовут необычно – Дестини (в переводе «судьба») и Хэвен («небеса»).
Новый матч сборной ДРК на Кубке Африки пройдет сегодня в 22.00 по московскому времени.
При написании материала были использованы материалы Daily Mail, The Guardian, BBC, радиостанции 6 Towers.
Фото: REUTERS/Feisal Omar; Fotobank/Getty Images/Tony Marshall
А затем фанаты соперников собрались на базе клуба и начали рассказывать мне, что не надо ходить и улыбаться после проигранных матчей.. Ну, это уже норма для всех. Когда я был младше, то был просто в шоке от всего этого и думал, что больше не могу подвергать себя такой опасности. Но опытные партнеры сказали, что для Динамо это обычное дело. Фанаты здесь очень страстные, хотят, чтобы их команда победила, и готовы идти вообще на все, чтобы это случилось».