7 мин.

Антикризис-2015. Как 17-летний школьник прославил «Енисей» на всю Россию

Sports.ru запускает новогодний сериал о лучших людях и событиях 2014-го, который поможет вам подготовиться к праздникам и последующим непростым дням.

Полтора года назад парень по имени Стас Меркис, ученик 10 класса из села Казачинское в Красноярском крае, стал ведущим одного из самых бодрых твиттеров про российский футбол. Зимой 2014-го у неофициального аккаунта красноярского «Енисея» – любимого клуба Стаса – почти девять тысяч фолловеров, в его ленте можно отыскать переписки с Романом Широковым, Сергеем Галицким и прочими футбольными селебрити, а про самого Меркиса мастерят сюжеты как местные, так и федеральные каналы. 

Sports.ru созвонился со Стасом и узнал, почему в самом «Енисее» его любят куда меньше, чем в твиттере.

– Как у тебя вообще появилась идея завести твиттер «Енисея»?

– Идея появилась спонтанно. Когда в 2010 году «Енисей» вышел в ФНЛ, он провел очень успешный сезон, и мой друг создал новостной твиттер о команде – то есть, интервью с игроками, текстовые трансляции матчей, и тому подобное. А потом у него появились дела, он этот твиттер с 500 фолловерами оставил, и весной 2013-го я его подобрал и начал вести самостоятельно – сначала в таком же типичном формате. А новая история твиттера началась с шутки про «Анжи» – они в прошлом сезоне проиграли ЦСКА, и шансов на выживание у них практически не осталось. И я, думая, что пишу в свой личный твиттер, написал: «Анжи», ждем вас в следующем сезоне в Красноярске на «Центральном»! А потом открываю уведомления – а там и ретвиты посыпались, и гневные твиты от болельщиков «Анжи». С этого все и началось. Понял, что людям нравится такой формат с шутками, и продолжаю так же вести его до сих пор. Взял с 500 фолловерами, а сейчас их почти девять тысяч.

– Ты сам давно болеешь за «Енисей»?

– Вообще я живу в 200 километрах от Красноярска. Когда мне было 14 лет, я поехал в город на летние каникулы и увидел в интернете рекламу, что будет матч с «Жемчужиной» из Сочи, когда там еще играли Бояринцев и Чех, а тренером был Черчесов. Пришел на стадион – «Енисей» выиграл 4:2, по ходу матча проигрывая 1:2. И то ли это знак был какой-то, то ли просто совпадение, но «Енисей» меня покорил. Я начал пристально следить за командой, болеть, и простое желание поддерживать парней переросло в чувство, что я должен для «Енисея» сделать что-то большее. Вот с твиттера все и началось.

– Самая громкая история, связанная с твиттером «Енисея»?

– Наверное, когда Широков не попал в заявку на матч с «Уралом», и все сказали, что у него конфликт с Якиным, – а я воспользовался ситуацией и пригласил его через твиттер в «Енисей». От руки написал контракт и твитнул. Началась шумиха, СМИ написали, что Широкова ждут в ФНЛ, болельщики предложили контракт экс-капитану сборной. И тут неожиданно сам Роман в твиттере отвечает мне, что согласен и спрашивает, когда начинать работу. В итоге об этом сняли несколько сюжетов на телевидении, а у меня даже брал интервью Life News. Но вообще я стараюсь не светиться, авторство никогда не указываю, стараюсь быть потише.

– Когда о тебе узнали в самом «Енисее»?

– Вообще у меня было несколько шуток про руководство, которые в «Енисее» не поняли.

И на встрече с болельщиками летом руководители команды в довольно жесткой форме со мной поговорили. Что именно говорили – не скажу, потому что не люблю материться. Но было очень неприятно слышать такое от взрослых, состоявшихся дяденек. Понял, что им не нравится этот твиттер, но я его и не для руководства веду – а для болельщиков и для игроков. И если им это нравится, то зачем мне подстраиваться под руководство?

– То есть клуб тебя вообще никак не поддерживает?

– Нет-нет, даже мои интервью с игроками, ролики с ними клуб к себе на сайт никогда не заберет и не напишет об этом. Короче, колхоз у нас.

– Как ты тогда получил доступ к игрокам?

– Так я когда только начинал болеть за «Енисей», как и любой мальчишка, писал сообщения игрокам в соцсетях. Они мне отвечали, так что с тех пор мы поддерживаем связь. Они меня все уже знают, я их тоже, так что общение у нас налажено. Как только у меня появляется новая идея, я им звоню или пишу, и мы что-то делаем.

– Какие совместные акции вы устраивали?

– Самым первым было новогоднее обращение к болельщикам – простенькое, миниатюрное, душевное. И вот сейчас перед новым годом выпустили официальное обращение к Деду Морозу. А летом снимали пародию на ролик сборной России, когда они с плакатами стояли. Я купил ватманы и маркеры за свой счет, все расписал, потом приехал на тренировку, договорился с тренером, рассказал все игрокам и мы сняли ролик.

– Как часто ты бываешь на стадионе, учитывая, что живешь в 200 километрах от Красноярска?

– По возможности – я начал ездить на игры в восьмом классе, сейчас учусь в одиннадцатом. Летом стараюсь вообще ни одного матча не пропускать, а в учебное время – как получится. Все-таки приходится и на дорогу от моего села до города тратиться, и на питание, и на проживание.

– В будущем тебе хотелось бы работать в клубе?

– Я бы хотел работать в «Енисее», только если это будет частный клуб. Потому что при государственном, краевом, бюджетном финансировании это все очень тяжело, и никому ничего не нужно. И возраст работников во многих бюджетных клубах довольно солидный. Плюс, многие работают по знакомству – ну, типа директор клуба знает какого-то мужика, у которого есть сын, и вот этого сына зовут на работу в клуб. Это я не конкретно про «Енисей» говорю, а вообще про бюджетные клубы. 

А так я, если честно, еще толком не определился, куда буду поступать после школы, буду сейчас решать. Но, конечно, хотелось бы, чтобы карьера была как-то связана с футболом.

Твиттер «Енисея». Лучшее

1. Та самая переписка с Романом Широковым и сюжеты телевизионщиков.

 

2. В марте 2014-го «Алания» была официально исключена из ФНЛ из-за финансовых проблем, а во всех оставшихся матчах – в том числе, с «Енисеем» – ей было присуждено техническое поражение. Красноярский твиттер попрощался с «Аланией» вот так:

3. Когда твиттер «Енисея» не переписывается с Широковым и не прикалывается над «Аланией», то внимательно смотрит по сторонам и подмечает забавные детали.

 

4. Летом 2014-го, перед самым отъездом в Бразилию, игроки сборной России снялись в вирусной рекламе Volkswagen, которая быстро разлетелась по всему интернету. Твиттер «Енисея» отправился на тренировку своего клуба и снял ответный ролик: 

5. Самый свежий креатив Стаса: еще одно обращение игроков «Енисея» – на этот раз к Деду Морозу.