Отчет о стажировке в Германии и Голландии
Не знаю. Но рассказывать буду непосредственно о самой поездке.
3 главных момента, на которые я обратил внимание:
Во-первых, это стремление к здравому смыслу во всем. Перед принятием любых решений проводятся исследования и их последующий анализ. В “чуечку” тут никто не верит, а личная симпатия мало кого интересует. Стадионы без маркетинговых исследований никто не строит, чтобы они после международных ивентов не пустовали. Детские тренеры без ежегодного сданного экзамена пост не сохраняют. По блату или за предыдущие спортивные достижения на службу в структуру клуба не попадают. Исключения, конечно, есть, но в целом система работает именно так.
Во-вторых, такими гигантскими организациями, как футбольные клубы, управляют современные прогрессивные умы. Средний возраст коммерческого отдела PSV Eindhoven, состоящего из 11 человек, 30 лет. Младшему сотруднику 25 лет, старшему – 38. – Нет давления со стороны старших? Мол, опыт, все дела?, – спрашиваю я.
– При взаимодействии со старшим поколением конфликта нет, потому что науки становится все больше и больше, и это все понимают. Цифры – главные доказательства, против которых не попрешь. Поэтому у нас со старшими хорошие отношения, – отвечает Ruud Van Elk, 26-летний, Sport Scientist из PSV Eindhoven (у нас вообще есть такие должности?).
Это не означает, что молодой обязательно умный. Это значит, что доверие основывается на других качествах.
Ну и момент третий, самый главный. Философия клубов поменялась. Акцент сместился с клуба/команды на болельщика. Именно они главные в системе, вокруг них и крутится вся эта кухня.
– Посещаемость стала высокой, потому что мы сделали футбол семейным досугом. На него ходят всей семьей, – говорит Stefan Reuter, спортивный директор FC Augsburg.
– Самое важное в нашей работе – это не стадион, не игроки, а болельщики, – подтверждает Guus Pennings, директор по маркетингу PSV Eindhoven.
Чтобы болельщики чувствовали свою важность и сопричастность с клубом, с ними нужно постоянно держать контакт.
– Мы даем обратную связь на любые комментарии, даже негативные. Задача – перевернуть повестку из негатива в позитив. Например, клуб объявляет о дне встречи игроков с болельщиками. Но какой-то болельщик пишет в комментариях к новости, что не придет, потому что один из игроков высокомерный, в прошлый раз не дал автограф и даже не посмотрел в его сторону. Обычно клубы никак не реагирует на такие негативные тексты, в ПСВ же отвечают в духе: “Нам жаль, что прошлая встреча вызвала негативные эмоции, наши игроки не снобы, возможно, у него было плохое настроение. Приходите, и вы убедитесь, что наши игроки клевые”. Думаете, болельщик после такого не растает? Конечно же, ответ будет в духе: “Да я всегда хожу, несмотря ни на что. Спасибо, что ответили”.
Эти же мысли у меня были и до поездки, а теперь я услышал подтверждение от ведущих мировых специалистов, и у меня больше нет сомнений, как должна развиваться современная спортивная организация.
Теперь давайте разберемся: где мы, а где они. Вот несколько примеров:
Чтобы замерить показатели игроков как можно точнее, они проводят тренировки в специальном снаряжении с датчиками или чипами, а по периметру поля расположены считывающие устройства, которые отслеживают все их действия. Приборы измеряют пульс, скорость движения, пройденную дистанцию, ускорения. Язык цифр, а не абстрактные показатели. Далее, в аналитическом отделе их сравнивают с целевыми показателями и отслеживают процесс развития игроков. Индивидуальный подход! Кого-то нужно нагрузить, кому-то, наоборот, дать передышку.
Уже сейчас разрабатывают специальное приложение для смартфонов болельщиков. Оно позволит им уже в ближайшем будущем заказывать еду прямо на своё посадочное место. Оууукей.
В будущем, клубы планируют заняться разработкой, позволяющей автоматически менять размеры поля. 3D-очков (не помню функционал). И пушки-автомата, подающей мячи для самостоятельных тренировок. Порой хотелось сказать: "Прекратите! Хватит взрывать мне мозг! Мы сиденьки-то отмыть не можем! Какие 3D-очки, какие пушки?! Застрелиться?"
Пропасть между российским и европейским футболом громадная. У нас совершенно не думают в длинную. И сегодняшние разовые успехи “Зенита” или “ЦСКА” могут только ввести в заблуждение нашего болельщика. В реальности, российский футбол – это адски-неэффективная машина. Могу только догадываться, каким образом поступают инвестиции в образование своих специалистов в наших клубах, но только представьте себе, что на стажировку было отправлено всего 2 представителя РФПЛ. ДВА! Мне сложно представить, где еще можно получить такие уникальные знания, если не у самых лучших специалистов в своей области из их уст. Уникальный контент, высочайший уровень организации и, конечно, опыт, приобретенный в ходе общения с коллегами. Но факт остается фактом.
Большой респект бизнес-школе RMA. Никита, Катя, Кирилл Эдуардович, thumbs up!
И отдельный привет нашей тусе-джусе :) Был рад знакомству со всеми!