Красное знамя. Почему мы не забудем Стивена Джеррарда
Частота упоминания Джеррарда в интернете прямо сейчас бьет все рекорды. Новостные ленты заполнены нарезками его лучших голов, актуальными текстами (вроде этого) и высказываниями знающих его людей. Среди потока слов выделяется рассказ Жерара Улье, тренера «Ливерпуля» рубежа веков, о том, как Стивен впервые дебютировал за первую команду «красных»:
«Помню, как я впервые увидел Стиви. Нам нужен был игрок на правый край, и мне посоветовали одного игрока из «молодежки». «Ливерпуль» играл со сверстниками из «Блэкберна», и я решил посмотреть на того футболиста в деле. Уже через несколько минут я понял, что парень, о котором мы говорили, мне не подходит. Зато я обратил внимание на футболиста, который играл в центре. Он перемещался по всему полю, руководил действиями своих партнеров, боролся то тут, то там, сохраняя высокий темп игры.
В перерыве я поинтересовался: «Кто этот парень? Откуда он?» Мне сказали, что это выпускник клубной академии, ему 17 лет, но его выпустили в матче команды игроков не старше 19 лет, чтобы усилить состав. Сказали, что он мало играет, потому что часто получает повреждения.
Во втором тайме он был также хорош, как и в первом. После игры я подошел к нему и сказал: «Завтра ты будешь тренироваться с первой командой»
Как вы поняли, уже тогда Джеррард демонстрировал задатки вожака. Так что неудивительно, что в 23 года он получил капитанскую повязку − необычайно рано для такого гранда, как «Ливерпуль», и для любой команды в принципе. Но Стивен справлялся со своими обязанностями так, словно занимался этим всю жизнь.
Знаете, иногда, когда смотришь на некоторых людей, которые невероятно органично вписываются в свое дело, появляется чувство, что они просто созданы для своего занятия. Это называют призванием. Как правило, такие ощущения возникают рядом с врачами, педагогами и полководцами − людьми, от чьих действий зависят судьбы других. Капитаны футбольных команд, за которыми стоят десятки миллионов фанатов, тоже попадают в эту категорию. У «Барселоны» был Карлес Пуйоль, у «Челси» − Джон Терри, у «Манчестер Юнайтед» − Райан Гиггз (пусть номинально без повязки). «Ливерпулю» для борьбы на топ-уровне тоже нужен был такой человек − совмещающий в себе по-настоящему запредельный класс игрока и качества преданного лидера.
Первая половина ливерпульской карьеры Джеррарда сыграна как эпичное кино с пафосом борьбы и хэппи-эндом. «Ливерпуль» реально претендовал на трофеи и периодически выигрывал их. Вокруг команды постоянно витал кайф азарта, соперничества и эмоциональных побед. Чего стоит один только финал Лига Чемпионов 2004/2005 − ради таких матчей стоит появляться на свет.
Это была одна из самых сильных по накалу побед в истории футбола. И Джеррард был ее главным архитектором. Так что свое имя он обессмертил еще 10 лет назад, когда поднял заветный приз «Большие уши» над головой.
Для Стиви Джи такие моменты как наркотик. Всю свою жизнь этот человек был заряжен на победу, ради них он был готов летать по полю и бежать вперед, даже когда организм отказывал. Такую же нацеленность он хотел чувствовать и от своей команды. И он ее чувствовал. До определенного момента.
Лет шесть назад в «Ливерпуле» начался затяжной болезненный кризис. В команде творилась какая-то неразбериха, прежние победные настроения были утрачены, состав не справлялся с соперничеством за высокие места. Этот период в душе Джеррарда вызвал настоящую бурю. С одной стороны страстно хотелось триумфов, а мерсисайдцы надолго выпали из числа реальных претендентов на что-либо. Но с другой − это же родная команда, миллионы фанатов надеются на него. Уйти было бы непростительным шагом, поэтому Джеррард переступал через себя и оставался. Хотя заманчивых предложений у него хватало. Один «Челси» зазывал его к себе раза три.
Прошлый сезон разделил жизнь капитана на две части. После долгих мучений в Мерсисайде наконец-то собралась боеспособная команда. Суарес, Старридж, Стерлинг − эти парни были молоды, горячи и голодны до побед. Джеррард не мог нарадоваться на них. Он снова чувствовал азарт победной гонки, снова управлял машиной, а не стайкой велосипедов. Победить в АПЛ хотелось сильнее, чем когда либо. Тем более, что только этого трофея ему не доставало для полной коллекции.
«Ливерпуль» 2013/2014 должен был стать чемпионом Англии. Как минимум, из-за Джеррарда. Русские олигархи и арабские шейхи, конечно, тоже имели право на приз после всех своих амбициозных усилий. Но торжество высшей справедливости случилось бы только тогда, когда золотая медаль оказалась бы на шее самого терпеливого и упертого футболиста планеты.
К несчастью, жизнь порой оказывается до слез несправедливой. «Ливерпуль» не просто проиграл. Он проиграл, потому что Джеррард поскользнулся перед воротами и подарил мяч сопернику. Любой адекватный человек (а не глумливый школьник) после такого проклинал все вокруг и кричал неизвестно кому в небеса: «Ну за что! За что ты так с ним! Это же слишком жестоко».
Чемпионская гонка заставила Стиви Джи собрать все свои силы и внутренние ресурсы. Долгое напряжение должно было выплеснуться наружу на церемонии награждения, но оно нашло другой выход, сломав капитана изнутри. С тех пор в душе Джеррарда образовалась пустота. Он стал выглядеть безучастно и как-то поникши. Вдруг резко почувствовалось, что ему уже 34 и что прежняя скорость ушла.
Всегда хочется, чтобы такие люди всю жизнь провели в одном месте. Но все-таки Джеррард и клуб приняли правильное решение. Капитан устал, капитан перестал соответствовать игре. Сидеть на лавке он не должен − это неправильно. Но и мешать Брендану Роджерсу, вынужденному усердно искать место для легенды, было бы эгоизмом. А этой дрянью он никогда не страдал.
Дальше в его жизни будет MLS. Смена обстановки, новые эмоции, удвоенная любовь местной публики и, возможно, несколько кубков. Все это позволит хоть немного, но скрасить его трагедию. Да, несмотря на все успехи и достижения карьера Стивена Джеррарда вызывает сожаление и грусть. Но наравне с ними стоит гордость, которую испытываешь, даже если никогда не болел ни за «Ливерпуль», ни за английский футбол.
Будем ждать новых лидеров.