Король Эрик. Как Кантона стал иконой английского футбола
Блог «Theatre of Dreams» во второй части специального проекта рассказывает о том, как Эрик Кантона стал самым легендарным игроком в новой истории английского футбола.
Кантона начал писать свою историю в Англии с недолгого пребывания в «Шеффилд Уэнсдей», куда он перешел на условиях испытательного контракта. Француз не чувствовал себя родным на «Хиллсборо» и решил не продлевать с клубом соглашение, хотя все еще мечтал играть в Англии. Эрик, став свободным агентом, тут же заинтересовал руководителей многих клубов, однако быстрее всех спохватились в «Лидсе». Под руководством Говарда Уилкинсона «Лидс» неожиданно взмыл вверх по турнирной таблице в сезоне 1991/92. Несмотря на это, Уилкинсон чувствовал, что ему нужно добавить команде нового персонажа, и тогда появится возможность побороться за титул. Выбор пал на Кантона, и Говард назначил ему встречу в отеле в январе 92 года. Несколько дней спустя, Эрик официально стал игроком «Лидса».
Стоило Эрику перейти в стан «павлинов», как тут же появился культ Кантона – журналистов притягивала жизнь эксцентричного форварда, а фанаты были в восторге от его фирменного стиля приема мяча и способности в одиночку решать исход матча. Кантона производил впечатление, выходя на замену, и тренер решил выпустить его с первых минут на матч с «Уимблдоном», и не прогадал: «Лидс» разгромил «банду психов» со счетом 5-1. В убойной связке с Робом Уолласом и Ли Чапманом, Эрик наводил ужас на соперника. В том матче француз отличился забитым мячом, однако, о его сольном выступлении в матче против «Челси» до сих пор с гордостью вспоминают на «Элланд Роуд». Получив на правом флаге мяч после заброса Гордона Стракана, он перебросил его над головой Пола Эллиотта, а затем мощным ударом вонзил мяч точно в верхний угол. Публика просто взорвалась от счастья после такого удара футболиста.
После зловещего старта карьеры по ту сторону Ла-Манша, Кантона осознал, что по эту сторону он считается не просто иностранцем, а звездой находящейся в самом расцвете сил. К несчастью для «Лидса», команда не сможет рассчитывать на француза в только основанной Премьер-лиге. Погоня за титулом с «Манчестер Юнайтед» продолжалась аж до последнего тура, и 9 голов Эрика за «павлинов» существенно помогли его будущей команде уступить в борьбе за титул. Команда Алекса Фергюсона уступила на «Энфилде» со счетом 1-0, благодаря голу Иана Раша, и титул перешел в руки заклятого врага.
Кантона завоевал свой первый титул в Англии, чему он было безмерно рад, несмотря на то, что уже брал два кубка с «Марселем». Эрик больше не скучал ни по родине, ни, тем более, по «Ниму», где с ним случился один неприятный инцидент. Кантона был дисквалифицирован Французской Федерацией на месяц, но отказался явиться на дисциплинарное собрание, за что получил еще месяц дисквалификации. После решения федерации, Кантона решил объявить о завершении футбольной карьеры. Однако после долгих уговоров Мишеля Платини француз все-таки вернулся, и после посещения психолога отправился возрождать свою карьеру в Англию. Завоевав в первый же сезон чемпионский титул с «Лидсом» и получив теплую поддержку «Элланд Роуд», Кантона осознал, что вновь является желанным футболистом, а его причуды уже не никого не смущали.
Утомленный, не отошедший от похмелья после множества вечеринок и гуляний по случаю чемпионства «Лидса» (кстати, первого за последние восемнадцать лет), Эрик начал паковать чемоданы и вместе с партнерами по сборной отправился в Швецию, на Евро 92. Это было первое серьезное состязание после мексиканского Чемпионата Мира, в котором французы принимали участие, и поэтому команда Платини также считалась фаворитом состязания. Команду представляли такие звезды, как Лоран Блан, Жан-Пьер Папен, Дидье Дешам, а капитаном был Мануэль Аморо. В одной группе с «синими» были хозяева турнира, датчане и англичане. Для Эрика много значило восстановить свою карьеру в сборной, подобному тому, как это произошло в «Лидсе», однако этим мечтам не суждено было сбыться.
Франция, как и Англия, не смогла выйти из группы, хотя, к удивлению многих, это удалось Дании, которая в итоге и станет чемпионом Европы. «Синие» не смогли оправдать высоких ожиданий. Кантона также ничем не запомнился, скорее всего, виной тому была немного странная схема 5-3-2, выбранная Мишелем Платини. В созидании команда не преуспела, в доказательство можно провести скучную нулевую ничью с англичанами. Для Кантона и его партнеров турнир завершился, и огорченный француз вынужден был вернуться в Британию. И там, в довольно рутинном стиле в финале Суперкубка он отметился хет-триком в ворота «Ливерпуля» на «Уэмбли». Впервые надев заветную футболку с седьмым номером, Эрик казался воплощением совершенства, все были без ума от его опьяняющей мощи, атлетизма и работы с мячом, которую с ужасом вспоминает защитная линия «Ливерпуля».
Три недели спустя, он снова отличился. Теперь «павлинам» противостояли «шпоры». Кантона принял непосредственное участие в разгроме лондонцев, приняв участие во всех пяти голевых атаках. К очередному хет-трику Эрик добавил и голевой пас на Чапмана. Кантона полностью влился в ритм английского футбола и благодаря своим потрясающим выступлениям заявил о начале эры «Короля Эрика». К сожалению, Эрик стал свидетелем кризиса команды - фортуна отвернулась от «Лидса». Команда растеряла все предыдущие величие, кульминацией которого стало взятие Кубка в 92 году. В следующем сезоне команда останется без трофеев, ведь дружине Уилкинсона приходилось играть и в Европе, и в новом Чемпионате Англии. Позже специалисты сойдутся во мнении, что главным фактором, повлиявшим на спад команды, стало измождение, вследствие чего она была вынуждена бороться за выживание.
Культ Кантона на «Элланд Роуд» постепенно начал угасать. Эрик был очень зол на тренера за то, что его заменили в матче Лиги Чемпионов против «Рейнджерс» на «Иброкс». Кантона чувствовал большое недоверие к Уилкинсону, к тому же Эрик был несчастлив, ведь приходилось прозябать в кризисном «Лидсе», идущем ко дну, находясь в самом расцвете сил. Ему позволили отъехать на родину, однако, по возвращении все изменилось. Кантона сидел в раздевалке, как внезапно в офис поступил трансферный запрос на приобретение француза от трех главных соперников Йоркширцев: «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуля» лондонского «Арсенала».
И наконец, в ноябре 1992 года, карьера Кантона в Западном Йоркшире подошла к концу. Стремительный уход из сильнейшего, на тот момент, клуба Британии мог загубить карьеру любому, но только не Кантона. Для него непросто было смириться с упрямством Уилкинсона, ведь, француз считал, что уже сполна расплатился за доверие своими голами. Его новый наставник также строго относился к дисциплине, однако, смог оказать должное доверие разностороннему форварду, этим человеком, был Алекс Фергюсон. Тот момент, когда Кантона сел возле Фергюсона на пресс-конференции, чуть приподняв голову, в то время как его новоиспеченный тренер расхваливал своего игрока, стоившего клубу 1 миллион фунтов, навсегда войдет в фольклор «Олд Траффорд». Эрик станет жемчужиной, символом новой философии и успеха «Манчестер Юнайтед» в английском футболе.
«Юнайтед» жаждал форварда, ведь команда в последних пяти встречах четырежды не могла отличиться, и Фергюсон обратился к вице-президенту Мартину Эдвардсу, четко обозначив ему, кого следует приобрести во время трансферного окна. Внезапно, раздался звонок. На том конце провода был Билл Фоттерби, исполнительный директор «Лидса». Он интересовался, выставлен ли Деннис Ирвин, левый защитник «Юнайтед», на трансфер. Эдвардс, конечно же, отверг вероятность этого перехода, и расспросил Фоттерби о ситуации с Кантона, вспомнив просьбу Фергюсона. Фоттерби неохотно рассказал своему собеседнику об испортившихся отношениях Эрика и Уилкинсона и намекнул, что француз может покинуть команду. Фергюсон покинул офис Эдвардса и уже по радио услышал, что Кантона станет игроком «Юнайтед» за 1.2 миллиона фунтов. Позже выяснилось, что это был один из лучших трансферов, проведенных без ведома сэра Алекса.
«Олд Траффорд» стал для Эрика родным домом, а Алекс Фергюсон смог не только раскрыть весь потенциал француза, но и усмирить его дикий нрав. В Манчестере он обрел место, где смог бы оставить за собой наследие. Он уже доказал свою состоятельность в играх за «Лидс», и теперь, в команде Фергюсона он стал тем самым недостающим элементом в механизме шотландца. К слову, дела сэра Алекса не всегда шли гладко, с момента его назначения главным тренером «МЮ», однако триумф в Кубке Англии и победа год спустя в Кубке обладателей кубков вернули его команду на вершину славы, на которой команда не была уже добрых три десятка лет. И Кантона стал венцом тех успехов.
Кантона отлично вписался в новую команду, став важнейшим элементом атакующей линии «Юнайтед», который боролся за чемпионский титул с «Блекберном» и «Астон Виллой». Вялая игра Марка Хьюза и Брайана Макклэра, а также травма новичка команды Диона Даблина позволили выйти Кантона на новый уровень, и француз отлично воспользовался шансом, забив 9 мячей в 22 играх. «Юнайтед» выиграл свой первый титул с 1967 года, обогнав «Астон Виллу» с отрывом в десять очков.
Предстоящий сезон француз начал мощно, «Юнайтед» сохранил Кубок у себя, плюс, команда в финале Кубка Англии разгромила лондонский «Челси» (4-0), благодаря двум точным ударам Эрика с одиннадцатиметровой точки. Кантона вновь был главной ударной силой своей команды, отличившись 25 раз во всех соревнованиях, за что получил награду «Лучший игрок сезона» от PFA. Кантона демонстрировал свой выдающийся талант, энергию и лидерские качества на поле, его представления каждый раз отмечались в прессе, тренеры и даже болельщики противников восхищались игрой Короля. Так, в январе 1994 года болельщики «Шпор» проводили Эрика под аплодисменты, несмотря на то, что их команда проигрывала 1-0.
Сезон 1994/95, а точнее тот самый матч на «Салхерст Парк» никогда не будут вспоминать с любовью болельщики «Юнайтед», но его необходимо рассмотреть, для более объективной оценки карьеры Кантона в Англии. Это был своего рода экзамен для футболиста, который из-за дисквалификации довольно долгое время не мог выходить на поле в составе «красных дьяволов», и вынужден был оплатить огромные суммы штрафов. Игрок рисковал остаться без нового контракта. И тут на передний план выходит Фергюсон. Главный тренер «Юнайтед», известный своей силой убеждения, поменял мышление Эрика. Без Кантона «Юнайтед» не был бы той грозной силой. Вмешательство Фергюсона сыграло важную роль в тот кошмарный период карьеры легендарного француза. И это стоило того, ведь Король вернулся голодным до побед.
Кантона сыграл решающую роль в процессе возрождения «Юнайтед», который под конец сезона 94/95 отдал титул «Блекберну» Далглиша. Кантона восемь месяцев сидел без футбольной практики, поэтому отбыв свою дисквалификацию, француз потащил «Юнайтед» на своих плечах ввысь, стремительно отыграв двенадцатиочковое отставание от «Ньюкасла». Кантона забил несколько важных голов, а самый главный – на поле «Сент Джеймс Парк», который обратил гонку за титул в пользу «МЮ». Та кампания стала удачной для ребят Ферги, которые оформили второй дубль за три года. Кантона вывел свою команду на поле «Уэмбли» в финальном матче Кубка Англии с «Ливерпулем» с капитанской повязкой на руке. В этой встрече француз отличился, вколотив мяч под перекладину на 86 минуте, тем самым, став единственным капитаном-иностранцем, приведшим свою команду к успеху в Кубке Англии.
Завершая карьеру профессионального футболиста, в своем последнем сезоне, Эрик был назначен капитаном «Юнайтед», заменив ушедшего Стива Брюса. Этот сезон не был лучшим в его карьере, так же, как не был самым волнительном в истории английской Премьер-лиги. «Юнайтед» праздновал чемпионство в четвертый раз за пять лет. Несмотря на это, француз по-прежнему продолжал показывать гениальную игру, как и большую часть своей карьеры на «Олд Траффорд». Его игра навсегда останется в памяти миллионов.
Перевод: Валех Раджабов
Король Эрик. Каким Франция запомнила Кантона
Кубок обладателей кубков наверно имелось ввиду.