6 мин.

Лимит по-соседски. Мовсисян уже не легионер?

Министр спорта России Виталий Мутко заявил, что его ведомство в будущем рассмотрит вопрос об отмене статуса легионеров для футболистов из стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Членами этого образования являются, напомним, Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения, а с 29 мая к нему должна присоединиться Киргизия.

Логично! Если в Европейском союзе давно сняты все ограничения для футбольной миграции граждан из государств – членов сообщества, то почему они существуют в ЕАЭС, который стал действовать с начала нового года? Ведь в нем провозглашены те же базовые принципы "четырех свобод": свобода торговли товарами и услугами, а также свобода передвижения капиталов и трудовых ресурсов.

Кстати, эти принципы действовали и на предыдущем этапе интеграции, когда с начала 2012 года вступили в силу 17 базовых соглашений, формирующих Единое экономическое пространство.

Одно из них, подписанных Россией, Белоруссией и Казахстаном, конкретно предусматривает снятие ограничений в части допуска граждан на рынок труда, отмену квотирования и обязательных разрешений на работу трудовым мигрантам, более либеральный порядок миграционного учета.

В Белоруссии в начале 2013 года внесли поправку в регламент национального футбольного чемпионата, в соответствии с которой россияне и казахстанцы больше не считались легионерами. Понятно, что это была декларативная политическая мера, призванная скорее побудить Россию последовать примеру. Но через год исполком федерации футбола соседней страны льготу отменил, поскольку инициативу не подхватили. Более того, начиная с сезона-2013/14 иностранцами в нашем чемпионате стали считать владельцев российских паспортов, заигранных за сборные других государств, и эта мера ударила по целой группе белорусских футболистов.

Весной 2013 года защитник сборной Белоруссии и "Краснодара" Александр Мартынович подал судебный иск к РФС, замахнувшись на лимит для иностранцев в целом, который, по его мнению, ущемлял его право на труд. Возможно, кто-то и надоумил футболиста затеять тяжбу, хотя "Краснодар", например, утверждал, что игрок сделал это по собственной инициативе.

В конце августа того же года истец свой иск отозвал, и Хамовнический суд Москвы прекратил производство по делу. Но остался вопрос: футболист сам пришел к выводу о бесперспективности затеи или ему настоятельно посоветовали не становиться "новым Босманом"? Ведь разбирательство грозило вылиться в скандал.

Де-факто в России немало лиц с двойным гражданством. Иначе зачем было принимать летом прошлого года закон об обязательном уведомлении властей о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве? Де-юре же двойного гражданства нет. Чтобы получить российский паспорт, иностранец должен официально написать отказ от прежнего "подданства". Тем не менее целый ряд футболистов, прежде всего белорусов и молдаван, становились россиянами и не подпадали под лимит на легионеров, хотя спокойно продолжали выступать за сборные тех стран, от которых они как бы отказались, и соответственно предъявляли перед матчами их паспорта.

При всей двусмысленности картины можно было только посочувствовать спортсменам, оказавшимся между молотом и наковальней, обязательствами перед родиной и желанием играть на международном уровне, с одной стороны, и их положением в клубах, а также, не исключено, искренним стремлением связать дальнейшую судьбу с Россией, с другой.

Мартынович подошел к вопросу глобально, как и многие клубы сегодня, – и сошел с "пробега", решив не связываться. Между тем если бы он упирал на особые отношения стран – членов Таможенного союза, сформировавших Единое экономическое пространство, и добивался бы отмены легионерского статуса только для белорусов и неких теоретических казахстанцев, то, на мой взгляд, имел бы куда больше шансов на успех, о чем я и писал 1 августа 2013 года в статье "Белорусский Босман".

Хотя в мае прошлого года министр Мутко, к которому обратился с открытым письмом агент Валерий Исаев, представлявший интересы некоторых белорусских игроков, заявил "Известиям" буквально следующее:

– Вопрос о белорусских футболистах рассматривать не планируем. Они продолжат оставаться легионерами, как и все остальные люди, которые не могут играть за сборную России. Команда Белоруссии – наш конкурент на международной арене.

Основанием для отказа белорусам, несмотря на существование "союзного государства" и Единого экономического пространства, был регламент, принятый РФС. Дескать, при чем тут государственные отношения? Это же все специфические футбольные дела.

Однако в ближайшей перспективе вопрос переносится в плоскость государства. Ведь разрабатывается закон, который, по словам Мутко, наделит Минспорта полномочиями "своим приказом устанавливать для каждого вида спорта предельные лимиты по количеству и качеству спортсменов и тренеров".

– После выхода закона соберу еще раз все федерации, дам директиву: в течение такого-то времени просим представить предложения. Проведем консультации, попробуем убедить. Нет – примем решение, обязательное к исполнению. И никакое это не вмешательство в чью-то деятельность. Это закон. За-кон! Подобные вопросы решаются в соответствии с национальным законодательством. В противном случае УЕФА давно опротестовал бы многие решения Евросоюза – снявшие, например, все ограничения с футбольной миграции между его странами. Но они почему-то выполняют их законы! И здесь будет так же, – заявил министр спорта в предновогоднем интервью "СЭ".

При всех благих намерениях возникают, откровенно говоря, сомнения. В ЕС просто распространили на спорт принцип свободного передвижения трудовых ресурсов, что вскоре, возможно, произойдет и на части постсоветской территории. Но на Западе ни правительства, ни надгосударственные структуры не устанавливают каких-либо количественных ограничений для спортсменов из-за пределов сообщества. Это прерогатива спортивных федераций.

Кстати, почему бы "в национальных интересах" не принять еще и закон, разрешающий Минспорта определять – в случае необходимости – составы выходящих на поле клубных футбольных команд? На том основании, что у сборной не хватает квалифицированных игроков того или иного амплуа (допустим, центральных защитников) и надо, чтобы именно на каких-то конкретных позициях получали практику россияне.

Впрочем, оставим анализ юристам, которые должны всякие сомнения развеять, и вернемся к более узкому вопросу о футболистах из стран – членов ЕАЭС.

Из слов Мутко, которые привел ТАСС, явствует, что вопрос о пересмотре их статуса "не ключевой", так как касается немногих, и решать его "мы (очевидно, министерство. – Прим. "СЭ") будем после принятия закона".

Этот законодательный акт об иностранной рабсиле в спорте ждут в окончательном виде к весне. А пока в зимнюю трансферную страду клубам из страны, в которой планирование когда-то было возведено в культ, остается только догадываться, сколько покупать (с деньгами, впрочем, все равно туго) и в какой степени "чистить" ряды от иностранцев. Поговаривают же, что со следующего сезона благодаря новому закону премьер-лига вернется к формуле 6+5 (с шестью иностранцами на поле), действовавшей до сезона-2012/13.

Что касается статуса футболистов Белоруссии и Армении, а также виртуальных на сегодняшний день (применительно к российской премьер-лиге) Казахстана и Киргизии, то постановление в принципе можно принять очень быстро. Однако и в этом случае нужна ясность. Каких-то клубов вопрос вообще не касается, а для других он немаловажен. По состоянию на сегодняшний день "Спартак", например, сразу освободил бы две легионерские вакансии, занимаемые Мовсисяном и Озбилиcом, как и "Уфа" (белорусы Веремко и Верховцев), а "Ростов" – даже три (белорусы Амельченко, Бордачев и Калачев).

Решение по странам ЕАЭС сказалось бы и на судьбе отдельных футболистов. Так, игроки "Уфы" Тумасян и Юрченко, у которого мать армянка, наверное, откликнулись бы на приглашения в сборную Армении, которые они не принимают вследствие рекомендаций клуба. Возможно, и пополнение клубы черпали бы с учетом нового положения.

Но опять-таки всем требуется определенность. И совсем непонятно, почему надо напускать дополнительного тумана, выстраивая последовательность в решении вопросов: сначала – лимит в интересах российской сборной, потом – статус граждан стран – членов ЕАЭС.

Раз есть политико-экономическое образование с провозглашенными принципами, то им надо следовать без какой-либо увязки и проволочек. Или после введения нового старого лимита клубам собираются предъявить послабление в виде особого статуса для белорусов и армян? Так ведь оно только некоторых затронет.

Александр Просветов