Российские конкистадоры: герои Испании от Карпина до Черышева
Успехи Дениса Черышева напомнили времена, когда российские легионеры – Мостовой, Карпин, Хохлов и другие – блистали в чемпионате Испании.
Дмитрий Попов: «Расинг», «Компостела», «Толедо» (1993-2000).
В «Спартаке» Дмитрий Попов начинал как нападающий, но гораздо ярче раскрылся как фланговый игрок – налево его перевёл Олег Романцев. После распада СССР в смутные для страны и футбола дни Попов, как и многие, отправился искать счастья в сильный европейский чемпионат. «Расинг» в ту пору был вполне конкурентоспособной командой. Мог бы Дмитрий и на большее рассчитывать, но сезон перед отъездом был скомкан из-за перелома ноги. Попов быстро стал одним из лидеров сантандерского клуба. После Евро-96 мог бы пойти на повышение, но новая тяжёлая травма колена оставила его за бортом турнира. А уже в июле Попов оказался в «Компостеле», хотя мог составить компанию Мостовому в «Сельте». Там Дмитрий отыграл ещё три года на вполне приличном уровне, но пик карьеры был уже позади. После короткого вояжа в Израиль Попов завершил карьеру в испанском «Толедо».
Дмитрий Радченко: «Расинг», «Депортиво», «Райо Валекано», «Мерида», «Компостела» (1993-99).
Перебрался в Сантандер вместе с Поповым, забивая за «Спартак» «Реалу» и «Барсе», наколотил за два сезона 21 гол и вообще довольно легко вписался в испанский футбольный стиль. После этих успехов с «Расингом» «Депортиво», ведший в ту пору борьбу за высшие места, заплатил за него в два раза больше, чем в своё время получил «Спартак». Однако конкуренции в Ла-Корунье Радченко не выдержал. Он был в тени Бебето, но и за место второго форварда конкуренцию чаще проигрывал. Последовали аренды в борющиеся за выживание «Райо» и «Мериду», где Дмитрий тоже не блистал, оставаясь игроком замены. Последняя аренда в клуб второго дивизиона, где он снова встретился с Поповым, радости тоже не принесла. Съездив в Японию и Хорватию, Радченко вернулся в Испании, где доигрывал в безвестных командах низших лиг.
Виктор Онопко: «Овьедо», «Райо Валекано» (1995-2003).
В первой половине 1990-х считался сильнейшим российским защитником, собрал несколько призов и после очередной удачной еврокубковой кампании «Спартака» едва не уехал в чемпионский «Атлетико». Но тот переход сорвался, и в итоге Онопко стал самой дорогой и громкой покупкой скромного «Овьедо». Там он сразу стал основным, а после дослужился и до капитана. Но амбиции клуба не могли радовать: вечная борьба за выживание. В конце 1990-х обострились финансовые проблемы «Овьедо», россиянину перестали платить зарплату, а команда опустилась в Сегунду. Онопко был отдал в аренду «Райо Валекано», но и в его составе оказался во втором дивизионе, не сумев помешать вылету столичного клуба. Так завершилась испанская карьера бессменного защитника сборной России. Для «Овьедо» он стал одной из клубных легенд.
Игорь Корнеев: «Эспаньол», «Барселона» (1991-95).
Корнеев – единственный из российских легионеров в Испании, добравшийся до клуба первой величины. Причём при забавных обстоятельствах. Два сезона Корнеев прилагал все усилия, чтобы «Эспаньол» не вылетел. Однако второй каталонский клуб всё же отправился на понижение. На место Хавьера Клементе пришёл Камачо, который начал «зачистку». Под репрессии попали и российские легионеры, коих к тому моменту было уже четверо. Так Корнеев стал свободным агентом. А потом случайно встретил в одном из ресторанов Барселоны помощника Йохана Круиффа Тони Брюинса, который признался, что сине-гранатовые следили за ним и охотно подпишут бесплатного игрока. Основное игровое время Корнеев проводил в команде B, забивая там постоянно и много. Но и в основном составе мелькал регулярно, несмотря на конкуренцию с Хаджи и сыном Круиффа Хорди. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы «Барселона» продлила годовой контракт с Корнеевым, и он перебрался в Голландию.
Игорь Ледяхов: «Спортинг», «Эйбар» (1994-2003).
«Спортинг» в 1990-е был одной из самых «русских» команд в Европе. Вот и Игорь Ледяхов пришёлся в Хихоне ко двору. Полузащитник стал одним из тех, на ком держалась команда, благодаря кому оставалась в высшей лиге. Но спустя пару лет дела в «Спортинге» окончательно испортились и клуб вылетел. Ледяхов отправился на полгода в Японию, показал там непривычную для себя высокую результативность и надеялся устроиться в команде Примеры. Но предложений не поступило, и пришлось с хихонцами бороться за выживание уже и в Сегунде. Завершающим аккордом испанской карьеры стал сезон в «Эйбаре».
Александр Мостовой: «Сельта», «Алавес» (1996-2005).
«Царь, очень приятно», — так Мостовой мог представляться в Испании. В Виго он оказался отчасти случайно. После ударной игры за «Страсбур» на него претендовали и клубы другого калибра, но владельцы французской команды задирали цену, и в итоге Александр захотел уже просто уйти. «Сельта» была не его уровня, боролась за выживание, но буквально за пару лет, особенно с приходом тренера Ируреты и сильных партнёров – Карпина, Макелеле, начался подъём «Сельты»: подножки лидерам, дебют в еврокубках, финал Кубка, борьба за чемпионство и кульминация – выход в Лигу чемпионов. Мостовой был главным архитектором этих побед. Превосходный диспетчер, забивной, мастер стандартов. «Реалу» и «Барселоне» он забивал регулярно и по итогам своей карьеры в «Сельте» стал вторым бомбардиром в клубной истории. Увы, развязка истории получилась не такой красивой. Игру на два фронта команда из Виго не потянула, вылетев в Сегунду, с Мостовым никак не могли рассчитаться по зарплате и премиальным. В итоге пути клуба и полузащитника, которому было уже 35 лет, разошлись. Но и по сей день в Виго Мостового узнает каждый – он там легенда.
Валерий Карпин: «Реал Сосьедад», «Валенсия», «Сельта» (1994-2005).
Джон Тошак настойчиво звал Карпина в Сан-Себастьян, и полузащитник «Спартака» согласился, хотя сам больше рассчитывал на предложения из Германии или Англии. Но в Испании Валерий Георгиевич освоился быстро, заговорил на местном языке, полюбился болельщикам. Особенно на второй год, когда он просто блистал в скромном «Сосьедаде», играя то справа, то под нападающим, забивая, отдавая. 13 голов за сезон! «Валенсия» заплатила за него очень большие по тем меркам деньги, но у вице-чемпионов сезоне не задался. «Летучие мыши» пролетели мимо еврокубков, Карпин не стал лидером, и ради экономии его отдали «Сельте». Там он воссоединился со знакомым по «Сосьедаду» тренером Ируретой и Мостовым, и дела пошли в гору. Карпин снова был в центре внимания фанатов и прессы, играл результативно и полезно. В 33 года он вернулся в Сан-Себастьян и до завершения карьеры был востребован и любим. Всего провёл в испанском чемпионате 384 матча – впечатляющий результат даже для доморощенных игроков. Не хватило только завоевания трофея. Сейчас Валерий Георгиевич пробует покорить Испанию уже как тренер.
Дмитрий Хохлов: «Реал Сосьедад» (1999-2003).
В январе 2000 года «Реал Сосьедад» выложил за полузащитника ПСВ рекордные для клуба $ 4,8 млн, и Дмитрий ожидания оправдал. Все годы, проведённые в Сан-Себастьяне, он был одним из столпов команды. На каких только позициях его не использовали! Но светлая голова, отличные передачи и большая работоспособность позволяли успешно действовать и на краю, и в центре, и в атаке, и в обороне. Так что на родину в Россию Хохлова отпускали неохотно.
Владимир Бесчастных: «Расинг» (1996-2001).
Один из тех, у кого «творческий» период испанской карьеры получился совсем короткий. Глядя на результативность Бесчастных в сборной, казалось, что он промахнулся с клубом. Первые два года в «Расинге» он провел на одном дыхании — был полезен, забивал по 10 мячей за сезон. Потом испортились отношения с руководством и тренером, на поле он оказался в тени Сальвы и быстро оказался списан. Кончилось скандалом: на вторую часть сезона-2000/01 его просто не заявили, усложнив ситуацию с дальнейшим трудоустройством.
Дмитрий Черышев: «Спортинг», «Бургос» (1995-2002).
Став в 1996 году одним из лучших бомбардиров чемпионата, зимой Черышев переехал в Хихон, в компанию к Ледяхову и ненадолго «заскочившему» на Пиренеи Никифорову. Дмитрий начал забивать довольно быстро, но на результативность лучшего российского сезона не вышел. Через пару лет «Спортинг» опустился в Сегунду, и Черышев остался верен клубу, забивая там уже больше и помогая хихонцам сохранять веру в будущее. По истечении контракта отыграл сезон в ещё одном клубе второго дивизиона «Бургосе», а на гвоздь бутсы повесил в совсем уж скромном «Аранхуэсе». Воспитывал сына Дениса, вместе с ним перебрался в Мадрид, где работал детским тренером. Черышев-младший подрос, и старший вернулся в Россию строить тренерскую карьеру на родине. Денис Черышев после взросления во второй команде «Реала» и эпизодического появления в основном составе отправился искать постоянную игровую практику. В «Севилье» его мучили травмы и не хватало доверия, зато в лице «Вильярреала» он свою команду нашёл. Скоростная, атакующая, симпатичная – то, что нужно. Здесь Черышев как рыба в воде – забивает, но больше отдаёт, борясь за титул лучшего ассистента чемпионата. Дай бог продолжать в том же духе и напомнить Испании о временах, когда российские легионеры здесь пользовались большим уважением и любовью.