Асхабадзе: «После ввода «Открытие Арены» есть тенденция к увеличению доходов»
Генеральный директор «Спартака» Роман Асхабадзе дал большое интервью: об оценке года уходящего и перспективах на год грядущий.
«ПЛЮС-МИНУС СРЕДНИЕ ПАРАМЕТРЫ КУРСА»
– Понятно, что иностранцы хотят получать деньги в валюте. Но почему россиянам платят по курсу евро и доллара?
– Потому что россияне тоже заинтересованы в таких выплатах, не хотят чувствовать себя ущемленными. Ни сами игроки, ни их представители далеко не глупые люди и понимают, что привязка к валюте дает определенные гарантии. Подчеркну, что мы говорим только об игроках основного состава.
– Но, живя в России, большинство работающих у нас граждан получают зарплату в рублях. Возможно ли такое на внутреннем футбольном рынке?
– Возможно.
– Вы бы этого хотели?
– Хотел бы, но понимаю, что это труднореализуемо. Ни один иностранец не приедет ради зарплаты в рублях. Отмечу, что игроки в любом случае получают зарплату именно в рублях, просто она привязана к текущему курсу валюты.
– Зарплаты иностранцев, даже после падения рубля, все равно очень хороши и конкурентоспособны на европейском рынке. Условно, раньше получали миллион, сейчас около 700 тысяч.
– Но как им объяснить, почему был миллион, а теперь 700 тысяч?
– Может быть, убедить в том, что они должны разделять некоторые трудности страны, в которой работают.
– Мы и подписали меморандум в надежде на то, что футболисты разделят тяготы рынка, в условиях которого они работают. Это позволит нам сохранить целостность лиги. Мы в этой ситуации можем рассчитывать только на сознательность игроков. Могу предвидеть реакцию: в большинстве случаев она будет негативной.
– Из чего исходили в параметрах меморандума: 45 за доллар и 55 за евро?
– Это плюс-минус средние параметры курса – исходя из того, что было и что стало.
– Как в условиях лимита по схеме 10+15 будут вести себя игроки-россияне в плане условий контрактов?
– Как я понимаю, пока решение по лимиту не окончательное. Принято только решение исполкома РФС, однако оно может быть скорректировано на законодательном уровне. А что касается ситуации с россиянами, то на данный момент, возможно, необоснованного преимущества в виде паспорта они лишились.
«ВТОРОЕ МЕСТО БУДЕТ ХОРОШИМ РЕЗУЛЬТАТОМ»
– Как бы в целом подвели итоги года для «Спартака»?
– Давайте говорить об итогах первой части чемпионата. Они неутешительны. Шестым местом недовольны и не можем быть довольны. Мы сами потеряли свои очки, могли быть на ряд позиций выше.
– На какое место рассчитывали по окончании первой части сезона?
– Как минимум на место в тройке, с учетом нашего календаря.
– Как правило, когда нет результата, виноват тренер – так повелось. Есть ли конкретные претензии к Якину?
– Считаю, что ответственность за результат должны разделять все участники процесса: тренерский штаб, футболисты, руководство клуба. Все взаимосвязано, но в конечном итоге результат всегда достигается на футбольном поле.
– Отрыв «Зенита» от конкурентов весьма серьезен. Питер уже чемпион?
– Нет, я так не считаю. Мы ставим задачу выхода по итогам чемпионата в Лигу чемпионов. Конечно, любой топ-клуб держит в уме титул. Но есть объективная реальность. С учетом огромных затрат акционера на новый стадион, с учетом прихода нового главного тренера, который работает только полгода, и констатируя большой отрыв от первого места, мы понимаем, что бороться за чемпионство уже очень сложно. Второе место будет хорошим итоговым результатом для «Спартака».
«С ОТКРЫТИЕМ СОБСТВЕННОЙ АРЕНЫ ДОХОДЫ ВОЗРОСЛИ»
– Какие доходы принесло введение в эксплуатацию стадиона? Больше ли стали зарабатывать?
– Мы довольны, как развивается бизнес после введения в строй стадиона. На арене открыт новый флагманский официальный магазин, у клуба появился новый спонсор – пивная компания. Приход нового партнера тоже напрямую связываем с открытием собственного стадиона. Кроме того, почти вдвое увеличились продажи абонементов. В общем, по всем направлениям после ввода в строй «Открытия Арены» есть тенденция к увеличению доходов.
– Не могли бы пояснить на конкретном примере?
– Давайте возьмем абонементы на домашние матчи «Спартака» – их в этом сезоне было продано более 20 тысяч, что почти вдвое больше, чем в прошлом году. Мы гордимся высокой посещаемостью и спартаковскими болельщиками. «Спартак» – по итогам завершившейся части чемпионата стал первой командой лиги по интересу зрителей. Приведу еще одну цифру: на арене продано 80 процентов VIP-лож. Это очень серьезный доход для клуба. Кроме того, по «Открытию Арене» регулярно проводятся экскурсионные туры. За два с небольшим месяца более 3 тысяч человек побывали на стадионе с этой целью. Помимо того, что это возможность для каждого болельщика увидеть все самое интересное на домашней арене, это тоже определенный источник дохода.
– С чем связываете снижение посещаемости ноябрьско-декабрьских домашних матчей и как оцените влияние на этот фактор системы «осень–весна»? Не пора ли подумать об обратном переходе?
– Честно говоря, не вижу существенных различий с введением новой системы. Фактически речь идет о буквально одной-двух неделях, на которые продлена осенняя часть. В последние годы при старой системе чемпионат завершался в конце ноября, сейчас – в первую неделю декабря. Мне как менеджеру легче работать в условиях новой системы. Она симметрична той, что применяется в Европе, поэтому проще планировать трансферы, вести переговоры, общаясь с международными партнерами, потому что они живут с нами в одной системе координат. Не стоит также забывать, что в декабре играются последние туры Лиги чемпионов и Лиги Европы.
В целом считаю, что все лиги должны жить в единой системе и первый и второй дивизион должны подстраиваться под РФПЛ. Хотя здесь, конечно, существует масса нюансов, которые необходимо учитывать. А если возвратиться к вопросу, то уменьшение числа зрителей связываю с другими факторами.
– С какими?
– Во-первых, нам нужны данные по посещаемости на новом стадионе за несколько сезонов. Это позволит понять динамику, сделать более точные выводы, проанализировать статистику за определенный период. В любом случае убежден, что определяющее значение имеют результаты и игра команды. Будь «Спартак» в тройке к концу первой части сезона, на завершающие матчи с «Уралом» и «Ростовом», абсолютно уверен, пришло бы гораздо больше болельщиков.
– То есть погода совсем ни при чем?
– Это существенный фактор, но не определяющий.
«ЕСТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ, ЧТО ЭТОЙ ЗИМОЙ ВОЗЬМЕМ ИНОСТРАНЦА»
– Удовлетворены принятым решением по лимиту или были иные предложения?
– Рассматривали вариант определения показателя «цена–качество» у легионеров. Например, предлагали ввести нижний потолок зарплат.
– Те самые 350 тысяч евро?
– Да, но, на мой взгляд, его можно делать и выше.
– А по качеству?
– Если речь идет об игроке сборной – причем неважно, молодежной, юношеской или основной – и он провел за нее определенное количество матчей за определенный период, то он не попадает под ограничения. Рейтинг его сборной при этом, конечно, должен быть выше рейтинга российской национальной команды.
– Минспорта уже высказало свое негативное отношение к новому лимиту. Вы на что ориентируетесь?
– Пока трудно сказать. Но понятно, что количество иностранцев надо будет сокращать. По остальным нюансам ясности пока нет.
Мы бы очень хотели, чтобы у нас в лиге появилась стабильность.
– В чем?
– В двух параметрах. Система «осень–весна» плюс лимит на легионеров. Система проведения чемпионата принята, а лимит то и дело меняется. На мой взгляд, было бы правильно делать какие-то выводы после того, как проведем в стабильных и неизменных условиях несколько сезонов подряд.
– Когда ждете определенности по лимиту?
– Надеюсь, что она наступит до конца января. Именно в это время в России открывается трансферное окно.
– То, что оно открывается в конце января, серьезный плюс для российских клубов?
– Это касается только приобретений. Когда в Европе заканчивается гонка вооружений, закрывается окно, а кто-то все еще ждет предложения, то с ними проще разговаривать, так как у нас окно все еще открыто.
– В это окно в силу экономической ситуации есть перспектива, что «Спартак» возьмет иностранца?
– Такая вероятность существует.
– Есть какие-то плюсы в истории с курсом рубля?
– Наверное, о плюсах здесь вообще говорить не приходится. Хотя, может быть, остановится гонка финансовых вооружений. Не будет уже варианта «Анжи», «Зенита» с баснословными зарплатами и трансферами. Плюс-минус рынок подравняется.
«МЫ В РАЗДЕВАЛКУ К СУДЬЯМ НЕ ЗАХОДИМ»
– Вопрос по судейству. Вы заметили перемены к лучшему с приходом на пост главы департамента судейства и инспектирования Валентина Иванова?
– Нет.
– Все осталось на том же уровне, что и при Роберто Розетти?
– На мой взгляд, да, все на том же уровне. Во всяком случае кардинальных перемен к лучшему не ощутил. А скандалов даже больше стало. Если раньше у нас была плеяда клубов, которые не особо сетовали на судейство, то в этом чемпионате даже они стали бить тревогу. Не могу также не сказать и о судействе во второй лиге, где играет «Спартак-2». Там дела еще хуже. Налицо множество ошибок, предвзятость и некомпетентность некоторых арбитров.
– Могу судить с журналистской точки зрения. До Розетти было добраться тяжело. Иванов намного контактнее. Вы общаетесь с ним?
– Нет. И думаю, что неправильно, если кто-то из гендиректоров будет с ним общаться. А смысл? Если каждый будет звонить со своей трактовкой момента и высказывать претензии, к чему это приведет?
– Не все разделяют вашу позицию. Некоторые заходят в раздевалку…
– Мы в раздевалку не заходим. Считаю, профессионала надо оставить в покое и дать возможность выполнять свою работу. И спрашивать за результат. Это вообще довольно характерная особенность – каждый знает, как управлять клубом, как тренировать и так далее, и всегда готов, сидя на диване, дать какой-нибудь дельный, по его мнению, совет.
«11 ВОСПИТАННИКОВ В СТАРТЕ? В ЭТОМ СЕЗОНЕ ТАКОГО НЕ БУДЕТ»
– Греет вас история «Рубина», в котором сделана ставка на россиян, пусть пока и не на своих воспитанников?
– А у нас сейчас разве не играют свои воспитанники?
– Я немного о другом – чтобы играли свои 6–7 воспитанников в основном составе?
– Любой клуб будет гордиться этим. Именно для этого и работает наша Академия, и существует четкая вертикаль Академия – дубль – «Спартак-2» – основа.
– Возможно ли, что все 11 игроков старта составят свои воспитанники?
– Когда?
– В этом сезоне.
– В этом сезоне – нет.
– Но если случится форсмажор и евро в один момент вдруг подскочит до ста рублей?
– В этом случае, если курс укрепится на такой отметке, возможно все. Клубы действительно сделают ставку на своих воспитанников, начнут вкладываться в свои школы. У нас это есть уже сейчас. И мы, можно сказать, играем вдолгую. Напомню, что восемь спартаковцев было в расширенном списке сборной России последнего созыва. В него попал даже совсем молодой Давыдов. В итоге в сборную отправились семеро.
– Складывается впечатление, что Мурат Якин не просит новичков – ни летом, ни сейчас.
– Любой тренер всегда думает об усилении и хочет пополнить состав сильными игроками. Был приобретен Куинси Промес, несмотря на свой юный возраст, игрок сборной Голландии, который уже отлично проявил себя в нашем чемпионате.
– Нет, но вы же знаете тренеров. В случае проблем отговорка, как правило, одна и та же – не купили игроков.
– Но прошло всего полгода, как Мурат трудится в «Спартаке». Диалог с тренером по комплектованию команды идет. В первую очередь мы основываемся именно на видении тренерского штаба, но, конечно, не можем не принимать во внимание и ту ситуацию, в которой оказалась российская экономика.
«НАДЕЮСЬ, ДЗЮБА ПРИМЕТ ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ»
– Тема последних дней. «Спартак» покупает Видича?
– Слухи не комментирую.
– Вопрос о Широкове. Игрок в традициях «Спартака», но много говорит. Это непросто для клуба, но интересно болельщикам. Это напрягает клуб?
– Говорил и повторю еще раз – конфликта это не создает. Нет конфликта между игроком и клубом, игроком и тренерским штабом. Есть спортивное и абсолютно нормальное недовольство игрока, который по тем или иным причинам не всегда проходит в состав. У Романа была серьезная травма, из-за которой он не поехал на чемпионат мира, – это тоже не могло не сказаться на психологическом состоянии. Игроки, когда не попадают в состав, поразному реагируют. Но всегда есть корпоративная этика и лимит дозволенного, который никто не переступал и переступать не будет.
– Тино Коста ушел в аренду в «Дженоа». Насколько реальны другие арендные варианты?
– Мы будем реагировать на ситуацию в экономике и на окончательный формат лимита. Сейчас понимаем только одно – сокращать количество иностранцев надо. Список таких футболистов есть, и сформирован он с учетом видения тренерского штаба.
– Большой список?
– Средний.
– Не считаете, что в такой ситуации будет играть один вратарь и 10 иностранцев?
– Нет. Например, иностранцев, которые могут сыграть на позициях крайних защитников, где сейчас задействованы Дмитрий Комбаров и Сергей Паршивлюк, в нашей команде нет. Зато на этих позициях есть конкуренция между российскими игроками. В центре поля регулярно играет Глушаков. Еще очень важный пример – Макеев выиграл конкуренцию на позиции центрального защитника именно у легионеров.
– По контракту Артема Дзюбы вы говорили, что не будет 12 раундов.
– Их и нет. Было сделано определенное предложение. Владелец клуба дважды встречался с Артемом и выразил пожелание, чтобы игрок остался. В ближайшее время должна наступить ясность.
– Прогноз положительный?
– Надеюсь на то, что Артем примет правильное, в первую очередь для себя, решение.
«АДАПТАЦИЯ ЯКИНА ЗАВЕРШЕНА»
– Как проходит адаптация Якина к России?
– Уже не проходит, она завершена.
– Слетал в Комсомольск-на-Амуре, полежал в больнице… Прошел проверку боем!
– Это да. Адаптация, во всяком случае ее основная фаза, закончена.
– Он говорит по-русски?
– Знает отдельные слова. Мы не прописываем это требование в контракте. Он совершенно адекватный, профессиональный человек. Учит русский в свободное время. Большую часть времени проводит на базе.
– Есть ли понимание, что публика требует атакующего, спартаковского футбола, а игра Мурата в эту тему немного не вписывается?
– Смотря с какой стороны посмотреть. Ведь у каждого тренера свое видение, что такое игра в атаке.
– Не считаете, что швейцарцу не хватает российского помощника?
– Когда мы обсуждали эту тему с Якином, необходимости в русском помощнике он не видел. Навязывать кого-то, естественно, не стали. Но если завтра наш тренер попросит такого специалиста, клуб начнет что-то предпринимать.
– Ваша оценка работы РФПЛ за минувший год?
– В плане развития футбола как ТВ-продукта сделаны определенные шаги. Появился цельный продукт. Но вижу недочеты с точки зрения работы лиги в коммерческом направлении, в пиарнаправлении. К сожалению, есть большие вопросы.
Хотелось,чтобы лимит 10+15 утвердили окончательно. Нынешний лимит это шара для агентов и мусорных российских футболистов.