Вундеркинды Гинера: от Вагнера до Витиньо
Сообщения о намерении ЦСКА приобрести двоих юных футболистов из Швеции побудили нас вспомнить о других молодых да ранних, которых вот уже более десяти лет отыскивает по всему свету армейская селекционная служба.
Станут ли этой зимой армейцами 18-летние нападающие юношеской сборной Швеции Карлос Страндберг и Алибек Алиев, еще не факт. Но даже если скандинавы — один, что примечательно, с мозамбикскими, другой с российскими корнями — в Ватутинки не попадут, интерес к ним полностью вписывается в кадровую политику чемпионов России.
В то время как у большинства ведущих российских клубов принципы селекции не всегда и выявишь, президент ЦСКА Евгений Гинер их для себя определил давно. Если иностранец, то молодой, способный и желательно недорогой, пусть и малоизвестный. Берем, обучаем, воспитываем. Растет — извлекаем пользу, а затем с выгодой продаем. Нет — избавляемся, по возможности тоже восполняя затраты. И так из года в год.
Заниматься этим Гинер начал на четвертый год своего президентства, в 2004-м, когда состав армейцев пополнили 20-летний бразилец Вагнер Лав, 21-летние нигериец Чиди Одиа, бразилец Даниэл Карвалью, аргентинец Осмар Феррейра и 19-летний серб Милош Красич. Попадание — почти стопроцентное: из этой пятерки не задержался в рядах москвичей только Феррейра. Все остальные стали по российским меркам звездами, заработав в ЦСКА вдоволь и титулов, и денег, и болельщицкой любви.
И пошло-поехало. Оставим за скобками тех, кто приезжал в ЦСКА уже достаточно сложившимися футбольными личностями — таких, как Иржи Ярошик, Ивица Олич или Марк Гонсалес. Вспомним о тинейджерах из разных стран, получавших в армейском клубе первый серьезный контракт и первый шанс попасть в большой футбол.
Удалось это не всем. Помните, был в ЦСКА такой Рамон? Приехал в неполные 19 с репутацией суперталанта, удостоенного сравнений с Кака и уже попавшего на карандаш к селекционерам «Арсенала» и «Милана». Три года спустя, намучившись с бразильским дарованием, Гинер махнул на него рукой, предсказав, что закончит оно «у пивного ларька». Ларек не ларек, но ныне 26-летний Рамон затерялся где-то в недрах четвертого бразильского дивизиона. Как и еще один залетный тинейджер из Бразилии Ратинью, промелькнувший в рядах красно-синих в том же 2007-м.
2007-й был вообще не самым удачным годом для армейских селекционеров. Летом в ЦСКА пришел 19-летний польский нападающий Давид Янчик, блеснувший на юношеском чемпионате мира. Увы, в чемпионате России на поле он за полтора сезона появился всего 14 раз, ни одной игры не провел полностью и забил лишь один гол. Правда, какой! Спасший армейцев от поражения на последней минуте матча со «Спартаком» (1:1) и позволивший Валерию Газзаеву после игры произнести знаменитое: «Им еще работать и работать, чтобы нас обыграть…»
Не лучшим образом сложилась армейская карьера и еще у одного призывника-2007, турка Джанера, тоже пришедшего в ЦСКА 19-летним. Что, впрочем, не помешало ему впоследствии найти себя в «Фенербахче» и стать постоянным игроком сборной Турции.
А вот у бразильца Жо, наоборот, в ЦСКА все складывалось прекрасно: в 2005-м — блестящий дебют в 18 лет, 30 забитых мячей в чемпионатах России, первый вызов в сборную Бразилии… Зато в дальнейшем карьера развивалась неоднозначно: «Манчестер Сити», аренда в «Эвертон» и «Галатасарай», возвращение на родину и в сборную, участие в ЧМ-2014 — и в ноябре минувшего года разрыв с «Атлетико Минейро», после которого 27-летний форвард остался безработным. Будем надеяться, ненадолго.
Были в новейшей истории ЦСКА еще и чешский полузащитник Любош Калоуда (пришел в 18 лет, ушел, сыграв в премьер-лиге 5 матчей), и сербский защитник Урош Чосич (пришел в 16, выше молодежного состава так и не поднялся), и даже нигерийский нападающий Ганью Осени (появился в 17 лет, поиграл за дубль — и все; ныне выступает во Вьетнаме).
Но был и есть нигериец Ахмед Муса, приехавший в Россию в 19 лет и заставляющий армейских болельщиков хвататься за сердце то нелепыми промахами, то блестящими голами. Остаются на контрактах в ЦСКА и чех Томаш Нецид с либерийцем Секу Олисе, тоже ставшие красно-синими в 19 лет. Правда, до уровня армейских требований оба так и не дотянули, но к провалам селекции их все же не отнесешь: кое-какую пользу они принести успели, да и в других командах, куда отправились в аренду, не затерялись.
Верит Гинер, по его словам, и в последнего из приобретенных им вундеркиндов — Витиньо. Бразилец, правда, в отличие от большинства сверстников обошелся ЦСКА недешево — в 10 миллионов евро. Затраты на сегодняшний день не окупились никак, но о «пивном ларьке» президент ЦСКА пока не говорит.
Кто следующий — упомянутая пара из Швеции? Или их ровесники из более далеких и экзотических стран? В любом случае кого-то подобного мы в ЦСКА еще увидим, не сомневайтесь. Если уж в «тучные годы» гоняться за звездами Гинер себе не позволял, то уж теперь сама жизнь не позволит. А то, что иные вундеркинды, взрослея, «сдуваются», так это давно известно. Рамоны ли новые появятся в Ватутинках или Вагнеры, зависит от прозорливости армейских селекционеров и тренерского умения Леонида Слуцкого.
Б.Богданов, источник
Представляю, сколько проходит через Барсу или Баварию - десятки, если не сотни молодых.