9 мин.

Мацуев: «Если «Спартак» станет чемпионом, выбегу на поле и буду крушить все на своем пути»

Всемирно известный пианист Денис Мацуев нашел время в своем безумном гастрольном графике, чтобы подвести итоги футбольного года и поговорить c Sovsport.ru о горячо любимых «Спартаке» и сборной России.

- Вас в этом году кто больше разочаровал: сборная или «Спартак»?

- Меня даже не столько результаты огорчают, сколько реакция на них. На утро после матча с Алжиром я заметил, что нет жуткого послевкусия. И это самое неприятное и печальное, что только может быть. Не то, что мы не вышли из группы и даже не то, что плохо играли. А то, что мы привыкли к неудачам. Это касается и сборной, и «Спартака».

- Зачем тратить нервы перед концертом и смотреть матчи сборной или «Спартака», если все равно ничего хорошего не светит?

- Да потому что я люблю футбол. Даже оказавшись в другой части света, все равно стараюсь смотреть все игры: будь то ночью, рано утром или перед выходом на сцену. И всегда повторяю фразу: настоящий болельщик проявляется не в годы триумфа команды, а когда ей сложно. Даже если мы будем проигрывать Андорре, я никогда не перестану болеть за нашу сборную. Этого в принципе не может быть. Как бы то ни было, но и положительные эмоции мои любимые команды тоже еще способны приносить. Взять хотя бы игру с Южной Кореей.

- Ужасный ведь матч.

- А у меня эмоции невероятные были. Так сложилось, что в день игры давал концерт в Вашингтоне. В шесть наши играли с корейцами, а в восемь я должен выйти на сцену. Смотрел в артистической по wi-fi. Когда Кержаков сравнял счет, я завопил на весь зал. Кажется, сбежалась вся охрана «Кеннеди-центра» в Вашингтоне, они были уверены, что случилось что-то страшное. Гол меня вдохновил и на сцену я выходил в отличном настроении.

Игра с Бельгией – совсем другие эмоции. Смотрели его вместе с Гергиевым в артистической Мариинского театра. Нам забивают в самой концовке, мы проигрываем – а через пять минут надо выходить играть концерт Рахманинова. Как будто специально кто-то подгадывает, что игры совпадают с концертами. Тебя ждут две тысячи человек, а настроение сами представляете какое.

- Провалили концерт?

- Я научился мгновенно переключаться. Отбрасываю все негативное, ненужное и концентрируюсь на выступлении. Но такие поражения, мягко говоря, не помогают. Конечно, это испытание.

- Хотелось бы, чтобы вы сравнили игру наших сборников с какими-нибудь классическими произведениями. Скажем, какую вещь вам в этом году напомнил Акинфеев?

- Русских игроков сравнить? Нет-нет, это невозможно. Понимаю, когда мы говорим о Черенкове или Марадоне. Один - Моцарт, другой – Шопен. Один - тонкий романтик, другой - лучезарный гений. Таких игроков в нашей сборной сейчас нет. И сравнивать их с великими композиторами и великой музыкой я не могу. Давайте подождем, пока они хотя бы что-нибудь выиграют. Или хотя бы выйдут из группы. Да ладно, пусть хотя бы отберутся на чемпионат Европы, для начала.

- А Капелло?

- Про Капелло надо спеть а капелла. Фабио - темпераментный итальянец, которого и с Листом можно сравнить, и с оперным Верди. Легендарная личность. Мы знакомы. Он большой друг моего друга Валерия Гергиева. Кстати, ходит на оперы, любит классическую музыку.

- Что конкретно?

- Любимые его произведения – оперы Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, концерты Рахманинова. Для меня Капелло периода «Милана», когда они обыграли в финале Лиги чемпионов «Барсу» в 94-м – показательный, настоящий Капелло. Паганини, дьявол на скрипке. А вот со сборными он пока не добивался результата. Главная его проблема в России, как мне видится – Фабио никогда не работал с незвездами. У него всегда были звездные составы с выдающимися игроками.

Вообще, мне самому не нравится, когда говорят, что у нас средняя сборная и плохие игроки. То же самое ведь говорили и в 2008-м. И про Павлюченко, и про Жиркова, и про Аршавина с Зыряновым. Средненькая, мол, команда. Для них выход на Евро – это уже, считай, гениальное достижение. А помните, как после матча с Андоррой, когда чудом вышли на Евро, их чуть ли не матом клеймили: «Куда вы вообще едете?».

- Так может их просто больше ругать надо?

- Ни в коем случае. Они же все читают, некоторые из них очень ранимые. Кто-то и надломиться может психологически. Поэтому я так часто повторяю: настоящие болельщики проявляются не столько во время триумфа. Слишком уж много дрязг и скандалов вокруг команды, все клеймят и критикуют парней. Но надо верить и поддерживать. Другой сборной у нас не будет. Я надеюсь и жду, что скоро подойдет новое поколение.

- У вас есть вопросы к Мурату Якину?

- Конечно, есть. Но задавать их, думаю, стоит уже по итогам сезона. У меня ощущение, что пока Якин не высказался до конца. Иногда просматриваются идеи и интересные мысли, но нестабильность просто чудовищная. Когда команда выходит без нападающих, а вся тактика на игру – это навесы в штрафную, становится не по себе. Мало что из этого напоминает о настоящем «Спартаке». Одно дело, если бы такая игра давала результат. Но результата нет. Мне очень не хочется думать, что Якин - очередной Скала, Лаудруп или Эмери.

- Эмери уволили примерно за такой же результат, который сейчас показывает Якин.

- Считаю, что нужно дождаться конца сезона, прежде чем делать какие-то выводы. На самом деле, открытие стадиона абсолютно затмевает все неудачи в нынешнем году.

- За стадион готовы простить «Спартаку» невнятный футбол?

- Да. Стадион перекрывает все разочарования. За одну только эту работу Леониду Федуну надо памятник ставить. Когда я впервые прошел по стадиону, испытал неописуемое счастье. Мы так долго ждали, и вот, наконец, у нас появился свой дом. Поэтому мне не хочется критиковать игру команды. Конечно, все мы надеемся на полное попадание с тренером и новичками. Верим, что получат шанс и заиграют молодые игроки. Мне кажется, Давыдова ждет потрясающее будущее. Если его правильно будут подводить, а не как Яковлева, который уже давно пересидел в запасе.

В общем, открытие стадиона – главное для меня событие года наравне с Олимпиадой. И так здорово, что поставили за воротами памятник Старостиным за воротами. Это некий знак, что все у нас будет хорошо.

- Будет хорошо - с Широковым или без него?

- Ощущение, что Роман пока не понимает, в какой футбол играет «Спартак». Приходил на одно, а его используют совсем в другом качестве. Человек просто в растерянности находится. Надеюсь, Якин все-таки найдет ему нужное применение, потому что таких игроков единицы, тем более русских. Умнейший футболист, который может сыграть на паузе, сделать креативную передачу.

- Три миллиона евро в год для Дзюбы – это не перебор?

- Терпеть не могу заглядывать в карманы других людей, тем более, если это игроки моей любимой команды. Бестактно и неэтично. Век футболиста короток. И вообще, это неправильная для нашей страны идея: раскрывать зарплаты тех или иных людей. Пусть клуб и игрок между собой договариваются, это касается только их. Мы любим игроков не за то, сколько они получают денег, а за их футбол. Давайте абстрагируемся от финансовых дел и просто пожелаем Артему удачи.

- Удачи в «Спартаке», но не в «Локомотиве»?

- Надеюсь, будет принято правильное решение и они договорятся. Очень хочу, чтобы Артем остался в «Спартаке». Но это личное дело игрока и клуба. Есть люди, которые переход футболиста к прямым конкурентам воспринимают с злостью и ненавистью. Но я другого рода болельщик. И приму любое решение Артема.

Конечно, буду очень сожалеть, если это решение будет не в пользу «Спартака». Такие игроки - штучный товар. Дзюба - незаурядный талант, который раскрывается и прогрессирует. Он даже Фабио «поломал». Капелло ведь в упор Дзюбу не видел. На мой взгляд, было огромной ошибкой не взять Артема на ЧМ. При той тактике, которая у нас там была, Дзюба мог стать основным главным оружием сборной.

- Откуда у вас такая любовь к «Спартаку»?

- Я болею с 84-го года. Моя бабушка была страшной болельщицой «Спартака». Страшно страстной. Причем она бредила одновременно «Спартаком» и хоккейным ЦСКА, такая вот любовь. Обожала спорт и любила наших игроков, у нее даже коллекция фотографий была. И привила эту любовь мне. Сказала как-то раз: «Денис, давай с тобой сегодня посмотрим матч «Спартака» и «Динамо» Киев?». Объяснила мне, что к чему, хотя я и сам играл в футбол во дворе. Действительно, игра «Спартака» отличалась от игры других команд. Незаурядное владение мячом внизу. Все мы говорили о стеночках, забеганиях, об этих потрясающих паузах. После первого же матча понял, что хочу еще раз посмотреть игру красно-белых. И поехало. Неизвестно, как сложилась бы моя судьба, если бы не любовь к «Спартаку».

- В смысле?

- В Иркутске я считался вундеркиндом. Фонд «Новые имена», который меня отыскал, настаивал на переезде в Москву – для учебы в школе при консерватории. Но я наотрез отказывался ехать. Ради чего оставлять все, что там было и отказываться от своего детско-юношеского счастья? И бы ни за что не уехал из Иркутска, если бы родители не сказали: «Разве ты не понимаешь, что в Москве сможешь смотреть «Спартак» вживую?». Эта фраза была одной из ключевых в моей карьере. Я ведь бредил «Спартаком» настолько, что знал, кто на какой минуте вышел на замену. Вел свои таблицы, вырезал заметки и фото из «Футбол-Хоккея» и «Советского спорта». Несмотря на пятичасовую разницу во времени, не спал и смотрел матчи в ночи. И тут появилась перспектива побывать вживую на матчах любимой команды - это же такое счастье! Если бы не «Спартак», неизвестно, что было бы дальше.

- Ну, музыкантом бы вы все равно стали. Так ведь?

- Профессия была предопределена. Но сложно предсказать, каким образам развивалась бы карьера в начале 90-х. Но все сложилось, как сложилось, и все это не случайно. Помните, как «Спартак» в 92-м стал первым чемпионом России, выиграв 4:1 «Локомотива», и тысячи болельщиков прорвали оцепление и выскочили на поле Лужников? Я был среди этих болельщиков. Трогал ворота, сетку, носился по полю. В тот момент был счастливейшим человеком на свете.

- Пофантазируем. Вы присутствуете на матче, в котором «Спартак» возвращает себе чемпионский титул…

- Конечно же, я снова выбегу на поле. Это даже не обсуждается. Буду рвать сетку ворот. Буду так же орать и крушить на своем пути все, что мне подвернется.

- Осталось выяснить, когда этот матч наконец наступит.

- Мягко говоря, заждались. Будем надеяться, что произойдет это в период до ЧМ-2018. Верю, что «Спартак» попадет и с тренером, и с футболистами. И что возьмем титул, продемонстрировав нашу, спартаковскую игру.

Источник