Музпросветом по галактике
Предисловие от Шерлока:
Друзья, очень хочу порадовать вас перед Новым годом (лучше бы валюты прислал) - мы все вместе будем узнавать современную музыку благодаря книге "Музпросвет". Для меня эта книга в свое время стала настольной. Все примеры, приводимые в ней, я буду стараться сопровождать композициями, видео, аудио, фотографиями. Лично мне этого очень не хватало при прочтении - сразу слушать то, о чем говорит нам рассказчик. У вас такая возможность будет. Книга очень спорная (самая частая мысль - автор мудак не прав), провоцирующая на собственные исследования (а правда ли, что диджеинг пошел с ямайки, действительно ли хаус изобрели в США, а не в Европе, что круче - электронная музыка или "живая"), она станет некой попыткой понять все, что происходит в мире музыки на данный момент. Очень надеюсь, что вам она понравится. Вместо унылой тишины можно насладиться вот этим:
Погнали!
О чем эта книга:
Первая краткая история современной музыки после рок-н-ролла, написанная по-русски. Семидесятые, восьмидесятые, девяностые и нулевые. Базовые стили от регги до easy listening, от техно до транса, от индастриала до пост-рока с остановками в фанке, диско, трип-хопе, драм-н-бейсе, хаусе и др. Ключевые термины новой музыкальной реальности, история «новой волны», рождение электроники и диджейства, портреты музыкантов, совершивших революцию в звуке и способах его записи, фрагменты интервью с Ли «Скретч» Перри и участниками группы Kraftwerk. Все это в авторской книге кельнского музыкального критика, ведущего передачи на «Немецкой волне», Андрея Горохова.
Что такое Музпросвет? (предисловие от автора книги)
Музпросвет – довольно противоречивое предприятие, ставящее своей целью расхваливание болячек современной музыки.
Охватить взглядом современную музыку просто невозможно. Искренно полюбить ее во всех ее многообразных проявлениях – тем более. Но и игнорировать ее нельзя.
Ситуация несколько облегчается тем обстоятельством, что не так уж она нова и разнообразна, как кажется на первый взгляд.
Новы и разнообразны ее потребители. В 1998 году в Москве на Горбушке на вопрос «Есть у вас Panasonic?» – я получал ответ: «Да, стоит дома в углу». Продавцы оригинальных западных CD, то есть люди, казалось бы, осведомленные в новых тенденциях, не были в курсе, что вот уже несколько лет финский дуэт Pan Sonic – это одно из самых интересных и радикальных явлений современной музыки.
С тех пор ситуация кардинально изменилась. В прошлом году каждый, кто добрался до Интернета, тут же узнавал, что самое модное и интересное – это электроника, IDM, минимал техно, Владислав Дилэй, Oval, Autechre, лейблы Warp, Mille Plateaux и Mego.
Глядящим сквозь mpЗ-призму стало казаться, что электроника (музыка, ведущая на Западе, скорее, маргинальное существование) – это вообще единственное, что есть интересного и ценного. Все остальное – не считается.
Мне кажется, что вот именно это «mpЗ-поколение» и находит в Музпросвете пищу для ума. Я сам отнюдь не считаю, что электроника – это единственное, что можно называть музыкой, но должен признать, что это именно то, чем сегодня занимаются наиболее инициативные и независимо мыслящие музыканты.
В любом случае, современная музыка, от Kraftwerk до драм-н-бэйса, уже давно заслужила, чтобы на нее был пролит свет.
70-е
Глава первая. Ямайка
Истоки современного, так сказать, ди-джейского отношения к музыке следует искать на Ямайке. Там уже в середине 50-х годов действовало более 250 саундсистем (soundsystems).
Они состояли из колонок, усилителя, проигрывателя грампластинок и грузовика, на котором все это добро разъезжало по дорогам. Но саундсистема – это, разумеется, не столько гора аппаратуры, сколько кустарное предприятие по организации дискотек на свежем воздухе. Саундсистемы заводили ритм-н-блюз, изготовленный в южных штатах США. Почему, собственно, именно его? А потому, что причиной возникновения и распространения саундсистем было то, что далеко не все жители Ямайки обладали портативными радиоприемниками. Особенным шиком считалось слушать транзистор на улице. А из ямайских радиоприемников неслись, разумеется, программы южных радиостанций США. Устроить саундсистему, чтобы орошать модной музыкой всю улицу, – это довольно логичный шаг.
В конце 50-х хозяева саундсистем пришли к выводу, что следует самим приступить к изготовлению музыки, то есть к печатанью семидюймовых сорокапяток.
Самодельный ямайский ритм-н-блюз был довольно быстрым и попрыгучим. Эта музыка называлась ска (ska).
Несколько замедленный и утяжеленный вариант ска в середине 60-х был назван рок-стэди (rock steady).
Музыка продолжала замедляться, значение баса возрастало. В 68-м появился регги, музыка стала более резкой, отрывистой и экстатичной. Бас-партия уже не занималась мягким сопровождением мелодии, а поломалась на части и распалась в последовательность однообразных пассажей, которые задавали ритм. Партия же барабанов становилась все менее виртуозной, ударные ставили лишь акценты на вершинах бас-холмов, служа своего рода ритмическим пунктиром. Вся музыка держится целиком на бас-партии, которую называют риддимом (riddim – ритм).
Многие риддимы состоят всего из двух нот, между которыми и извивается бас. Поскольку мощные удары баса не очень сильно отличаются друг от друга, особое значение обретает пауза, пропущенный удар, сбой в равномерном пульсировании. Поэтому риддим – это последовательность из мощных толчков баса и коротких пауз, ямайский бас не мелодичен, бас задает ритм.
Один раз сочиненный или где-то украденный риддим может быть использован сотни раз – существуют авторские права на мелодию, но не на ритм-партию! Бас-партии, появившиеся в конце 60-х, применяются и по сей день. Общее количество классических риддимов оценивается примерно в пятьдесят штук.
Постоянно повторяющийся короткий бас-пассаж – в музыковедении это явление называется остинатным басом (basso ostinato) – является регги-эквивалентом риффа, на котором строился ритм-н-блюз, а позже – и тяжелометаллический рок.
Рифф исполняется в унисон всеми имеющимися в распоряжении рок-группы электрогитарными силами, не меняется по ходу песни и выполняет функцию одновременно и фундамента, и кованого сапога. Риддим тоже несет музыку вперед, но в отличие от хард-рока вовсе не норовит дать слушателю под зад, а, наоборот, как бы укачивает.
Ямайская музыка предназначалась исключительно для танцев, но, несмотря на то что танцы – это явно профаническое занятие, музыка вовсе не была религиозно нейтральной. В американском ритм-н-блюзе была сильна госпел-традиция, на ямайскую музыку сходным образом большое влияние оказывали религиозные секты и группы.
Во времена ска и рок-стэди стиль одежды и поведения был вполне интернациональным и характерным для моды буги-вуги, твиста и рок-н-ролла: у девушек – высокие прически и узкие цветастые блузки, у юношей – зауженные пиджаки и брюки. Появление регги означало настоящий переворот и изменение мировоззрения. Регги неразрывно связан с религией растафари. (Нельзя не заметить, что бум растафарианства на Ямайке по времени совпал с хиппи-бумом в США, хотя прямой связи тут нет.)
Цель религии – исход из неволи, то есть из Вавилона, и возвращение на священную родину, где закопаны корни – сами понимаете, roots. То, что для темнокожего населения Ямайки далекой родиной является вовсе не Эфиопия, а Конго, значения не имеет. Кстати, в Эфиопию так никто и не вернулся: победило мнение, что нужно сначала разрушить злой Вавилон – царство распутства, порока и наживы – и лишь потом всем вместе – и белым, и черным – вернуться на родину.
Символы религии – лев в короне и триколор. Зеленый, желтый и красный – это цвета эфиопского императорского флага. Долгие тридцать лет – до конца 60-х – религия растафари была уделом кучки фанатиков – мирных и дружелюбных, но крайне немногочисленных и замкнутых. Лишь с появлением регги она стала всеобщим ямайским делом.
Марихуана, бас и Ветхий завет – вот три столпа музыки регги и религии растафари.
Андрей Горохов, Музпросвет ©
Мне кажется, это самая перспективная форма, когда текст сопровождается музыкально-визуальным контентом. Хотелось бы больше ссылок на целые альбомы или же просто большего перечисления представителей того или иного стиля, но это сугубо личные пожелания.
https://www.youtube.com/watch?v=Y3bD8N4hl5I
Дальше будет интересней и смешнее
Ссылки добавил. Там почти все представители жанра. Спасибо за пожелания. Будем стараться сделать еще лучше