«Игроки и агенты в нынешней ситуации не должны драться за каждую копейку»
На первых сборах команд Премьер-лиги, я думаю, помимо обычных тренировочных задач, перед игроками, тренерами и руководителями встанет и обсуждение темы известного меморандума клубов, которые в нынешней финансовой ситуации хотели бы найти разумный компромисс в вопросе выплаты зарплат. У каждого клуба, конечно, своя финансовая история, но нынешний кризис в любом случае затронет всех. Бюджет команды не резиновый, а сейчас при нынешнем курсе валют, рублевая масса, которая по контракту полагается любому футболисту, автоматически увеличивается в полтора-два раза. Такую нагрузку выдержит редкая команда.
Клубы тоже понимают, что они не должны рубить с плеча и не предлагают установить курс, по которому за доллар придется начислить, скажем, только 20 рублей. Они говорят о некоей средней величине. От тех цифр, которые были на момент заключения контракта, до тех, которые существуют на сегодня. Доллар – 45 рублей, евро – 55. На мой взгляд, цифры хорошие. Они уже выше тех, что изначально значились в контракте. Потому что многие контракты подписывались еще тогда, когда тот же доллар, допустим, стоил где-то в районе 30 рублей.
Кстати, читая сейчас на сайте многие комментарии болельщиков, я вижу, что не все правильно понимают схему начисления зарплат. Так вот, сам контракт подписывается в евро или долларах, то есть в иностранной валюте. Рубль иностранцев, понятное дело, не интересует. Игроки тоже постоянно делают финансовый мониторинг, смотрят курс евро к доллару, размышляют, в чем выгоднее подписать контракт. Причем, существует два вида контрактов. Один предусматривает фиксированную величину рубля по отношению к валютам. Допустим, контракт заключается 1 мая на такой-то срок, в евро, когда, например, 1 евро стоит 40 рублей. Либо сумма на счет игрока переводится по курсу ЦБ на день начисления средств. Сама зарплата начисляется в рублях. Получает футболист 100 тысяч евро, по фиксированному курсу эту сумму надо умножить на 40 и в итоге новая сумма в рублях – 4 миллиона падает ему на карточку.
После зачисления этой суммы, игрок вправе сказать в банке, где он держит свой счет, чтобы банк конвертировал ему определенную сумму в евро или доллары на какой-то иной счет в другом банке. Так делают практически все иностранцы, поскольку отвозить домой или отсылать какую-то сумму в свою страну, конечно, надо в валюте. Конвертация идет в зависимости от курса валют, установленного банком, куда пришла рублевая зарплата.
Найдут ли клубы и игроки взаимопонимание в вопросе пересмотра фактического контрактов? Я думаю так. Если футболисты действительно осознают всю серьезность нынешней финансовой ситуации, если они задумываются не только о своем будущем, но и о будущем клуба, то они конечно пойдут на это. Но я не исключаю и того, кто будет просто тупо стоять на своем, поскольку их интересует только известная по контракту сумма в валюте. Мне, мол, положено, 100 тысяч евро, вот и переведите такую сумму в рублях, чтобы она сегодня равнялась этим 100 тысячам. То есть, допускаю, что кто-то в команде согласится с меморандумом, а кто-то нет. Что тогда? Придется решать эту проблему вместе с руководством. Не думаю, что все эти переговоры пройдут легко, потому что помимо игроков существуют еще и их агенты. И вот здесь очень важно клубам все правильно преподнести и доходчиво рассказать футболистам и агентам, что грозит командам в случае продолжения выплат зарплат по новому курсу рубля, когда бюджеты искусственно взлетели чуть ли не в два раза. Что выдержать такую нагрузку нереально. Особенно бюджетным клубам.
Существует у болельщиков, кстати, и такое непонимание. Читаю на сайте: что беспокоиться «Спартаку», который за нефть «Лукойла» получает в валюте? Пусть, мол, эту валюту клуб автоматически и переводит на зарплату. Да в том-то и дело, что проблемы «Спартака» такие же, как и у других. За нефть получает «Лукойл», который спонсирует команду всего лишь частично. В то время как весь груз финансовой ответственности несет лично владелец клуба Леонид Федун. И это уже его частные средства. Контракт с «Лукойлом», который является титульным спонсором, покрывает лишь определенную часть бюджета.
Ну, и в заключение своих рассуждений, я хочу привести пару примеров. Первый касается Дениса Черышева. Его насколько известно, приглашали к себе многие лучшие российские клубы, в том числе и такие, как «Зенит», которые могли бы ему дать несравнимые с «Вильярреалем» деньги. Но он не идет сюда, потому что получает удовольствие от игры: забивает, отдает… Для него это на сегодняшний день главное.
Другой пример. Помню, в какую ситуацию попали в свое время игроки «Боруссии» из Дортмунда. Выиграв самые серьезные титулы у себя в стране и за рубежом, в том числе и Лигу чемпионов, футболисты клуба получали очень приличные на то время деньги, а бюджет клуба измерялся весьма большими суммами. Но через какое-то время стало понятно, что главный спонсор уже не сможет нести на себе такую ношу, а потому было принято решение о сокращении зарплат. В «Боруссии» провели собрание, на котором футболистам популярно объяснили, что надо ужаться на 20-30 процентов. В принципе игроки это решение приняли, команда продолжала выступать. А вот когда у футболистов стали заканчиваться их дорогостоящие контракты, уже каждый из них мог принять самостоятельное решение: то ли оставаться в клубе на меньших деньгах, то ли уходить. Но главное было сделано: игроки вместе с их агентами правильно поняли возникшие затруднения у спонсоров, и пошли на сокращение своих доходов. В ином случае серьезные проблемы могли начаться даже у столь титулованного клуба.
Так что, уверен: сейчас нашим футболистам надо будет не упираться, не драться за каждую копейку, а взвесить все за и против, поскольку на кону стоит будущее и их самих, и тех клубов, за которые они выступают.
Игрокам конечно не стоит упираться за каждую копейку, разумнее публично сказать что-то типа «я сосредоточен» на футболе, при этом поставил задачу своему агенту драться за эту самую копейку до последней капли крови.