Мурат Якин: Состав «Спартака» определяю я!
Казалось бы, совершенно обычный вопрос, адресованный главному тренеру Мурату Якину сразу после встречи с «Локомотивом» про «невнятную игру «Спартака», которой команда, к сожалению, «радует» своих болельщиков в последнее время и ответ Якина телекомментатору относительно того, что данное мнение журналиста «никого не интересует», вызвало массу откликов в среде болельщиков и специалистов. Обеим сторонам пришлось даже провести еще одну встречу в том же составе, но уже в более спокойной обстановке. Неигровой. Тренер Якин не выглядел человеком, готовым к продолжению полемики, а комментатор Журавель, очевидно, был рад, что примирение состоялось. Якину, понятное дело, посыпались вопросы касательно «Спартака», к которым он был как всегда готов, улыбался, не нервничал, отвечал в основном обтекаемо и дипломатично. Хотя, некоторые из слов, сказанных Якином, оказались весьма любопытными. С учетом дня сегодняшнего и дня завтрашнего.
Впрочем, ни этой встречи, ни нервного диалога после матча, возможно, и не состоялось бы, если бы не одна маленькая деталь. Речь о фразе владельца «Спартака» Леонида Федуна о том, что суператакующий стартовый состав команды на матч против «Ростова» был выбран по просьбе зрителей, то есть, его самого. Фразе, которая уже обросла в СМИ таким количеством шуток, что ей можно было бы вполне переходить в категорию анекдотов. Туда, где уже пылятся исторические замечания Федуна про десять тренерских процентов.
Леонида Арнольдовича в данном случае я не осуждаю, как и не собираюсь заострять внимание на персоне владельца клуба, сделавшего очень многое для того, чтобы этот клуб не только играл на своем родном красавце-стадионе, но и оказался способен, наконец-то, завоевывать какие-то трофеи. Ну, а то, что он иногда о чем-то просит главного тренера, по большому счету не страшно. Другое дело, что с владельцем Якин мог бы и поспорить, противопоставить свое видение ситуации, объяснить, что к чему, а не бросаться слепо выполнять то, к чему был ни готов. Ни он сам, ни его нынешняя команда. И вот это, честно говоря, обеспокоило больше всего. Не то даже, что новый тренер мечется из стороны в сторону, пытаясь наиграть какие-то звенья, сочетания, наладить нормальную игру хотя бы в одной из линий. А слепое выполнение пожелания высшего руководства в лице владельца. Потому что суператакующий состав, начерченный на бумаге, но не закрепленный в головах и отлаженный на тренировках, по сути, ломал всю концепцию поисков Якина. Хотя то, что они идут, сомнений нет.
Да, тройка Дзюба, Мовсисян и Промес теоретически выглядела очень серьезно. У каждого есть потенциал, каждый способен забивать, но… Дзюба и Мовсисян при Якине вместе не играли, Промес с ними обоими – тем более. И это уже риск, русская рулетка, в которой главный тренер пошел на слепой риск, который привел к плачевному результату. Дзюба игру не усилил, Мовсесян и Промес – потерялись. Причина этого очевидна. Якин просто не видел вариантов эффективного взаимодействия этой тройки. Он, думаю, в принципе не дошел до этих вариантов в своем видении командной игры «Спартака». А может и не собирался пока что доходить. Если бы не просьба одного из зрителей.
Более того, в своем стремлении поразить болельщиков «Спартака» новой схемой игры, Якин пошел и на другие изменения. Дал на поле место Хурадо, вернул в состав, утратившего было на время тренерское доверие Широкова, но не поставил Эберта, которому вроде как начинал верить все сильнее, Чельстрема, игравшего в последнее время довольно прилично с точки зрения самоотдачи и Ромуло. В обороне вместо Кутина вернул назад Паршивлюка и оставил на скамейке запасных Жоао Карлоса, стабильно выходившего все последние матчи. Зачем Якин сделал все это? Вопрос риторический. Понять суть экспериментов главного тренера «Спартака» становится все сложнее, поскольку игроки, выходящие на поле в основном составе, в отдельных линиях меняются с калейдоскопической быстротой.
Итог этого очередного эксперимента известен: «Спартак» с трудом свел поединок вничью за счет комбинации, проведенной в том стиле, который и ждут от нынешней команды. Быстро, тонко, результативно. Хотя участвовали в атаке игроки совершенно разноплановые: Широков-Эберт-Глушаков. И вот этот эпизод обнадежил более всего. Он, к слову, чем-то даже напомнил первые полчаса встречи с «Мордовией». Во времени, конечно, длился гораздо меньше, но, по сути, был родственен одной деталью: «Спартак» Якина показал, на что теоретически способен. Не случайно, что именно эти игроки, участвовавшие в результативной атаке, и были выбраны в числе лучших футболистов команды в этой встрече. За них потом и проголосовали посетители нашего портала, причем лучшим был избран Глушаков.
Последняя игра этой части чемпионата для «Спартака» легкой быть не обещает. Хотя для турнирного положения большого значения не имеет. В лучшем случае красно-белые останутся шестыми, в худшем – седьмыми. Ни то, ни другое место особого оптимизма не вызывает. Самое главное сейчас – это уйти на долгий зимний перерыв с хорошим настроением, с положительным посылом, который команда может дать болельщикам своей игрой. Если футболисты выйдут не разрозненной командой, где каждый сам по себе, а боеспособным коллективом. Если тренер перестанет слушать пожелания болельщиков в лице высшего руководства, а само это руководство не будет инициировать подобные вещи даже в качестве обычного самого невинного пожелания, сказанного между делом за чашкой дружеского кофе.
Пусть уж сапоги латает сапожник, а пироги печет тот, кому это полагается. В ином случае не надо быть очень прозорливым, чтобы догадаться, чем все может закончиться в ближайшем будущем. В случае со «Спартаком» все это мы проходили в последние годы и не раз… Тем более, что, даже давая интервью на уже упомянутой примирительной телевизионной встрече, Якин не снимает многие вопросы, а наоборот только множит их. «Футбол – это не концерт по заявкам. Состав определяю я!». А как же суператакующий вариант по просьбе одного из зрителей? «Успех – выше стиля». За счет чего же тогда брать очки? За счет везения? Ответов пока, видимо, не будет. По крайней мере, до весны.