6 мин.

Станислав Черчесов: «Скромность украшает человека. Мужчинам же украшения ни к чему»

Подходил к своему завершению очередной рабочий день для многих москвичей. На пути к уже полюбившейся за последние пару месяцев редакции «Спорт-Экспресс» навстречу мне тянулись толпы уставших, вечно куда-то бегущих людей. На проезжей части, как, впрочем, и всегда в это время – солидная пробка. «Ха! Абсолютно ничего не меняется изо дня в день!» – подумал я. Снова не успел на зеленый сигнал светофора, теперь придется ждать несколько минут… С такими каждодневными мыслями в голове я и не заметил, как достаточно быстро дошел до редакции. Впрочем, опять же, подобная скорость была далеко не впервые.

Тем не менее, при всей своей обыкновенности сегодняшний вечер – особенный. В это же самое время – вечерний час-пик буднего дня, в этой самой пробке стоял Станислав Черчесов. Главный тренер московского «Динамо», дав предварительное согласие на посещение нашей Школы спортивной журналистики, немного задерживался. Конечно же, я помнил о предстоящей встрече, но старался особо не зацикливаться на ней. Даже сейчас, спустя всего-то несколько часов, работая над этим текстом, не могу полностью осознать всего произошедшего.

 

Вечерняя Москва

Я открыл дверь с табличкой «Редакция Спорт-Экспресс» на третьем этаже здания и сразу же приметил оживленность и, в то же время, некоторую обеспокоенность среди сотрудников. Последнее быстро передалось и мне, ведь до этого наши занятия не снимали на видео, фотографов также не было. Одно только присутствие видеокамеры и фотоаппарата заставило меня вмиг сосредоточиться. Конечно, далеко не каждый день в редакцию, пусть и такую уважаемую, как «Спорт-Экспресс», приходят птицы высокого спортивного полета. Чаще всего журналисты сами охотятся на них где-нибудь в подтрибунных помещениях столичных стадионов. Но кто все-таки удостаивает своим присутствием журналистов «СЭ», очень быстро оказывается в рамках огромных фотографий, висящих на стенах зала пресс-конференций. Визит Станислава Саламовича – как раз один из таких редких моментов, поэтому и подготовка соответствует. 

 

* * *

 

Говорят, минуты ожидания – самые длинные в жизни человека. С этим можно только согласиться. Те десять минут, что мы провели, готовясь к визиту главного тренера «Динамо», показались мне настоящим испытанием. Поражение «бело-голубых» в матче с казанцами накануне давало веский повод думать о каком-либо незапланированном командном собрании и, соответственно, невозможности гостя посетить занятие. Все опасения разбились об очень высокий уровень ответственности Черчесова, который не позволил ему забыть про нас. Все разговоры стихли, когда главный герой вошел в зал. Первое, что мне бросилось в глаза – это его одежда. Многие футбольные болельщики привыкли видеть Саламыча по телевизору в его любимых костюмах, а тут уже с самого начала повседневная кофта с джинсами выдавали в нем готовность к непринужденной беседе без лишнего официоза. С чашечкой горячего кофе в руке, который он был совсем не прочь выпить, начал выдавать нам пачками истории, которых не прочитаешь в официальных интервью.

 

Станислав Черчесов И Игорь Рабинер

Так, Станислав Саламович рассказал, как, будучи еще профессиональным футболистом, передал подарок-посылку тогдашней звезде «Наполи» Диего Марадоне, где лежал национальный алкогольный напиток осетин – арака. Черчесов отшутился, сказав, что с этого момента начался закат карьеры великого футболиста, пристрастившегося к подобным делам. Чувство юмора гостя, однако, не помешало ему считаться среди одноклубников самым серьезным напарником по команде. Представляется, что все дело в амплуа игрока на поле: Черчесов защищал ворота команд, за которые играл. А, как известно, на последнем рубеже обороны крайне редко находится место байкам и шуткам. Эта серьезность, пронесенная вратарем сквозь года, здорово помогает Саламовичу в тренерской деятельности. Он рассказал нам об истории приключившейся в сауне одной из турецких гостиниц. Находившиеся в одном помещении игроки и персонал двух команд сразу же сменили улыбки до ушей на каменные лица, как только Черчесов зашел к ним.        

Человек, вне всякого сомнения, с огромным внутренним стержнем, без которого вообще трудно чего-либо добиться в этой жизни, оказался еще и с немалым запасом актерского мастерства. Фотограф с оператором только и знали, как с различных ракурсов запечатлевать эмоции и экспрессию главного тренера. Запланированная беседа на один час в итоге растянулась на целых три, а то и больше. За все время два телефона Черчесова приняли несколько входящих звонков, на каждый из которых наш гость ответил на разных языках: были продемонстрированы познания в родном для Станислава Саламовича осетинском, а также английском и немецком. И некоторые еще после этого утверждают, что люди спорта не склонны к образованию и получению знаний! Невероятная уверенность героя сквозила в каждом слове, каждом его ответе. Вот лишь одно из многочисленных высказываний главного тренера: «Скромность украшает человека. Мужчинам же украшения ни к чему».

 

Предельно ясно герой встречи дал понять свое отношение к сложившейся ситуации вокруг Касильяса в составе «сливочных»: «В прошлом сезоне «Реал Мадрид» с Лопезом в воротах не победил ни в одном соревновании. Кубок Лиги Чемпионов команда завоевала с Икером в стартовом составе, пусть и допустившим ляп в финале. «Реал» взял кубок потому, что ворота защищал настоящий чемпион». Также Черчесов добавил, что одна из самых важных обязанностей главного тренера в команде – это взращивание бойцов по духу: «Группа крови у футболиста должна быть подходящая».

 

* * *

 

Разделяемое многими мнение о том, что человек в телевизоре и реальной жизни представляет собой одно и то же – одинаковые повадки, манера речи – не выдержало никакой критики на нашей встрече с наставником «бело-голубых». Какая-то искусственная аура, созданная журналистами вокруг Черчесова, будто бы предупреждала: вот с ним (да-да, вы не ошиблись, именно с ним!) надо быть максимально деликатным и обходительным. Будто бы Станислав Саламович бывает в гневе, и гнев его возрастает стократно после проигрыша команды в последнем туре! Скорее всего, так оно и есть на послематчевых пресс-конференциях с толпами пестрящих вокруг да около журналистов, да вот только в этот раз никакого давления на собственную шкуру я не испытал. Конечно, все дело в непринужденной и разряженной обстановке, царившей в «Спорт-Экспрессе». Быть может, и не только в ней.

Сегодня мы, дебютанты спортивной журналистики, чуть ближе узнали Станислава Черчесова – нет, не того, что вы видели на экране. Черчесова – доброжелательного, открытого, на «одну десятую доли лукавого». Ну а куда же без последнего одному из самых авторитетных наставников в отечественном футболе? После его ухода, как это часто бывает в подобных ситуациях, внутри меня возникла некоторая опустошенность. Хочется надеяться, что это не последняя встреча с Саламычем. А до следующего раза надо бы успеть повесить фотографию главного тренера в зале для пресс-конференций. Место найдется. Я знаю. Измерял.

Совместное фото на память