«Все идет к тому, что вскоре придется выбирать: или Якин, или Широков»
В нынешнем сезоне премьер-лиги Роман Широков сыграл 255 минут, только три раза вышел в стартовом составе и успел забить один гол. В матче с «Уралом» он не попал даже в заявку. «Травма», – объяснили Мурат Якин и Леонид Федун. «Травмы нет», – парировал сам Широков. Сценарий, который еще летом расписал коллега Николай Роганов, сегодня стал частью спартаковской жизни.
Есть, впрочем, и другая версия случившегося – Роман не вписывается в тактику Якина. Но и это предположение не имеет ничего общего с реальностью. Во-первых, сложно себе вообразить тренера, которому бы не подошел Широков, с пирловской-то культурой паса (длинные и средние передачи) и титовским видением поля. А во-вторых, тактика Якина – это уравнение с множеством неизвестных. За полгода «Спартак» сменил больше тактических моделей, чем за предыдущие пять-семь лет.
Тому, что Широков не играет, есть только одно объяснение – конфликт с главным тренером. Подобное развитие событий прогнозировалось – очень уж они своенравные, и игрок, и наставник. В «Базеле» у Якина регулярно возникали конфликты с ветеранами команды Штреллером, Фраем и другими из-за несоблюдения субординации. Еще раньше, в «Люцерне», Мурат не находил места в составе своему брату – Хакану, и тот вскоре покинул клуб. Интеллигентность, галантность (в отношении всех, чье мнение интересует), монотонное выражение лица – все то, что мы видим во время флеш-интервью и пресс-конференций – не более чем маска жесткого и принципиального тренера-диктатора.
И вот к такому тренеру попал главный правдоруб футбола российского. Это мы с вами знаем Широкова, уже давно к нему привыкли и почти ничему не удивляемся. А для Якина Широков стал всего-навсего еще одним футболистом, о котором положительно отзываются. И этот футболист, еще даже не начав играть, чуть ли не с больничной койки стал отпускать язвительные комментарии об игре «Спартака». А когда выздоровел, колкости посыпались уже в адрес и Якина, и Федуна. Дошло до того, что игрок стал игнорировать традиционное рукопожатие после замены. Раз сделали вид, что не заметили. Два… Но дальше проблему надо было решать.
И ладно бы Широков ядовито высказывался, когда бы сам в каждом матче тянул команду на себе. Как раньше было: не единого изъяна в игре Широкова Романа! Но ведь за полгода в «Спартаке» Роман не сделал вообще ничего полезного (ну, кроме того самого гола «Локомотиву»). Форму не набрал, визуально стал играть еще медленнее и чаще ошибаться в передачах. Он не только не стал новым лидером «Спартака», как того ждали, но и вообще пока что не оправдал свой переход. Вот у Якина и возник резонный вопрос: а кто вы, герр Широков, такой, чтобы вести себя так вызывающе?
В любом уважающем себя клубе соблюдают субординацию. Без этого невозможен рабочий процесс. Тем более в «Спартаке», где ничего не получается и будущее тренера нависло над пропастью. Зачем Якину еще образование пятой колонны, подрывающей его тренерский авторитет? Некоторые из вас, читатель, являются начальниками; вот попробуйте спроецировать спартаковские отношения на свой рабочий коллектив, и прикиньте, как вы поступили бы в аналогичном случае.
Я в ужасе от игры «Спартака» в этом сезоне, и по тому, как Якин панически меняет тактические схемы и ротирует стартовый состав (уникальный случай в нашем чемпионате), уже сделал вывод, что при этом специалисте будущего у красно-белых нет. Но в данном вопросе я полностью на стороне швейцарца. Широкову для начала надо заняться своим делом, а потом уже, если очень хочется, языком чесать. Ведь пирловской культуры паса и титовского видения поля в исполнении Романа мы не наблюдали с апреля. Вот уже восемь месяцев наш чудный плеймейкер не держит марку.
Все идет к тому, что вскоре придется выбирать: или Якин, или Широков. Но у тренера, по словам Федуна, большой кредит доверия. А значит, лишним окажется игрок. В 33 года да после столь продолжительного застоя это будет означать окончание карьеры. Если, конечно, добрые люди из «Краснодара» не приютят.