«Бесков спросил: хочу ли я играть в «Спартаке»? И что я мог ответить?»
Пользуясь тем, что сейчас в чемпионате страны наступила длительная зимняя пауза, я хотел бы поделиться собственными воспоминаниями. О том, как «Спартак» преодолевал сложный период становления и возвращения в высшую лигу в сезоне 1977 года. Как складывался наш коллектив, какие уроки преподавал главный тренер Константин Иванович Бесков вместе со своим неизменным помощником – Николаем Петровичем Старостиным. Надеюсь, что эти небольшие рассказы будут интересны читателям разных возрастов.
Когда «Спартак» выбыл в первую лигу, читать и слышать приходилось разное: по делу, не по делу… Понятно было одно: руководство, которое находилось у руля команды, конечно же, не справилось с поставленными задачами. Было немало травмированных игроков, из-за чего даже приходилось менять амплуа других футболистов, чтобы закрывать возникающие бреши. Тот же Николай Иванович Осянин, известный нападающий, играл в ту пору в обороне. О чем это говорило? О том, что, видимо, не хватало квалифицированных игроков. Но, что случилось, то случилось. Хотя всем болельщикам было страшно обидно за произошедшее.
«Спартак» - команда народная и допустить то, что она вылетит в первую лигу, многим спартаковским поклонникам не могло присниться даже в страшном сне. Некоторые горячие головы стали сразу же требовать обращений в разные инстанции, дабы расширить высшую лигу, чтобы не допустить ухода команды, но сам «Спартак» на это не пошел. И, думаю, такой шаг позволил красно-белым приобрести еще большее число болельщиков. В спартаковском руководстве решили: будем доказывать, что готовы играть в высшей лиге только по спортивным принципам. С этим девизом команда и начала готовиться к первой лиге. Новая команда тогда собиралась, можно сказать, по зернышку, по игроку. Написано о том времени было много, я же хочу вспомнить, как сам пришел в команду, по каким принципам собирался «Спартак».
Это было начало 1977-го. В руководстве произошли серьезные перемены. Пришли Константин Иванович Бесков, Николай Петрович Старостин. Не все сразу согласились с приглашением Бескова, потому что в футбольном мире считалось так: Константин Иванович человек динамовский, хотя в разные годы работал и в ЦСКА, и в «Торпедо», и в «Заре», и в «Локомотиве». Но, зная отношения «Динамо» и «Спартака» той поры, легко было понять, почему к приходу Бескова многие относились очень скептически. Только после вмешательства первого секретаря московского горкома партии Гришина, ситуация была разрешена. Бесков, насколько я знаю, на встрече с Гришиным немного удивился, заметив, что он все-таки человек военный, но Гришин сказал, что этот вопрос он решит. И решил.
Накануне сезона под руководством Бескова команда собралась на зимнем спартаковском турнире в Сокольниках в манеже. Там заметили, кстати, и Ярцева, который в ту пору играл за спартаковцев из Костромы. Мне потом Ярцев рассказал об этой встрече. Он спросил Бескова: Константин Иванович, а вы знаете, сколько мне лет? Бесков ответил: да это меня не волнует. Я видел твою игру, поэтому и говорю с тобой. Вижу тебя в той команде, которую собираюсь формировать... А Ярцеву, хочу напомнить, весной 1977-го уже исполнялось 29.
Значительно позже, Ярцев, кстати, и раскрыл мне некоторые детали моего будущего приглашения. «Спартак» должен был накануне сезона на сборах играть в Сочи товарищеский матч с «Динамо» (Киев). Но из-за дождя игру перенесли. А я приехал туда же в Сочи вместе с рижской «Даугавой», которая к тому времени вылетела из первой лиги во вторую. Сначала был сбор в Севастополе. Я там тренировался не в полную силу, побаливал ахилл. Потом постепенно вылечился и в конце сбора уже играл в полную силу. Потом приехали в Сочи и там встретились с «Зенитом». А на трибунах расположился весь «Спартак», который в этот день из-за перенесенного матча оказался свободен. Тем более, что следующий матч у нас был запланирован как раз со спартаковцами.
Я вышел в основном составе левым хавом, мы сыграли 0:0. А Ярцев мне потом передал содержание диалога Бескова со Старостиным. Константин Иванович спросил: Николай Петрович, а какие у нас отношения с «Даугавой»? Старостин ему ответил: хорошие, там у нас работает бывший спартаковец Коршунов Сергей Александрович. Да и с руководством клуба все нормально… Вроде бы разговор на этом закончился. Второй матч играем со «Спартаком». Опять 0:0. «Спартак» конечно еще находился в поиске своей игры. Вышли, помню, Булгаков, Гладилин, Ярцев, Павленко Вадик, Прохоров в воротах, Кокорев, Букиевский, Самохин. Вполне добротная команда. Было заметно, что Бесков уже подбирал людей, тестировал их…
После матча мы пошли в баню. Выходим, смотрю, идут Бесков и Старостин. Константин Иванович остановил меня и говорит: мне твоя игра понравилась. Как ты смотришь на то, чтобы перейти в «Спартак»? Я, конечно, был несколько удивлен, но все-таки ответил, что, мол, не знаю, надо говорить с руководством. На что Бесков сразу сказал: это мы решим. Давай продолжим наш разговор у нас вечером в «Жемчужине», там поговорим более детально. Я опять: а вы согласовали нашу встречу? Бесков мне в ответ: не волнуйся, мы уже переговорили. Вечером я прихожу в гостиницу, в номер к Константину Ивановичу, который пригласил на беседу и Николая Петровича. Начали разговаривать.
Бесков начал первым: я, мол, принял команду главным тренером, формирую состав. Задача только одна – возвращение в высшую лигу. Нам нужна свежая кровь. Многие опытные ребята, видимо, скоро закончат, так что я вижу на отдельных позициях молодых амбициозных ребят. Хочу кое-что немножко поменять. Ты как смотришь на то, чтобы перейти в «Спартак»? Ну, что я мог ответить? Константин Иванович, Николай Петрович, «Спартак» для меня это, сами понимаете… Кончено, я волновался, Бесков понял это и сразу сказал: с «Даугавой» проблем не будет, с ней мы договоримся, так что смотри сам. А Николай Петрович тебе скажет все наши условия.
И тут в разговор вступил в своей незабываемой манере Старостин: Ну, так… Сколько ты там получаешь? В «Даугаве»? Я ему говорю: по ставке второй лиги, рублей 160 что ли. А.. Ну, у нас ты будешь получать 180 плюс премиальные. Значит, до 250-300 рублей. Цифры были заманчивые, но они меня, откровенно говоря, в том момент интересовали далеко не в первую очередь. Я так Старостину об этом и сказал: Николай Петрович, мне это неважно. Для меня главное играть в такой команде, как «Спартак». Добиваться успехов. А, если будем хорошо играть, то все остальное само придет. И зарплата тоже. Я же игрок еще молодой… Старостин со мной согласился: да, тут ты прав. А Бесков добавил: правильно мыслишь. На этом наша первая встреча и завершилась.
2-я часть рассказа. «Буба, ты давай со всеми или бегай один!»