3 мин.

«Россияне – больше не дефицитный товар»

Исполком РФС утвердил революционный лимит на легионеров по формуле «10 иностранцев + 15 россиян» в заявке на сезон. Это решение должно кардинально изменить кадровую политику клубов и ценообразование на отечественных игроков.

Я не являюсь сторонником нового лимита, но являюсь противником лимита прежнего, а потому сегодняшнее решение исполкома расцениваю как важный шаг вперед. Конечно, этот лимит не учитывает интересы сборной (впрочем, вся наша многолетняя забота о сборной в ущерб чемпионату дивидендов не принесла) и российских игроков, которые вот-вот откроют для себя слово «конкуренция». Уже вижу, как Виктор Файзулин пакует чемоданы и советует это делать Александру Рязанцеву, другой Александр – Кержаков пересматривает планы доиграть до 2018 года, а известный книголюб Сергей Игнашевич выясняет, были ли в истории ЦСКА центральные защитники-иностранцы.

Хотя с учетом того сумасшествия, которое сейчас царит на валютном рынке, вполне возможно, что это легионерам предстоит задуматься о своей дальнейшей судьбе. Но не будем о грустном.

Новый лимит каждый волен интерпретировать по-своему. Кто-то обязательно усмотрит в нем очередной шаг к краю пропасти – дескать, и так своих игроков почти нет, так теперь будут бегать одни чужеземцы; ну, кроме вратаря, конечно же. Я же в новом лимите вижу тот необходимый, годами напрашивавшийся удар по спросу на российских футболистов. Они перестанут быть дефицитным товаром, а следовательно – на них упадет цена. Время безумных трансферов и контрактов должно остаться в прошлом. Должно – потому что помимо закона спроса и предложения есть человеческий фактор, который у нас имеет куда больше влияния, чем экономические законы. Если управленцы-самодуры вкупе с агентами того захотят, то такие непознанные явления, как «трансфер Бухарова» и «зарплата Кокорина», станут неотъемлемой частью нашей жизни и при новом лимите. И при всяком другом лимите тоже.

И все-таки хочется верить, что нынешняя ситуация в стране немного отрезвит тех, кто еще вчера выкидывал деньги на ветер. Раньше как было. Российский игрок, удачно попавший несколько раз по мячу, становится звездой, о нем говорят, пишут, им любуются, ему прочат светлое будущее – потому что он выделяется на фоне остальных российских игроков, попадающих по мячу. Он переходит в большой клуб за большие деньги на большую зарплату. При этом в клубе понимают, что по уровню мастерства этот игрок ничем не лучше многих иностранцев, которые и дешевле, и не так капризны, но из-за лимита переплачивают за своего. Переплачивают сильно, потому что на этого самородка претендуют другие большие клубы, которые также ограничены лимитом.

Теперь, если отбросить человеческий фактор, то есть нашу систему распилов-откатов, на рынке все должно измениться в лучшую сторону. Клуб больше не будет бегать за капризной доморощенной звездой, он спокойно возьмет иностранца на эту позицию за меньшие деньги. Аналогичным образом поступят и другие клубы. И доморощенной звезде, лишившейся привилегии и осознавшей, что российский паспорт больше не является весомым аргументом в карьере, придется переосмыслить свою роль и начать доказывать профпригодность в условиях естественной конкуренции.

Кому-то может показаться, что я излишне суров в описании российских игроков. Ну так нынешнее поколение, обласканное лимитом (с 2006 года), – слабейшее в истории сборной России. За эти восемь лет наши клубы не явили миру ни одной новой звезды. Кроме звезд инстаграма, вроде Кокорина. Между тем поколение Жиркова, Аршавина, Семшова пробилось наверх без всяких лимитных ограничений. И тем, кого сейчас посетит новый приступ паранойи о том, что отныне на поле будут бегать десять мукунк, стоит учитывать этот исторический факт. Это очень утомительная демагогия.

Михаил Борзыкин