Тихонов: «Широков - самый умный футболист премьер-лиги»
Легенда "Спартака", а ныне тренер "Краснодара" в телевизионной программе "СЭ" рассказал про аренду Романа Широкова, озвучил проблемы красно-белых и поделился рецептом успеха краснодарского клуба.
На съемки первой в новом году программы "Начистоту" дружное семейство Тихоновых прибыло в полном составе. Впереди – сам Андрей Валерьевич. За ним – приветливо улыбающаяся супруга Надежда и сыновья – 12-летний Денис и 16-летний Михаил. Пока редакционные телевизионщики выставляли свет и налаживали аппаратуру, от Михаила я узнал, что сейчас живут они в Краснодаре и занимаются с братом в академии клуба. Но, в отличие от отца, он осваивает роль не флангового, а атакующего полузащитника и мечтает в будущем выступать за милый сердцу "Спартак".
Именно в этот момент прозвучала команда: "Мотор! Начали!"
– Полгода назад вы говорили, что не верите в успех Мурата Якина в "Спартаке". Почему?
– Вопросы появились уже после первых сборов. Я удивлялся, когда не видел в составе Тино Косту и Хурадо, зато там был Эберт. А ведь я знаю, на что способны эти футболисты. Билялетдинов играл то левого защитника, то правого полузащитника, то действовал в центре поля…
Или тренер совсем не разобрался в игроках, или у него есть проблемы с ними. Он считает, что те, кто хорошо работает, и должны играть. У футболиста может быть большой потенциал, но нужно его показывать на тренировках. Якин, видимо, не видел у Хурадо и Тино Косты рвения – отсюда и непопадание в состав.
– Конфликт Якина с Дзюбой и Широковым был ожидаем? Олег Романцев, например, говорит: "Футболиста с непростым характером я готов терпеть, если он приносит пользу команде".
– Я играл с Широковым. На мой взгляд, это самый умный футболист в премьер-лиге. И Дзюба – нападающий высокого уровня. Он доказал Капелло, что достоин вызова в сборную. Широков и Дзюба – звезды и в то же время сложные люди. Нужно находить с ними общий язык, искать компромиссы, где-то наступить на горло собственной песне. Они же приносят результат, дарят радость болельщикам.
– Почему Широков не заиграл в "Спартаке"?
– Команда исповедует футбол, в который он не привык играть. Отсюда и недовольство Романа. Слышал, что на одной из тренировок "Спартака", когда ребята долгое время прыгали через барьеры, Широков спросил Якина: "Тренер, когда в футбол будем играть?"
– А имеет ли право игрок задавать такие вопросы?
– Он должен выполнять то, что говорит тренер. Футболист работает два часа в день, а тренеры – по 7-8. Только они знают, что делать.
– В "Краснодаре" год назад Широков заиграл сразу. Выходит, это его команда?
– Могу сказать, что для "Краснодара" Широков – усиление. Как, впрочем, и для любой другой команды. Здесь он и вел себя по-другому, потому что обстановка и атмосфера иные. Отношение руководства к футболистам – прекрасное. У нас в "Спартаке" в свое время не было шаблонов. "Краснодар" играет так же.
– Уход Широкова – потеря для "Спартака"?
– Думаю, да. В последних матчах "Спартака" он просто потерялся. Играл в центре поля рядом с футболистами ниже классом и сам наверняка не понял, что ему нужно делать. Если бы рядом были Хурадо и Тино Коста, то и Рома по-другому бы выглядел.
– Когда Широкова приглашали в "Спартак", наверняка спрашивали мнение Якина. Швейцарец предполагал, какую роль Роман может сыграть в команде?
– Якин пришел в "Спартак" со своим менталитетом. Он привык к тому, как работают люди за рубежом, какое отношение там к тренировочному процессу. А у нас столкнулся с недопониманием и, может быть, даже безразличием на тренировках. Поэтому и повел себя более жестко. Кто-то стал играть при нем в основе, а кто-то сел на лавку. А когда у тебя на протяжении всех сборов играют разные составы, то сложно понять, кто на что способен.
– В "Краснодаре" ваши обязанности схожи с теми, что были в "Спартаке"?
– Да. Ассистент выполняет все, что говорит главный тренер. Я отвечаю за работу группы атаки, иногда сам участвую в упражнениях, занимаюсь с футболистами индивидуально.
– Как выстраиваются отношения между Олегом Кононовым и его помощником?
– Когда я пришел в "Краснодар", мне сразу сказали: нужно выражать свое мнение и все время общаться. Это относится не только ко мне. У нас в штабе высказывается каждый.
– Состав – прерогатива главного тренера?
– Конечно, хотя иногда он советуется. Например, спрашивал мнение относительно двух нападающих – Вандерсона и Ари.
– Вы с Кононовым на "ты"?
– Нет, на "вы". Как при футболистах, так и лично.
– Могли ли вы высказать свое мнение, когда работали с Валерием Карпиным? Или он ни к кому не прислушивался?
– Мог. Но, повторюсь, слушать или нет – право главного тренера. Ведь он отвечает за результат.
– Карпин вышел из футбола Романцева. Почему за пять лет во главе "Спартака" он не смог поставить команде такую же игру?
– Карпин играл в "Спартаке" около пяти лет. Гораздо больше времени он провел в Испании, работая с другими тренерами. Возможно, он считал, что другой футбол подходит ему больше, чем тот, который исповедовал Романцев. Думаю, Карпин выбрал современный испанский стиль игры. Он же говорил, что футбол Хосепа Гвардьолы для него близок к эталону.
– После ухода Карпина вы надеялись, что руководство "Спартака" предложит вам возглавить команду?
– Это было маловероятно, ведь я долго не работал. За два года в "Спартаке" я с Федуном о футболе не разговаривал.
– Создается впечатление, что "Спартак" теряет традиции. Болельщики ждут, когда команду возглавит футболист, который добывал медали с красно-белыми.
– Болельщики всегда ждут результата. Кто-то видит причину неудач в тренере, кто-то – в генеральном директоре, кто-то – в президенте. Они должны хотя бы понимать, в какой футбол играет любимый клуб, это его лицо. А сейчас мы видим только подачи с фланга и длинные передачи.
– Возможно, стоит вернуть Романцева? Он бы справился?
– Да. Но только если бы у него была полная поддержка со стороны руководства. Иностранцы со своим менталитетом могут не принять Романцева. Мы играли за идею, а сейчас иностранцы приезжают зарабатывать. В Испании в большинстве клубов футболисты получают в месяц по 12-15 тысяч евро. У нас такие деньги платят в ФНЛ.
– Есть мнение, что многие легионеры в России начинают играть вполсилы. Им наплевать на "Спартак" и честь клуба. Вы согласны?
– Да, многие считают, что иностранцы деградируют в премьер-лиге. В первую неделю они работают, как привыкли, а потом начинают сдавать.
Я общался со многими легионерами. Они говорят, что в Европе все выкладываются на занятиях на сто процентов. Если футболисты будут хуже тренироваться и играть, то опустятся в низший дивизион, где зарплаты меньше. Я и сам сталкивался с этим: приезжает новичок, прекрасно проявляет себя. А через какое-то время вижу: тут недобежал, здесь недобежал. Если б я был главным тренером, то указал бы ему на это.
– Почему в "Краснодаре" заиграл Ари, у которого не получилось в "Спартаке"?
– В "Спартаке" некоторые футболисты раньше были обложены штрафами – за лишние сто грамм веса, за опоздания на минуту. Из-за этого у них ухудшалось отношение к клубу. Они говорили мне: "Лучше буду делать на поле то, что мне говорят, импровизировать не хочу". В "Краснодаре" такого нет. Опоздал на 10 минут на обед – ничего страшного. Разве что на установку и тренировку нельзя опаздывать. В клубе нет штрафов, все построено на доверии. Поэтому и Ари стал играть лучше.
– Нынешний "Спартак" играет невнятно. Выходит, система штрафов вредит команде?
– Систему штрафов выстраивает тренер. Не знаю, как обстоят дела с этим сейчас. Так или иначе, наказывать нужно не за все подряд, как было в "Спартаке". Но вопиющие случаи, такие как отказ Ананидзе лететь в Комсомольск-на-Амуре, пропускать нельзя.
– Прошлым летом многие думали, что главным тренером "Спартака" станет Дмитрий Аленичев. Почему этого не произошло? Сказалась старая история с Александром Старковым?
– Я тоже об этом думал. Не исключаю, что это была одна из причин. Другую озвучил Федун, когда сказал, что не хочет больше доверять молодым неопытным тренерам. Поэтому и решили взять проверенного специалиста. Прав он оказался или нет – скоро увидим.
– Но и "проверенные" в "Спартаке" уже были: Микаэль Лаудруп, Унаи Эмери, Невио Скала…
– Правильно. У них тоже не получилось.
– У Аленичева в "Арсенале" нет классных футболистов, но он гнет свою линию в плане стиля игры команды. Это упрямство?
– Я знаю некоторые нюансы того, что происходит в Туле, но не могу о них говорить. Если бы перед Аленичевым стояла задача занять определенное место, то, может быть, он и наступил бы на горло собственной песне и стал играть в другой футбол. Но, как мы видим, "Арсенал" не покупает дорогих футболистов, а игроки получают, как в ФНЛ. Дима решил гнуть свою линию, и я его в этом поддерживаю. Мне нравится "Арсенал". Команда играет в футбол, даже когда терпит неудачи.
– Рано или поздно "Спартак" вернется к тому, чтобы тренерами там работали люди, когда-то игравшие за красно-белых?
– Надеюсь, что так и будет, но здесь все зависит от руководителей. Сейчас, может быть, они хотят любым способом занять высокое место. Когда они будут готовы сделать ставку на спартаковцев, то обязательно попробуют. Возможно, в связи с кризисом и падением курса рубля высокооплачиваемых иностранцев станет меньше, и в состав начнут привлекаться молодые российские парни.
Хочу сказать, что столько, сколько делает Федун для "Спартака" на протяжении многих лет, никто и никогда не делал. У клуба есть абсолютно все, кроме результата. Человек построил детскую академию, стадион. Все это будет служить "Спартаку" долгие годы. Однако болельщикам этого мало, потому что нет долгожданного чемпионства. Но Федун не может сам играть в футбол. Он покупает футболистов, приглашает тренеров, а почему успеха по-прежнему нет – людям остается лишь догадываться.
– В "Краснодаре" возможна ситуация, чтобы Галицкий взял и продиктовал Кононову состав на матч, как это недавно сделал, по его словам, Федун?
– Я понял, про какой случай вы говорите. Наверное, правильнее сказать, что он тогда не продиктовал состав, а попросил сделать его более атакующим. Галицкий и Кононов постоянно общаются. Президент клуба может озвучить свое мнение, потому что в футболе он разбирается, но окончательное решение принимает главный тренер.
– Как оцените ситуацию с контрактом Дзюбы? Требования футболиста обоснованны?
– Считаю, говорить о том, что Артем хочет получать как Халк, было не совсем этично со стороны Федуна. Да и вообще, выносить на публику информацию о зарплатах неправильно. Да, Дзюба понимает, что он уже футболист сборной, главный нападающий "Спартака", и поэтому имеет право выдвигать определенные условия. Здесь уже дело Федуна и акционеров клуба – выполнять требования или просто отвернуться от человека.
– Футболисты знают, кто сколько получает?
– Полагаю, что догадываются. Возьмем ситуацию в "Зените", когда после покупки Халка игроки начали говорить про зарплаты.
– Полгода назад вы много хороших слов сказали о гендиректоре "Спартака" Романе Асхабадзе. Заметили, что при нем клуб очень бережно относится к деньгам. При этом вызывает удивление появление в команде странных высокооплачиваемых футболистов вроде Барриоса. А "Краснодар" берет недорогих игроков, которые затем вырастают в больших мастеров. В чем секрет успеха?
– В "Краснодаре" небольшой по штату селекционный отдел, во главе которого стоит сам Галицкий. Решение о трансфере принимается совместно, а последнее слово – за президентом клуба. То есть ситуация, когда один тренер просит приобрести ему четырех футболистов, а затем появляется новый и заявляет, что ему нужны другие, невозможна. С Асхабадзе у меня прекрасные отношения, но он не спортивный директор, игроков в "Спартак" подбирали главный тренер и те люди, кто дает деньги.
– Чье приобретение вызвало у вас наибольшее удивление?
– Например, Эберт. По работе на тренировках к нему никаких вопросов не было, а вот на поле... Но это не самая дорогая покупка. Были еще де Зеув, Барриос, всех не перечислишь.
– В мае вы с надеждой произнесли, что с появлением нового стадиона "Спартак" заиграет успешнее. Арена появилась, но…
– Дело не в стадионе. Не может же он сам в футбол играть (смеется). Но та атмосфера, то количество болельщиков, которые приходят на новую арену – все это должно вдохновлять команду. Значит, мешает что-то еще.
– Самый дешевый билет на "Открытие Арену" стоит 700 рублей. Приемлемая цена?
– Давайте посмотрим, кто в основном ходит на стадион. Это школьники, студенты. 700 рублей для них, наверное, многовато, но я не могу осуждать людей в "Спартаке", принимавших такое решение. Хотя, думаю, увеличивать цену на билеты надо было постепенно, смотреть на реакцию людей. Футболисты ведь играют для болельщиков. В первых турах их было много, затем с каждым матчем становилось все меньше и меньше. Если тенденция продолжится, то стадион будет заполняться только на дерби.
– Не удивило, что в названии стадиона не упомянули братьев Старостиных и что арена носит имя банка?
– Это нормальная мировая практика. Есть же "Алльянц Арена" в Мюнхене. Я тоже удивился, почему стадион не назвали "Спартак". Видимо, коммерческая составляющая вопроса перебила все остальные доводы.
– В "Краснодаре" есть один талантливый футболист с непростым характером – Мамаев. Что ему мешает заиграть?
– Он сложный человек. Впрочем, все умные футболисты сложные. Все тренеры радовались бы, если б сильные игроки были белыми и пушистыми. Но такого не бывает. Паша – не исключение. Возможно, он покинет "Краснодар". Замечу – не по игровым качествам.
Поймите: все, что происходит внутри команды, рассказывать нельзя. У меня очень хорошие отношения с Пашей. По своему уровню он футболист сборной, но ему нужно кое-что пересмотреть в себе, чтобы играть в ней.
– Измайлов проводит отличный сезон. Для него двери в сборную закрыты или еще есть надежда?
– Попав в хорошую атмосферу, ощутив доверие тренера и руководства, человек снова заиграл на высоком уровне. Но вы сами знаете, что у нас не все попадают в сборную по игровым характеристикам. Идет обновление команды, ее омоложение.
– Фабио Капелло будет ориентироваться на молодежь?
– Сейчас нужно готовиться к Euro-2016 и ЧМ-2018. Можно рассчитывать на Измайлова прямо сейчас, но через год-полтора он уже выпадет из обоймы. Конечно, в сборной должны играть сильнейшие на данный момент футболисты, но нужно учитывать определенные моменты. Некоторые игроки уже в возрасте, и тренер прекрасно понимает, что через два года они могут не пригодиться. За это время молодежь, если давать ей шанс, может прогрессировать.
– В чем нужно прибавить Газинскому, чтобы стать полноценным игроком национальной команды?
– В уверенности. Он должен стать наглее, жестче. Все остальные данные у Газинского есть. Может быть, ему просто требуется немного времени или удачи. Капелло его включал в расширенный список перед ЧМ-2014, но в итоге посчитал, что есть более сильные футболисты.
– Как относитесь к словам Ари о том, что он хотел бы играть за сборную России?
– Его, наверное, просто все устраивает у нас в стране. Поэтому он и хочет остаться здесь надолго и играть за сборную.
– Насколько все серьезно? Ари и Жоаузинью не ставят вопрос перед Галицким, чтобы он помог получить гражданство?
– Если сейчас все будут просить, то знаете, сколько натурализованных игроков у нас в итоге окажется?
– А вы можете представить Ари в сборной России?
– Нет. Хоть я и работаю в "Краснодаре" – а для нашего клуба натурализация Ари и Жоаузинью была бы кстати, потому что неизвестно, что дальше будет с лимитом на легионеров. Но считаю, что в сборной должны выступать российские футболисты.
– Чем отличается отпуск футболиста от отпуска тренера?
– Как футболисты, так и тренеры в отпуске расслабляются. Держать себя в тонусе на протяжении 10 месяцев тяжело. Многие отправляются на море и на время забывают о футболе. В прошлом году я, например, завершил отпуск пораньше из-за учебы в ВШТ. Теперь у меня есть лицензия категории Pro – имею право работать в ФНЛ и премьер-лиге.
– Вы уже созрели для работы главным тренером?
– У меня были предложения еще до "Краснодара". Но, получив предложение от южан, я понял: лучше сначала посмотреть на то, как работает клуб изнутри.
– Одна из самых неприятных в профессии тренера задач – отчисление игроков. Вам это знакомо на личном горьком опыте. Научились уже "резать мясо"?
– Это нормальная ситуация, которая случается сплошь и рядом в каждом клубе. Если человек мешает коллективу, не показывает определенного уровня мастерства и работы на тренировках, то его не должно быть в команде.
– Но когда с вами расставался Романцев, вы все равно считали, что он был не прав?
– В душе была обида. Я ни в коем случае не говорил, что он был не прав. Романцев – человек, который научил меня играть в футбол и дал мне все, что я умею. Поэтому после ухода из "Спартака" я выступал на высоком уровне еще 11 лет.
– Накануне того отчисления я на правах человека, к которому Олег Иванович иногда прислушивался, предложил смягчить наказание и отправить вас в дубль. Романцев ответил: "Если я так сделаю, то как футболист он закончится". Я потом тот разговор долго вспоминал. Он знал все наперед?
– В дубль я, может, и не пошел бы, не смог бы пересилить себя. Тогда у меня был просто определенный спад в игре, который, возможно, вскоре бы закончился. Уже в следующем сезоне я хорошо выступал за "Крылья". Когда тебе полностью доверяют, когда нет подводных течений и ты не боишься, что тебя могут убрать из команды, то играешь по-другому.
Тогда рядом с Олегом Ивановичем не нашлось людей, которые подсказали бы ему, что можно подождать до конца сезона, после чего уже принимать решение о расставании или продолжении сотрудничества. Или поговорить со мной по душам. Но, повторю, это нормально. Как тренер я уже готов к таким шагам: беседовать с игроками и, если они не понимают, негативно влияют на атмосферу в команде, отчислять их.
– Кто из футболистов произвел самое сильное впечатление в первой части чемпионата?
– Про игроков "Краснодара" говорить не буду. Очень хороший сезон проводит Дзагоев. По тем матчам, которые мне удалось посмотреть, он лучший.
– Напоследок хотелось бы, чтобы Андрей Тихонов рассказал о том, каких из собственных ошибок он бы посоветовал избежать сыну.
– Не нужно высказывать публично мнение, которое идет вразрез с позицией руководства. Также не стоит говорить о ком-то плохо.
– То есть не быть условным Дзюбой и Широковым.
– Пусть он будет как Широков на поле – как раз полузащитник. Но все негативные моменты должны оставаться внутри команды. А пожелать ему хочу такой же работоспособности, которая была у меня. И неугасающего желания играть в футбол.
Михаил: – Все понял!
Андрей: – В завершение же хочу поздравить всех болельщиков с Новым годом. Желаю удачи вашим командам и семьям, здоровья, счастья. Переживайте за свои клубы, любите их и никогда не отворачивайтесь!